Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.
Монументальная пропаганда
Картина Юона Новая планета 1921 г.
8.66M
Категория: ИсторияИстория

Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах

1. Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.

§ 37 с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В.
История 11 класс.
§ 16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История
Отечества 11 класс.

2.

1. Борьба с неграмотностью
Курсы Ликбеза.
Ленин одной из главных задач построения социализма в
стране считал борьбу с неграмотностью.

3.

1. Борьба с неграмотностью
Народное
образование в СССР:
Сборник документов
1917 – 1973. – М., 1974
В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой
школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она
управлялась на основе самоуправления, поощрялось
педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.

4.

1. Борьба с неграмотностью
При
поступлении в
ВУЗы
преимуществом
пользовалась
беднота.
Народное образование в СССР: Сборник
документов 1917 – 1973. – М., 1974

5.

1. Борьба с неграмотностью
Для того чтобы рабочие и
колхозники могли учиться
в ВУЗах при них
создавались рабочие
факультеты. Государство
обеспечивало
выпускников рабфаков
стипендиями и
общежитиями.
Б.Иогансон.
Рабфак идет!

6.

1. Борьба с неграмотностью
В 1919 г. совнарком
принял декрет о
борьбе с
безграмотностью.
Все люди возрасте от
8 до 50 лет должны
были обучиться
грамоте на родном,
или русском языке,
для этого по всей
стране были созданы
специальные школы.
Народное образование в СССР: Сборник
документов 1917 – 1973. – М., 1974

7. Монументальная пропаганда

Монументальная пропоганда
Памятникобелиск с
именами
выдающихся
мыслителей
и
революционе
ров в
Александров
ском саду

8.

Монументальная пропоганда
Монументальная пропоганда
Отреставриров
анный обелиск
в честь 300летия династии
Романовых в
Александровск
ом саду в
Москве на
месте
уничтоженного
обелиска
социальным
мыслителям

9.

Так на здании Гос. Думы, над главным входом, в небольшой нише, где раньше был
герб Москвы, разместили барельеф работы Г. Алексеева с изображением рабочего
и крестьянина

10.

«Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят», барельеф
на здании типографии "Утро России"

11.

Барельеф
И.Ефимова
Монументальная пропоганда

12.

Монументальная пропоганда
Памятник А. Н.
Радищеву.
1918 г
Первый памятник
поставленный в Москве
после революции

13.

Обелиск
"Советская конституция»
Н.А.Андреев
Проникнут революционным
настроением

14.

10 декабря 1922 года, по
ленинскому плану
монументальной пропаганды во
дворе старого здания
Московского университета на
Моховой улице были открыты
памятники Николаю
Платоновичу Огарёву и
Александру Ивановичу
Герцену. Николай Огарёв
изображён стоящим с
перекинутой через согнутую руку
крылаткой. Памятники,
выполненны в бетоне с
гранитной крошкой — на бронзу
просто не хватило средств.
Памятники Н.П. Огарёву и
А.И. Герцену созданы
скульптором Н.А. Андреевым и
архитектором В.Д. Кокориным.

15.

Н. Огарёв
изображён
стоящим с
перекинут
ой через
согнутую
руку
крылаткой
.

16.

Самой известной из
мемориальных досок "Павшим в борьбе за мир и
братство народов",
исполненной скульптором С.
Т. Коненковым (на
Сенатской башне Кремля)
Барельеф, составленный из
49 кусков подкрашенного
цемента, представлял собой
изображение крылатого Гения
Победы с красным знаменем
в правой руке и зеленой
пальмовой ветвью (символом
бессмертия) - в левой. У ног
его, перевитые траурной
лентой, разбросаны
поломанные сабли и ружья;
за плечами - восходящее
солнце, лучи которого
составлены из слов
"Октябрьская 1917
Революция".

17.

5. «Новое искусство»
С.Эйзенштейн, И. Пырьев,
М. Штраух, Э. Гарин.
В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура».
Пролеткульт охватил ок. 400 000 человек и ставил задачу
сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр
рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух,
Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация
пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских
функций.

18.

5. «Новое искусство»
Александр
Константинович
Воронский
В 1921 г. вышел первый номер первого советского
толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 –
1927 гг. был Александр Константинович Воронский.

19.

5. «Новое искусство»
Появилась плеяда талантливых писателей: М.Шолохов,
Михаил Шолохов
Шолохов М. Тихий Дон. Романгазета № 7, 1929 г.

20.

5. «Новое искусство»
Сцена из спектакля
«Любовь Яровая»
К. А. Тренёва. Малый театр.
1926.
К.Тренев, В. Иванов, Н. Тихонов, М. Шагинян, В.А. Каверин,
Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, И.Бабель и др.

21.

5. «Новое искусство»
И. Бабель,
1921 год.
И. Бабель

22.

5. «Новое искусство»
В. Катаев и Ю. Олеша. 1920-е
годы.
Многие литераторы по
своему убеждению были
аполитичны. Так, в
манифесте объединения
“Серапионовы братья”
провозглашалась
независимость
художественного творчества
от политики и идейных
убеждений. Однако
творчество “Серапионов”,
среди которых были Н. С.
Тихонов, К. А. Федин, М. М.
Зощенко, В. А. Каверин,
выходило за рамки данной
декларации.

23.

В живописи на
первый план вышло
искусство
агитационного
плаката (В. Дени, Д.
Моор)
Да Здравствует Первое
Мая
Дени Виктор Николаевич

24.

Апсит А. П. Плакат «1 мая»

25.

5. «Новое искусство»
Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю
от нечисти
Дени, Черемных
МООР Д.С. Плакат. 1920

26.

В обстановке послевоенной
разрухи голод, поразивший 35
губерний, самые хлебные
районы страны, создал новую
угрозу завоеваниям
революции. Советская власть
использует все средства,
чтобы помочь пострадавшим
районам: правительство
мобилизует трудящихся, идет
на такие меры, как изъятие
церковных ценностей с целью
приобретения необходимых
продуктов и т. д. Плакат Моора
был настоящим оружием в
этой огромной кампании по
спасению людей.

27.

Один из самых популярных
плакатов художника,
властно призывавший
встать на защиту
завоеваний Республики.
Создан в конце июня 1920 г.,
за одну ночь. В это время
контрреволюция сжимала
Советскую Россию с двух
сторон: Врангель, занявший
почти всю Северную
Таврию, шел на Донбасс, а с
запада наступали войска
панской Польши.
Ты записался добровольцем?
Плакат. 1920

28.

В течение всего периода
гражданской войны
неоднократно объявлялись
военные мобилизации с
целью укрепления
действующих фронтов.
Агитационно-призывные
плакаты советских
художников были не
дополнением к
мобилизационновербовочной кампании, а
ее действенным звеном.
Ты записался добровольцем?
Плакат. 1920

29.

Окно РОСТА: Рабочий при капитализме работал из-под палки - плакат художник:
Маяковский

30.

Окна сатиры Роста

31. Картина Юона Новая планета 1921 г.

32.

А.А.Рылов в голубом просторе

33.

К.С. Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», 1920 год

34.

Н. Купреянов. Броневик. 1918. Гравюра на дереве

35.

КРЕЙСЕР АВРОРА. Н.Н.Купреянов Гравюра на дереве. 1923.

36.

5. «Новое искусство»
В 1920 г. Владимир Татлин
создал свой знаменитый
проект «Памятник III
Интернационалу», в котором
воплотились новые идеи
синтеза символических и
утилитарных форм.
Владимир Татлин

37.

5. «Новое искусство»
На спираль высотой 400
метров нанизывались
помещения в виде простейших
геометрических форм из стекла
— куб, пирамида и цилиндр,
которые вращались с
различной скоростью. Куб (для
проведения
интернациональных съездов)
должен был оборачиваться
вокруг своей оси раз в год,
пирамида (для исполнительных
целей) — раз в месяц, и
цилиндр (информационный
центр) — раз в день.

38.

5. «Новое искусство»
Сегодня мы назвали бы это
нереализованное целиком
произведение кинетической
пространственной
инсталляцией, в которой
большая роль отводилась
светодизайну. Дело в том, что
по замыслу Татлина, на
сооружении должны были
располагаться прожектора,
которые проецировали бы на
облака световые тексты
лозунгов.

39.

5. «Новое искусство»
Д. Шостакович, В. Маяковский,
В. Мейерхольд работают над
пьесой «Клоп».
Ассоциация художников революционной России
ставила задачу отображения «революционных
будней». Студия М. Грекова работает над военной
тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли
внимание «будням великих строек». И.

40.

Живопись АХРР
И.Бродский «Ленин в Смольном»

41.

Бродский И. И. Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих
Путиловского завода

42.

Г.Г.Ряжский.
Делегатка. 1927

43.

Георгий
Георгиевич
Ряжский
(1895—
1952)
Председательница

44.

Сергей Васильевич Малютин
Портрет Д.А.Фурманова [1922]

45.

С. В. Малютин. «Автопортрет». 1901 г. Государственная Третьяковская галерея

46.

А. Е. Архипов. Крестьянка. Масло.

47.

А.Е.Архипов
Девушка с кувшином. 1927

48.

Борис Николаевич Яковлев Транспорт налаживается (1923)
первый индустриальный пейзаж в советской живописи

49.

5. «Новое искусство»
Ассоциация художников революционной России ставила
задачу отображения «революционных будней». Студия М.
Грекова работает над военной тематикой,
М. Греков. Конармейская тачанка. 1933

50.

Греков М. Б. На Кубань!

51.

А.М. Герасимов
зачастую писал «вождя
Октябрьской
революции и мирового
пролетариата» с
открытым ртом.
Художник полагал, что
портрет станет более
эффектным, если его
модель будет что-то
провозглашать.
Известно, что на
историческом Пленуме
Моссовета в 1922 г.
было заявлено: «Из
России нэповской будет
Россия
социалистическая».
Выступление В.И. Ленина на Пленуме
Моссовета 20 ноября 1922 года. 1930.

52.

Действие происходит в Закавказье. Из 27 пойманных
бакинских "коммисаров" по приговору военно-полевого суда
под председательством казачьего генерала Мартынова, 26
были расстреляны, а один за помощь контрразведке был
отпущен.
И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925

53.

54.

«ОСТ»
Дейнека
Александр
Александрович
На стройке
новых цехов

55.

А.А.Дейнека Оборона Петрограда

56.

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА Футбол. 1924

57.

Пименов
Ю.И.
Картина
Даешь
тяжелую
индустрию

58.

Сергей Лучишкин. " Шар улетел". 1926

59.

Лучишкин Лыжники 1926

60.

«4 ИСКУССТВА»
Девушка у окна. 1928 - Петров-Водкин

61.

Петров-Водкин. «1919
год. Тревога». 1934 г.
Санкт-Петербург.
Русский музей.
Художник счел нужным в
интервью и
беседах подробно
объяснить свой
замысел: на картине
показана квартира
рабочего,
расположенная в городе,
которому угрожают
белогвардейцы. Семья
рабочего охвачена
тревогой, причем это не
просто человеческая
тревога, а тревога
классовая, зовущая к
борьбе.

62.

Петров-Водкин. Смерть
комиссара
Все в этой картине - как во всяком
большом произведении искусства
- неоднозначно, в каждой детали
за прямым ее содержанием
всплывает более общий и
глубокий смысл. Последним
усилием воли упавший
комиссар устремляет взгляд
потухающих глаз вслед своему
отряду, мысленно призывая
бойцов исполнить боевой долг.
Красная повязка на рукаве
черной кожанки комиссара
придает его образу траурную
скорбность. Между
первопланной группой и
устремляющимся в атаку
отрядом виден упавший, только
что убитый красноармеец. Этим
рефреном художник дает
понять что смерть комиссара не единственная потеря в бою
за новую жизнь.

63.

Кузнецов П. В. Сортировка хлопка

64.

Павел Кузнецов «Сбор чая (Чайные плантации. Чаква)» 1928

65.

Сарьян Мартирос Сергеевич - Сбор винограда. ГТГ 1933 (800х635)

66.

Мартирос
Сарьян
Дети и
фрукты

67.

П.П. Кончаловский Портрет Н.П. Кончаловской. 1925

68.

Новгород. Возвращение с ярмарки. (1926)

69.

Илья Иванович Машков. Снедь московская. Хлебы

70.

Машков Снедь московская: мясо, дичь

71.

Андреев Н. А. «Ленин-вождь». Мрамор

72.

И. Шадр. Крестьянин. 1922. Бронза. ГТГ

73.

Иван Шадр "Булыжник - оружие пролетариата", 1927 год бронза

74.

И. Шадр, А.Матвеев творили в жанре революционной
романтики.
И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927

75.

Это скульптурная группа "Октябрь", сделанная к 10-летию Октябрьской революции
скульптором А. Т. Матвеевым

76.

Мухина, Вера Игнатьевна Пламя революции.
1922—1923.
В первые годы
советской власти В.И.
Мухина пыталась
принять участие в
коммунистической
монументальной
пропаганде: она
создавала проекты
памятников,
наполненных
символикой,
романтически
приподнятых и
пронизанных бурным
движением. Ни один
из них не был
реализован. Лучшим
ее творением этого
времени стало
«Пламя революции».

77.

Исполинская скульптура
создавалась для советского
павильона на Всемирной
выставке 1937 года в
Париже. Замысел двух
устремленных вверх фигур,
призванных олицетворять
победу социализма в СССР,
принадлежал архитектору
Борису Иофану, автору
парижского павильона.
Монумент должен был
увенчать поднимающееся
ступенями здание и
логически завершить его
общую композицию.
Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий
и колхозница. 1935—1937 гг. .

78.

В.И. Мухина создавала
символ страны,
олицетворение тех
социалистических идеалов, в
которые она, человек
искренний и цельный, свято
верила.
Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий
и колхозница. 1935—1937 гг. .
English     Русский Правила