Похожие презентации:
Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Республике Беларусь
1. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Республике Беларусь
2. План:
1. Религия как тип мировоззрения, каксоциальный институт, как организационное
образование. Специфика социологического
анализа религии.
2. Социальные функции религии.
Социодинамика религиозных систем.
3. Религиозная ситуация в Республике
Беларусь.
3. Демографическое исследование, проведенное в 2010 г. Pew Research Center в более, чем 230 государствах и территориях, показало:
• 32% от общей численности человечестваисповедуют христианство,
• 23% – ислам,
• 15% – индуизм,
• 7% – буддизм,
• 0,2% – иудаизм.
4. По прогнозам Pew Research Center к 2050 г.:
• христиане останутся крупнейшейрелигиозной группой, но ислам будет расти
быстрее, чем любая другая из основных
религий, так как среди мусульман в среднем
много молодых людей, обеспечивающих
высокую рождаемость. К 2050 году доля
мусульман составит 30% населения и будет
почти равна числу христиан (удельный вес
которых прогнозируется 31%).
5.
Мировоззрение – сложная система взглядовна объективный мир, совокупность знаний,
убеждений, идеалов, ценностей, образующих
целостный взгляд на мир и место человека в
нем.
Исторические типы мировоззрения:
Мифологическое
Религиозное
Философское
Научное
6. Религия -
Религия 1) специфический тип мировоззрения имироощущения, т.е. совокупность
убеждений, ценностей, взглядов на мир и
человека как творение Бога.
2) такая форма духовной жизни, которая
основана на вере в сверхъестественное
(духов, Богов, единого Бога) и предполагает
определенный образ жизни, строго
соответствующий содержанию веры.
7.
Социология религии изучает религию каксоциальное явление, её социальные
проявления, т. е. те структуры, процессы,
социальные связи, образцы поведения,
религиозные группы, которые возникают по
поводу религиозного феномена.
Структура религии как социального
явления:
1)
2)
3)
4)
религиозное сознание
религиозный культ
религиозная организация
религиозные отношения
8.
Религиозное сознание – формаобщественного сознания (взгляды, идеи,
представления), главным признаком которого
является вера в реальность сверхъестественных
сил.
Религиозный культ – система
символических действий, с помощью которых
верующие выражают свою приверженность к
той или иной религии и стремятся
воздействовать на сверхъестественное.
9. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманской религии, статуя или изображение
Будды в буддизме; вхристианстве обязательными считаются такие
обряды, как крещение новорожденных и
отпевание усопших, крестный ход на Пасху; на
Руси для воздействия на сверхъестественные
силы церковь нередко организовывала
«чрезвычайный крестный ход»
10.
Религиозная организация – формаобъединения верующих и средство управления
ими.
Религиозные отношения – устойчивые,
повторяющиеся связи и взаимодействия
между различными социальными группами и
сообществами людей, связанных единой верой
и взаимными обязательствами.
11. Виды религиозных организаций:
церковьсекта
деноминация
12. Церковь -
открытая массовая религиознаяорганизация, имеющая большое
количество сторонников в разных слоях
общества, а также прочные и длительные
связи с обществом.
13. Церковь как религиозная организация
• имеет единое вероучение, определяющее поведение,деятельность и этику верующих
• в ней существует деление на рядовых верующих
(миряне, прихожане) и духовенство, то есть
служителей культа (церковнослужители и
священнослужители) – людей, которые занимаются
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
религиозной деятельности и религиозных отношений.
• имеет также централизованную систему управления
отдельными церковными подразделениями
• специфические культовые здания и сооружения.
14. Секта -
группа верующих, отвергающая ценностиофициальной церкви и возникающая, как
оппозиция по отношению к
господствующей церкви, это организация
меньшинства.
представляет собой закрытую или полузакрытую
организацию, вход и выход из которой затруднены
(замкнутость)
претендует на исключительность вероучения
отказывается от многих сторон общественной жизни
(самоизоляция),
имеет строгую дисциплину;
как правило, имеет харизматичного лидера,
претендующего на роль живого Бога, распадается и
исчезает, когда умирает (или уходит) ее лидер
выражает нетерпение к инакомыслящим.
15. Деноминация -
промежуточное звено междуцерковью и сектой; более
многочисленна и открыта, чем
секта, и образовывается, как
правило, в результате
укрупнения секты.
Деноминация – религиозная организация
современного типа; отличается
веротерпимостью, отсутствием жесткого
соблюдения дисциплины, стремится завоевать
как можно больше сторонников.
Например, такие протестантские деноминации, как
баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в
результате откола от христианской церкви.
16. Социальные функции религии:
1) компенсаторная: религия восполняет практическое исоциальное бессилие людей в конкретной жизненной
ситуации;
2) интегративная: религия как средство объединения и
сплочения (или разъединения) людей одной веры;
3) мировоззренческая: предлагает определенный
взгляд на мир;
4) коммуникативная: обеспечивает общение с
единоверцами;
5) регулятивная: регулирует поведение верующих через
систему традиций, обычаев, установок, которые
содержатся в вероучении;
6) культуротранслирующая: через религию
передаются достижения культуры от народа к народу,
от поколения к поколению;
7) придание смысла человеческой жизни.
17. Функциональными эквивалентами религии являются:
психотерапия,
медитация,
политические партии,
общественные организации и объединения
по интересам (университет золотого возраста,
общество анонимных алкоголиков и др.)
18.
Социодинамика религиозных систем –изменение религии во времени.
В социодинамике выделяют:
секуляризация
сакрализация
процесс освобождения различных сфер
общественной жизни (государство,
политика, культура, образование, семья)
от влияния и воздействия религии
и церкви; вытеснение религии светскими
(нерелигиозными) формами организации
жизнедеятельности людей
усиление влияния религии и церкви на
общество и его подсистемы
19. 3 Современная религиозная ситуация
Республика Беларусь – светскоенерелигиозное государство.
Государство отделено от религии и церкви.
Религиозные организации не выполняют
государственные функции, равны перед
законом.
Свобода вероисповедания в Беларуси
гарантирована Конституцией страны (ст. 16,
31). Права и свободы верующих закреплены также
в Законе Республики Беларусь «О свободе
вероисповеданий и религиозных организациях».
20. В Республике Беларусь сложился поликонфессиональный уклад религиозной жизни. Пестрая поликонфессиональная структура
белорусского общества является историческойтрадицией, характерной для белорусского
общества со времен средневековья
На данный момент в РБ насчитывается 26
религиозных конфессий и направлений.
Наиболее распространенные:
Белорусская православная церковь (1643 прихода),
Римско-католическая церковь (491 община),
протестантские религиозные организации (14
религиозных направлений).
21.
Религиозное сознание населения РБ:83% населения культурно
идентифицируют себя с
православием;
9,5% - культурно идентифицируют себя с
католицизмом
2% - с другими (иудейская,
протестантская, мусульманская)
Не считают себя приверженцами
религиозных конфессий 5 %
22.
По данным социологического опроса:65% - считают себя верующими, однако
только 9% активно ведут себя в
религиозном плане: постоянно
принимают участие в богослужениях и
отправлении всех обрядов и таинств);
Все остальные – «верующие вообще»
(представляют себе Бога как высший разум,
высшее Добро, Справедливость).
23. Западная и Восточная Беларусь различаются
• большей и меньшей религиозностью• По данным белорусских социологов,
65% респондентов объявляют себя
верующими, в Гродненской области –
85 %.
• Уровень религиозности в Западных
областях является более высоким:
Верующие составляют 70-80 % населения
24.
В Беларуси существуют так называемые этноконфессиональные группы, где национальнаяпринадлежность и вероисповедание слиты воедино
(татары-мусульмане, поляки-католики, евреи-иудеи,
русские-старообрядцы, немцы-лютеране).
Прослеживается тесная связь религиозных
организаций с культурно-просветительскими
учреждениями и с этническими группами, которые
отличаются от белорусов вероисповедальной и
национальной принадлежностью.