Типология государства
1. Понятие типологии государства и ее значимость
2.Формационный подход к типологии государства
Цивилизационный подход к типологии государства
83.72K
Категории: ИсторияИстория СоциологияСоциология

Типология государства

1. Типология государства

1. Понятие типологии государства и ее значение, подходы.
2. Формационный подход к типологии государства.
3. Общая характеристика типов государства с позиции
формационного подхода
4. Цивилизационный подход к типологии государства.

2. 1. Понятие типологии государства и ее значимость

Понятия: «типология» и «типология государства», «исторический тип
государства».
Типология - это учение о типах – больших группах (классах) тех или иных
объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа
признаков.
Типология государства - это его классификация, предназначенная для
разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые
дали бы возможность раскрыть их специфические особенности, социальную
сущность, обусловленную соответствующей исторической эпохой.
Таким образом, в основе типологии государства
лежит понятие
«исторический тип государства»
Исторический тип государства – это система его важнейших сторон и черт,
свойств, порожденных соответствующей исторической эпохой.
Значение типологии государства как метода познания :
содействует более глубокому выявлению признаков,
свойств, сущности государства;
позволяет проследить закономерности развития государств и
их структурные изменения
позволяет прогнозировать их дальнейшее существование

3. 2.Формационный подход к типологии государства

В основе формационного подхода лежит марксистское учение о развитии
человеческого общества как естественно-исторического процесса
закономерной смены одной общественно-экономической формации
(далее формация) другой.
Каждой формации ( кроме первобытнообщинной) соответствует свой
тип государства и права.
Формация – это закономерная ступень в развитии общества,
характеризующаяся единством экономического базиса ( способа или типа
производственных отношений)
и возвышающейся над ним надстройкой (совокупности идей, теорий,
взлядов, различных социальных институтов и учреждений , в том числе
государства и права), которая обуславливается экономическими факторами.
Переход от одной формации к другой происходит под воздействием
изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена
одного экономического строя другим влечет изменения в государственноправовой надстройке. Так один тип государства закономерно сменяется
другим в ходе социальной революции.

4.

несоответствия (конфликта) характера производственных отношений
уровню развития производительных сил общества.
Согласно формационной теории
исторический тип государства - это закономерная ступень в развитии государств
уществующих в пределах одной формации и характеризующихся единством
кономической основы и классовой сущности .
Таким образом, исторический тип государства – это совокупность следующи
есно взаимосвязанных черт государства – определенная экономическая основа
обусловленная ее классовая структура общества и соответствующая классовой
труктуре общества – классовая сущность государства
Самостоятельно: отметить достоинства и недостатки формационного подхода.
Выделяют четыре типа государств:
рабовладельческое государство, феодальное государство
буржуазное государство, социалистическое государство
Самостоятельно: дать характеристику данным типам государств и
соответствующим им типам права

5. Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода к типологии государства лежит
цивилизационный подход к познанию истории развития общества, суть
которого состоит в:
учете при характеристике развития конкретных стран и народов не
только развитие процессов производства и классовых отношений, но и
духовно-культурных факторов;
• признании многовариантности исторического развития .
Представители цивилизационного подход
к познанию истории развития общества: русский историк и
социолог Николай Яковлевич Данилевский, русский социолог Питирим
Сорокин, английский историк и социолог Арнольд Тойнби, немецкий
философ Освальд Шпенглер;
типологии государства : современный американский социолог У.
Ростоу, российский ученый юрист Анатолий Борисович Венгеров.

6.

Понятие «цивилизация» многозначно, поэтому и
существует множество определений данного понятия
Согласно А.Тойнби,
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью религиозных,
психологических, культурных, географических и иных
признаков.
По мнению А.В. Венгерова,
Цивилизация

это
социокультурная
система,
включающая
социально-экономические
условия
жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его
основы, степень гармонизации человека и природы, а также
уровень экономической, политической, социальной и
духовной свободы личности.
Самостоятельно: отметить достоинства и недостатки.

7.

КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ
1) Хронологические, исходя из этапов исторического
развития:
1. Локальные цивилизации, каждая из которых имеет
совокупность взаимосвязанных социальных институтов,
включая государство (древнеегипетская, китайская,
западноевропейская, инкская, эгейская и др.)
2. Особенные цивилизации (индийская, китайская,
западно-европейская, восточно-европейская, исламская
и др.) с соответствующими типами государств.
3. Современная цивилизация с ее государственностью,
которая в настоящее время только складывается и для
которой характерно совместное существование
традиционных и современных социально-политических
структур.

8.

КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВ
2) Хронологические с точки зрения возникновения
цивилизации и роли в них государства:
1. Первичные цивилизации, - в них государство играет
ключевую роль в развитии социально-экономической
сферы, а не только политической; тесно связано с
религией в единый политико-религиозный комплекс,
религия выполняет политическую (древнеегипетская,
ассиро-вавилонская, шумерская, японская и др.)
2. Вторичные цивилизации, - государство не
составляет элемент базиса, устанавливаются
различия между государственной властью и
культурно-религиозным комплексом, но правитель не
вправе нарушать религиозные догмы, иначе его
власть не будет признана законной( западноевропейская, восточно-европейская,
североамериканская и др.) (А.Б.Венгеров)
English     Русский Правила