Похожие презентации:
Личность, социальная связь и социальные институты
1. Задание на семинар
1.2.
3.
4.
Концепт социального факта в работе
Э.Дюркгейма «Метод социологии»
Концепт социального действия в работе
М.Вебера «Основные социологические
понятия»
Роль и содержание социальных институтов в
работе Д. Норта «Институты,
институциональные изменения и функционирование экономики»
Роль труда в процессе социализация:
трактовка Ф.Энгельса
2. ТЕМА 4
Личность, социальнаясвязь и социальные
институты
3. Вопросы:
Личностьи ее социализация
Структура социальной связи
Понятие и функции социальных
институтов
Социальные институты народов
Меланезии и Полинезии в
исследованиях Маршалла Салинза
4. Вопрос 1
Личность и ее социализация5. Личность: трактовки понятия
Исторически понятие личности человекаимело две трактовки:
лицо
как целостность человека (лат. persona)
личность как его социальный и психологический
облик (лат. регsonalitas)
Сегодня под личностью понимают:
человеческого
индивида как субъекта отношений и
сознательной деятельности
устойчивую систему социально значимых черт,
характеризующих индивида как члена того или
иного общества или общности
6. Личность: социально значимые черты
З.Фрейд:Id
Ego
Super-ego
Теория социальной
личности:
Культурный
идеал
Базисная личность
Социальная роль
Субъективное «Я»
Отраженное «Я»
7. Социализация: трактовка понятия
Социализация — процессформирования личности, т.е.
процесс усвоения человеком:
знаний
и навыков
психологических установок
социальных норм и ценностей
8. Социализация: цель и общий принцип ее достижения
Цель социализации – купированиепротиворечий между эгоизмом человека
и социальными нормами и ценностями
Общий принцип социализации –
устранения двойственности человека
путем:
Приобщения
к нормам и ценностям путем
воспитания
Общественного контроля над асоциальной
природой человека
9. Параметры социализации: знания и навыки
Знание – совокупность информации иправил вывода о мире, свойствах
объектов, закономерностях процессов и
явлений, а также правилах
использования их для принятия
решений
Навык — действие, сформированное
путем повторения и доведения до
автоматизма
10. Параметры социализации: установка
Установка – уровень напряженностипозитивных и негативных чувств
индивида по отношению к к.-л. объекту
11. Параметры социализации: социальные нормы
Социальные нормы – идеальные формыповедения, предписывающие
следующие способы действия:
Типическое
действие - действие, которое широко
распространено в данном сообществе и
совершается без непосредственного
взаимодействия людей
Конвенция
- типическое действие, которое
предполагает наличие добровольного соглашения
между людьми о том, как именно нужно поступать
Правило
- конвенциальное соглашение,
подкрепленное позитивными или негативными
санкциями
12. Социализация и труд
Труд –целесообразная
деятельность
человека,
приспосабливающая
окружающие
предметы к его
потребностям
13. Социализация: роль труда
В процессе труда человекучится:
Получать и передавать
информацию
Реагировать на давление
Разрешать конфликтные
ситуации
Дозировать собственные
усилия и имитировать
усердие
Устанавливать связи и
зарабатывать авторитет
Накапливать капитал в его
различных формах
«Деятельность – это не только экономический императив, но и долг
жизни в коллективе. Ценностью наделяется деятельность как таковая,
независимо от ее собственно экономической функции»
Бурдье П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001. С. 228
14. Социализация в процессе труда: издержки
Отчуждение труда – социальныеусловия разделения труда при
капитализме, которые являются
чуждыми человеческой природе,
уродуют человека морально и
физически
Аномия – выпадение человека из
нормативной среды, по причине
вступления в трудовые отношения, не
урегулированные социальными нормами
либо же нормы которых не
соответствуют нормам большинства
Эксплуатация – присвоение ресурсов,
произведенных одним социальным
агентом, другим агентом путем создания
несправедливой системы распределения
между группами
«Если члены одной
группы (коалиции)
могут выиграть от
«выхода», то они
являются
эксплуатируемыми»
Analytical Marxism /
J.Roemer (ed.).
Cambridge University
Press, 1986. P. 103
15. Вопрос 2
Структура социальной связи16.
Социальная связь –фундаментальное понятие
социологии
17. Структура социальных связей
Вид социальнойсвязи
Элементы, образующие связь
Результат
Пространственный
контакт
Акторы
Устанавливается факт
обладания свойствами
Психический
контакт
Акторы, Заинтересованность
Взаимная оценка свойств
Социальное
действие
Акторы, Заинтересованность, Ожидание
Действие, направленное на
реализацию взаимных
ожиданий
Социальное
взаимодействие
Акторы, Заинтересованность, Ожидание, Реакция
контрагента
Система действия
Социальные
отношения
Акторы, Заинтересованность, Ожидание, Реакция
контрагента, Нормативные функции
Закрепление практик
взаимодействия
Социальные
зависимости
Акторы, Заинтересованность, Ожидание, Реакция
контрагента, Нормативные функции,
Властные функции
Социальное неравенство
Социальный
контроль
Акторы, Заинтересованность, Ожидание, Реакция
контрагента, Нормативные функции,
Властные функции, Средства контроля
Формирование установок
конформизма
18. Вопрос 2
Понятие и функции социальныхинститутов
19. Понятие социального института: этимология
Понятие института происходит от латинскогоInstitutium – установление, учреждение.
Исходная трактовка этого понятия была
заимствована из юриспруденции, где его
использовали для характеристики комплекса
юридических норм, регулирующих социальноправовые отношения в определенных сферах
(наследования, брака, собственности и т.д.)
20. Понятие социального института: трактовка Спенсера
Социальный институт – регулирующая системаобщества, распадающаяся на высшие центры
регулирования и подчиненные центры.
В условиях «войны» с природой и соседними
сообществами появление согласующей и
координирующей общественной подсистемы
неизбежно.
21. Понятие социального института: трактовка Маркса
Социальные институты (учреждения) –исторически сложившиеся, обусловленные
социальными, прежде всего,
производственными отношениями формы
организации и регулирования социальной
деятельности.
Маркс и Энгельс дали глубокий анализ ряда
социальных институтов, таких как институт
разделения труда, институт родового строя,
институт частной собственности и др.
22. Понятие социального института: трактовка Вебера
Социальный институт – нормативно-ролеваяконструкция, формирующая ожидания.
Нормы социально-экономического поведения
определяются господствующими в обществе
моральными и, прежде всего, религиозными
ценностями.
23. Понятие социального института: структурно-функциональная трактовка
Сохраняется нормативно-ролевоепредставление позитивистов и Вебера о
социальных институтах, генетическая основа
их формирования доминирующие в обществе
ценности и социальные стереотипы
Парсонс: социальные институты образующиеся в ходе устойчивого
взаимодействия в определенных «предметных»
сферах и воспроизводящаяся во времени
«безличные» системы ролей и статусов,
регулирующие поведение людей в этих
сферах.
24. Понятие социального института: альтернативные трактовки
Гамильтон: социальные институты - словесныйсимвол для лучшего описания группы
общественных обычаев
Веблен: социальные институты - различные
обычаи, преобладающие стереотипы
мышления, способы и методы деятельности,
укоренившиеся в сознании людей.
25. Три значения понятия социального института
Организационные формы комплекса функций,выполняемых некоторыми членами общности
от имени всей общности.
Совокупность материальных учреждений,
дающих возможность некоторым
уполномоченным членам общности выполнять
безличные функции.
Система ролей и статусов, регулирующих
поведение людей в определенных предметных
сферах.
26. Функции социальных институтов
Обеспечение возможности удовлетворениялюдьми своих потребностей, что позволяет
обеспечивать воспроизводство членов
общества.
Регуляция действий посредством
формирования системы норм и «ожиданий».
Обеспечение устойчивости социальной
системы, что связывается с относительной
«ригидностью» социальных институтов.
Обеспечение интеграции индивидов и
внутренней сплоченности общности за счет
санкционирования «ролевого» поведения.
27. Социальные институты: типология
Экономико-социальные - регламентируют производство,распределение, обмен и потребление (институты разделения труда,
частной собственности, рынка и др.)
Политические - обеспечивают воспроизводство и устойчивое
сохранение идеологических ценностей, а также стабилизирующие
социально-классовую структуру общества (государство, политические
партии, профсоюзы, и др.)
Воспитательные и культурные - обеспечивают охрану, освоение и
последующее воспроизводство культурных ценностей, включение
индивидов в субкультуру (институты образования и воспитания)
Нормативно-санкционирующие - обеспечивают общественную
регуляцию поведения с помощью формальных правил, предписаний и
санкций за их несоблюдение (нормативно-правовые акты)
Общественные, «церемониальные» - обеспечивают воспроизводство
установленных способов поведения членов общества с неравным
положением (приветствия, обращения, методы обмена и передачи
информации)
28. Социальные институты и культура: отличия
Неодинаковая структура.Присутствие момента оправдания действий.
социальные институты - система ролей и статусов
культура - символические средства коммуникации, а также
ценностно-нормативная и мотивационная «надстройка» над
социальными институтами.
социальный институт упорядочивает взаимодействия между
людьми
культура оправдывает этот порядок, связывая действия людей
с их мотивами и идеалами.
Наличие приказного момента.
в социальных институтах он представлен весьма сильно за счет
включения в них санкций за невыполнение людьми
нормативных требований.
в культуре он отсутствует, поскольку культурные нормы не
нуждаются в «силовом» утверждении. Они оправдывают сами
себя.
29. Вопрос 3
Социальные институты народовМеланезии и Полинезии в
исследованиях Маршалла Салинза
30. Маршалл Салинз Бедный, богатый, бигмен, вождь: Политическая типология Меланезии и Полинезии
Источник:Marshall Sahlins, Poor Man, Rich Man, Big Man,
Chief; Political Types in Melanesia and
Polynesia, In: Comparative Studies in Society
and History, vol. 5, No.3, pp.285-303, April
1963.
31. Меланезия и Полинезия
32. Сходство Меланезии и Полинезии
Меланезия и Полинезияимеют общие:
Природные условия
Хозяйственный уклад
Технологии
Культурные основы
«И Меланезия и Полинезия
сельскохозяйственные
области, культивирующие
одни и те же культуры,
такие как ямс, таро, хлебное
дерево, бананы и кокосы, с
незапамятных времен
выращиваемые при помощи
одинаковых технологий.
…Культуры Полинезии
произошли от культур
Меланезии, отделившись от
них в первом тысячелетии
до нашей эры»
Указ соч., р. 286
33. Методологический подход к анализу
Меланезия и Полинезияочень разнородны
В целом Меланезия
уступает Полинезии в
социальном развитии
Наиболее показательным
будет сравнение крайних
точек: наиболее развитых
областей Полинезии и
наименее развитых
районов Меланезии
«очень показательно
сравнение противоположных
концов градиента –
недоразвитость западной
Меланезии с крупными
политическими
образованиями
возглавляемыми вождями в
Полинезии. Хотя такое
сравнение и не исчерпывает
эволюционную изменчивость
оно хорошо очерчивает
масштаб политического
развития в семействе
культур Тихого океана»
Указ соч., р. 286
34. Меланезия и Полинезия: основное отличие
МеланезияПолинезия
«Характерное «племя»
западной Меланезии… состоит
из множества родственнососедских групп,
соответствующих на местности
деревне или кластеру
меленьких деревенек. Каждая
такая группа является копией
других в плане организации.
Каждая имеет склонность к
экономической
самоуправляемости и все они
имеют равный политический
статус. Племя состоит из
неинтегрированных
сегментов»
«Политическая организация в
Полинезии напротив,
пирамидальна. Местные
группы уровня
самоуправляющихся
меланезийских местечек в
Полинезии предстают частями
политического порядка более
высокого уровня… (и)
интегрированы в более
крупные посредством системы
межгруппового старшинства и
сети вождей-представителей
своих подразделений,
образующих координирующую
политическую структуру»
Указ соч., р. 287
Указ соч., р. 287
35. Меланезия и Полинезия: характеристика аристократа
МеланезияПолинезия
«Меланезийский бигмен
кажется чисто буржуазным…
Он сочетает показной интерес
к общему благополучию с
гораздо более
фундаментальным и сильным
собственным корыстным
интересом, хитростью и
экономическим расчетом…
Любое его публичное действие
направлено на
соревновательное и
индивидуальное сравнение с
другими, на демонстрацию
положения над массами,
положения которого он
добился своими собственными
усилиями»
Фигура «полинезийского
вождя будет не
капиталистической, а
феодальной. У него почти
королевские привычки и
внешний вид. Любое его
публичное действие
показывает утонченность
породы, его манеры всегда
свидетельствуют о знатности..
и непререкаемом праве
повелевать. В его положении,
.. полагающемся ему по праву
рождения, он может позволить
и позволяет себе быть вождем
каждым дюймом своего тела»
Указ соч., р. 289
Указ соч., р. 289
36. Меланезия и Полинезия: политическая сфера аристократа
МеланезияПолинезия
«Политическая сфера бигмена
делится на малый внутренний
сектор, состоящий из его
личных сателлитов – редко
когда превышающий 80
человек, и гораздо больший
внешний сектор, состоящий из
множества таких созвездий.
При переходе от внутреннего
сектора ко внешнему власть
бигмена подвергается
качественному изменению.
Внутри своей группы
меланезийский лидер имеет
реальную возможность
командовать, снаружи же у
него есть только известность
и опосредованное влияние»
«Система субординации
низших вождей и групп
высшим на основе
наследуемого общественного
положения превратила
локальные блоки или группы
последователей всего лишь в
зависимые части большого
полинезийского вождества.
Таким образом, узами
скрепляющими полинезийское
общество стало множество
служебных должностей,
пирамида высших и низших
вождей, держащих бразды
правления больших или
меньших частей единого
политического образования»
Указ соч., р. 290
Указ соч., р. 295-296
37. Меланезия и Полинезия: механизм приобретения социального статуса
МеланезияПолинезия
«Группа создается посредством
неформальной частной помощи
людям живущим по соседству.
Положение в племени и
известность создаются более
широкими общественными
раздачами, зачастую от лица
своей группы, также как и от
своего собственного лица…
Совершенно необходимо
установить прочные отношения
верности и обязательств со
множеством людей, с тем чтобы
их производство можно было бы
мобилизовать для внешних
раздач, необходимых для
приобретения известности»
Полинезийские вожди не
создавали своего общественного
положения – они занимали уже
готовые общественные посты. На
некоторых островах люди
боролись за пост против желаний
и уловок конкурентов. Но
победив они приходили к власти.
Власть заключалась в должности.
Она не создавалась
демонстрацией личного
превосходства. На других
островах – особенно знаменит в
этом отношении Таити –
вступление в должность вождя
строго определялось правом
наследства... Преемником вождя
становился его старший сын, у
которого лидерство было «в
крови»
Указ соч., р. 291
Указ соч., р. 296- 297
38. Меланезия и Полинезия: средства поддержания власти
МеланезияПолинезия
решающее значение
имеет использование сил и
способностей в определенных
направлениях: накоплению
ценностей, чаще всего свиней,
ракушечных монет,
растительной пищи и раздаче
всего этого методами, которые
создают для человека славу
если не за сочувствие, то по
крайней мере за бесшабашную
щедрость. Группа создается
посредством неформальной
частной помощи людям
живущим по соседству.
Положение в племени и
известность создаются более
широкими общественными
раздачами»
«Верховные вожди на Таити
или Гавайях имели в своем
распоряжении более
убедительные средства чем
просто слова. Они имели в
своем распоряжении
готовую к употреблению
физическую силу,
вооруженный отряд
палачей, который позволял
господствовать, по крайней
мере над нижайшими
членами общества»
«Обычно
Указ соч., р. 292
Указ соч., р. 300
39. Меланезия и Полинезия: лакуны социальной организации
МеланезияПолинезия
«Возможность растерять
последователей очевидно
ограничивает способность
лидера интенсифицировать
производство… Если бигмен
хочет чтобы его известность
росла его рвение к
праздничным демонстрациям
своей славы с большой
вероятностью входит в
противоречие с его
отношениями внутри
группы, так что он
стимулируя производство
поощряет измену, а иногда и
хуже того – эгалитаристское
восстание»
«опасности имеют под собой
фундаментальную причину –
знаменитый закон
Паркинсона, что
прогрессивное развитие
политического масштаба
влечет за собой более чем
пропорциональный рост
руководящего аппарата,
нарушая равновесие в
потоке материальных благ в
пользу аппарата.
Следующее за этим
возмущение обуздывает
аппетиты вождя, иногда
уменьшая масштаб
государства»
Указ соч., р. 294
Указ соч., р. 301
40. Меланезия и Полинезия: эксплуатация
Условие эксплуатациив Меланезии:
личные заслуги
реципрокный обмен
Условие эксплуатации
в Полинезии:
Наследуемое право
Репрессии
Демонстрационное
поведение и
потребление
«Полинезийские вожди имели
права распоряжаться трудом и
сельскохозяйственной
продукцией дворов в своих
владениях. Экономическая
мобилизация не зависела более,
как это было в Меланезии, от
создания лидером с нуля личных
связей и экономических
обязательств. Вождю не
приходится кланяться для того
чтобы обязать того или иного
человека, ему не нужно
побуждать других поддерживать
себя с помощью серии отдельных
демонстраций щедрости.
Экономическая власть над
группой полагалась вождю по
наследству»
Указ соч., р. 298
41. Меланезия и Полинезия: потолок социальной организации
МеланезияПолинезия
«Сталкиваясь с внутренними
ограничениями
меланезийский политический
режим бигменов
останавливается в
эволюционном развитии на
определенном уровне. Он
устанавливает потолок
интенсификации
политической власти,
интенсификации производства
семейного хозяйства в
интересах более широкой
политической организации»
«В Полинезии как и в
Меланезии политическая
эволюция замыкается
перегрузкой отношений между
лидерами и их
последователями. Но… в
Полинезии потолок был
установлен изъятием у
населения в целом в пользу
приближенных вождя, в
Меланезии изъятием у
приближенных бигмена для
перераспределения в пользу
населения в целом. Самое
главное что полинезийский
потолок был выше»
Указ соч., р. 294.
Указ соч., р. 294.
42. Преимущество полинезийской системы: мобилизационный аспект
Иерархическая системаПолинезии доказала свою
более высокую
устойчивость в сравнении
с самоорганизующимися
горизонтальными
структурами Меланезии
«Почти все туземные народы
южной части Тихого океана
в конце 18-го и в 19-м веке
столкнулись с сильным
культурным давлением
европейцев. Но только
гавайцы, таитянцы, тонга и
в меньшей степени
фиджийцы смогли успешно
защититься, создав в
противовес европейцам
туземные государства.
Вполне законченные, с
правительством, законами,
монархами и налогами,
министрами и подчиненными
им чиновниками...»
Указ соч., р. 288
43. Преимущество полинезийской системы: хозяйственно-культурный аспект
•Потенциал полинезийскойсистемы основан на насилии.
Но в результате общество
может мобилизовать больше
ресурсов
«Более высокий потенциал
полинезийских вождей в точности
соответствует большему давлению,
которое они способны осуществить
на производство семейного
хозяйства одновременно
увеличивая прибавочный продукт
и направляя его на более широкое
разделение труда, совместное
строительство, масштабные
церемониальные и военные акции.
Полинезийские вожди были более
эффективным инструментом
общественного сотрудничества на
экономическом, политическом, да
на самом деле и на всех
культурных фронтах»
Указ соч., р. 303