«евхаристический кризис»
Исторические свидетельства
Очерки об общине
о. Понтий Рупышев (1877–1939)
Монастырь в миру: свв. Алексей и Сергий Мечевы и их община
11.07M
Категория: ИсторияИстория

Белое духовенство в предреволюционные годы

1.

2.

«покаяльная семья»

3.

4.

5.

6. «евхаристический кризис»

7.

«Должен всяк Христианин и часто, а хотя бы единожды в год
причащатися святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше
изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам
спасении. Елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть
Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к живому
вечному. Аще не ясте тела Сына человеческаго, и не пиете крове Его,
живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем
себе быть убы единаго мысленнаго тела Христова, сиесть, сообщники
единой Святой Церкви, яко же глаголет Апостол 1 Коринф. глава 10.
Чаша благословения юже благословляем, не общение ли крове
Христовы есть? Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть?
Яко един хлеб, едино тело есмы мнози; вси бо от единаго хлеба
причащаемся. Того ради, аще который Христианин покажется, что он
весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не
есть в теле Христове, сиесть, не есть сообщник церкви, но раскольщик. И
несть лучшаго знамения, почему познать раскольщика. Сие
прилежно подобает наблюдать Епископом, и приказывать, чтоб им
священницы приходские по вся годы о своих прихожанах доносили,
кто из них не причащался чрез год, кто же и чрез два, и кто никогда
же. И таковых понуждать ко исповеданию клятвенному, аще суть они
сыны церкве, и проклинают ли вся полки раскольнические, которые где
ни есть в России обретаются, Понуждение же оное клятве, не иное
имать быть, только угрожением, что если не похотят клястися, и
проклинать именно вся раскольническая согласия; то объявление о
оных издастся, что они суть раскольщики. Не малая бо польза ведать о
сем: ибо многие раскольщики, под одеждою православия крыющиеся,
вместо того, чтоб боялися, еще сами воздвизают гонение на церковь. И
не токмо ругают чин священный и, сколько могут, пакостят ему, но
мирских, своему безумию несогласных, всячески утесняют, о чем могут
засвидетельствовать людие веры достойнии».

8. Исторические свидетельства

• Димитрий Ростовский свидетельствует, что в
Великой России не только простолюдины, но и
«иерейстии жены и дети мнози никогдаже
причащаются... иерейстии сыны приходят ставитися
на места отцев своих, которых егда спрашиваем:
давно ли причащалися? мнозии поистинне сказуют,
яко не помнят, когда причащалися»
• И. Т. Посошков (1670-1726) сообщает, что «не
состаревся, деревенские мужики на исповедь не
хаживали; и тако инии, и не дожив до старости, и
умирали».
• В грамоте Царя Алексея Михайловича, посланной в
Свияжск в 1650 г., он сетует, что «в городах и селах и
деревнях христиане живут без отцов духовных,
многие и помирают без покаяния, а о том нимало не
радеют, чтоб им исповедать грехи своя и Телу и
Крови Господней причащатися»
• В другой грамоте тот же Царь свидетельствует о
новгородцах, что многие из них, «разных чинов
люди... николи не имели духовных отцов» и только
перед смертью задумывались о причащении

9.

10. Очерки об общине

• «Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое
посредством всяких взаимно скрепляющих связей» (Еф. 4:16)
• «И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:4)
• «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа;
и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них
было общее» (Деян. 4:32)
• «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно
место всех живущих по городам или селам…» (Иустин Мученик,
100–165)
• «Старайтесь иметь только одну Евхаристию. Ибо одна плоть
Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови
Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и
диаконами» (Фил. 4. 1)
• «уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был
мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры»
(Афанасий Великий. Житие Антония)

11.

12.

13.

14. о. Понтий Рупышев (1877–1939)

15. Монастырь в миру: свв. Алексей и Сергий Мечевы и их община

16.

Тексты: Хондзинский Павел, свящ. Опытное богословие святого
праведного Иоанна Кронштадтского // Святой праведный Иоанн
Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы / ред.сост. свящ. Павел Хондзинский. М.: ПСТГУ, 2011. С. 98—136; Хондзинский
Павел, свящ. Святой и время (в печати).
Вопросы:
1) Можно ли говорить о евхаристическом кризисе в Синодальную эпоху?
2) Посему богословие св. Иоанна Кронштадтского можно назвать
«опытным»?
3) Что такое «покаяльно-богослужебная семья»?
English     Русский Правила