547.00K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Первые программы. Создание проекта

1.

Лекция 1
Первые программы

2.

Создание проекта
File ---> New ---> Project...
Тип проекта
Содержимое
Имя
Расположение

3.

Файл программы
File ---> New ---> File...
Свободный формат записи программы (*.f90)

4.

Первая программа
! ------------- первая программа
program prog1
print *, "Hello World!"
end
Сохраним файл с программой в папку проекта

5.

Добавление в проект

6.

Компиляция и запуск
Результат работы программы

7.

Комментарии
Комментарий – пояснительный текст к программе,
начинается с символа « ! ».
! Снабжайте программу комментариями.
! Если не используете комментарии, то
! будете заново тратить время на разбор
! программы, в которой уже разбирались!
! Используйте комментарии для временного
! исключения строк кода программы.

8.

Операторы
Операторы
Исполняемые –
определяют некоторые
действия, которые
должна выполнить
программа.
Неисполняемые –
определяют
некоторые свойства и
соглашения.
Атрибуты –
дополнительные возможности
"неисполняемых
операторов"

9.

Оператор program
Оператор program – задаёт имя программе;
является необязательным оператором.
Правило хорошего тона – записывать
оператор program с именем программы.
Имя программы может состоять из символов:
латинские буквы (большие/маленькие);
цифры 0..9, со второй позиции;
знак "подчеркивание", со второй позиции.
program flow_3D или program TestSolveDiff
! Отсутствие зарезервированных имён !
program program

10.

Оператор print
Оператор print – печатает данные на экране
!
Вывод строки текста
print *, "Fortran 2008"
!
Вывод текста и числа
print *, "Resistance R0 = ", 2000, " Om"
"*" означает вывод под управлением списка или с
форматом по умолчанию, т.е. "программа знает" как
печатать данные на экране.
Умолчания можно изменить, если вместо "*" указать
строку формата.

11.

Строка формата
Строка формата заключается между символами
"( строка формата )"
и может содержать дескрипторы:
A – вывод символов,
\ – запрет перехода на следующую строку,
/ – переход на следующую строку,
// – пропуск строки,
nx – вывод n пробелов
...
! Форматированный вывод строки текста
print "(A)", "Hello world!"
! Курсор останется на той же строке
print "(A,\)", "Hello world!"

12.

Форматированный вывод
print "(A5)", "Hello world!"
! 5 позиций под вывод символов текста
! Выведется только 5 букв, Hello
print "(A30)", "Hello world!"
! 30 позиций под вывод символов текста
! Сначала выводятся пробелы, затем текст
! Используется для выравнивания
print "(2(A10))", "Hello", " world!"
! Вывод двух строк текста на одной строке
print "(A10,/,A10)", "Hello", " world!"
! Вывод двух строк текста, на двух строках

13.

Оператор format
Позволяет избегать дублирование строки формата.
print
print
print
print
"(A20,\)",
"(A20,\)",
"(A20,\)",
"(A20,\)",
"Pressure = "
"Velocity = "
"Length = "
"Width = "
Лучше записать с использованием
целочисленной метки на оператор format
print 100, "Pressure = "
print 100, "Velocity = "
print 100, "Length = "
print 100, "Width = "
100 format(A20,\)

14.

Оператор end
Указывает на конец программы.
End может использоваться с другими операторами.
Можно указать явно к какому оператору
относится данный end.
program solver
...
end program solver
program solver
...
end
Самая короткая программа на языке Fortran
состоит из одного оператора end.

15.

Об ошибках компиляции
Неверно записанная программа
приводит к синтаксическим ошибкам!
Устранять ошибки – работа программиста !
prog ram prog1 ! первая программа
print *, "Hello World!
end
конец программы
Как писать без ошибок ?
Писать без ошибок не получится.
Учитесь исправлять ошибки.
Изучайте язык и пишите программы.

16.

2-я программа
Печать текста в столбик.
program prog2A
!--- первый вариант
print *, "W"
print *, "o"
print *, "r"
print *, "l"
print *, "d"
print *, "!"
end
program prog2B
!--- второй вариант
print 100, "W", &
"o", &
"r", &
"l", &
"d", &
"!"
100 format(6(A,/))
end
Если не хватает строки в редакторе, то используем
символ "&" для продолжения на следующей.

17.

Оператор write
Вместо оператора print можно использовать
оператор write.
print *,
"TEXT"
print 100, "TEXT"
write(*,*) "TEXT"
write(*,100) "TEXT"
! печать
! пустой строки
print *
! печать
! пустой строки
write(*,*)
Оператор write
также используется при работе с файлами,
имеется возможность обработки ошибок.

18.

3-я программа
Вывод текста по буквам
после нажатия клавиши Enter.
program prog3
write(*,*) "W";
write(*,*) "o";
write(*,*) "r";
write(*,*) "l";
write(*,*) "d";
write(*,*) "!";
end
read(*,*)
read(*,*)
read(*,*)
read(*,*)
read(*,*)
read(*,*)
; знак раздела
операторов
Оператор read используется
для ввода данных в программу.
read(*,*) – ожидание нажатия клавиши Enter

19.

Оператор stop
program prog4
write(*,*) "Fortran"
write(*,*) "BASIC"
stop "Only two rows necessary!"
! остальные операторы не выполняются
write(*,*) "C++"
write(*,*) "JAVA"
end
Оператор stop останавливает
выполнение программы.
Текстовая строка содержит сообщение по какой
причине произошла остановка.

20.

4-я программа
program prog5
write(*,100)
write(*,101)
write(*,101)
write(*,100)
!
!
!
!
!
----- второй вариант ----write(*,"(A)") "**********"
write(*,"(A)") "*
*"
write(*,"(A)") "*
*"
write(*,"(A)") "**********"
100 format(10("*"))
101 format("*",8x,"*")
end
! повторяем 10 "*" и
! 8 пробелов
Результат работы программы

21.

*Задания*
Составить
программу,
информацию о разработчиках.
которая
печатает
Программа-караоке. После каждого нажатия
клавиши Enter должна выводиться очередная
строка куплета. Припевы выводятся полностью и
отделены от куплетов двумя пустыми строками.
При помощи строки формата вывести на экран
треугольник из символов.
English     Русский Правила