Тема 2: «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»
1. Понятие социального института и его типология.
1. Понятие социального института и его типология
Понятие социального института
Формирование социальных институтов
Институционализация социальных институтов
Признаки социального института
Типология социальных институтов:
Типология социальных институтов:
Функции социальных институтов:
Функции социальных институтов:
Функции социальных институтов:
2. Институт как нормативная система и социальная организация
Институт как нормативная система
Институт как нормативная система
Институт как нормативная система
Институт как социальная организация
Формирование социальных организаций
Институт как социальная организация
Классификация социальных организаций
Классификация социальных организаций
Институт как социальная организация
Институт как социальная организация
Институт как социальная организация
221.50K
Категория: СоциологияСоциология

Социальные институты и социальный контроль

1. Тема 2: «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»

ПЛАН:
1. Понятие социального института и его
типология.
2. Институт как нормативная система и
социальная организация.

2. 1. Понятие социального института и его типология.

Социальный институт выступает как ведущий
компонент социальной структуры общества,
вбирающий в себя и координирующий деятельность
людей, упорядочивающий социальные отношения во
всех сферах общественной жизни.
Этимология – термин «институт» в переводе с
латыни означает «установление, устройство».
Впервые определение социального института дал
американский социолог и экономист Торстейн Веблен
в книге «Теория праздного класса» (1899). Он
рассматривал эволюцию общества как процесс
естественного отбора социальных институтов. Считал,
что институты возникают как способы реагирования на
внешние изменения и стимулы.
Ч.Миллс считал, что институт – это общественная
форма совокупности социальных ролей.
Классифицировал их по выполняемым задачам
(религиозным, военным, образовательным и т.д.).

3. 1. Понятие социального института и его типология

По мнению Л.Бовье социальный институт – это
система культурных элементов, ориентированных на
удовлетворение набора конкретных социальных
потребностей и целей. Человек участвует в институте
через механизм социальных статусов.
«Социальный институт – это организованная
система связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности и
процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества» (С.С.Фролов)
Понятие институт имеет два значения:
Узкое техническое – название научных и учебных
заведений…
Широкое социальное – совокупность норм права по
определенному кругу общественных отношений (напр.
институт науки, брака, наследования, религии).

4. Понятие социального института

В наиболее общем виде социальный институт
представляет собой:
Ролевую систему, включающую нормы и статусы;
Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
Формальную и неформальную организации;
Совокупность норм и учреждений, регулирующих
определенную сферу общественных отношений;
Определенный комплекс социальных действий.
Таким образом, социальный институт –
крупномасштабные объединения социальных статусов
и ролей. Это совокупность символов, верований, норм,
ролей и статусов, которая управляет конкретной
сферой социальной жизни (семья, религия,
образование, экономика, управление и т.д.)

5. Формирование социальных институтов

Социальные институты формируются многие
тысячелетия в процессе культурной эволюции
человечества. Они помогают личности и обществу
приспосабливаться к окружающей реальности.
На первоначальном этапе человеческое стадо
основывалось на эндогамии (греч. – внутрибрачная
связь). Выбор партнера в другом стаде запрещен.
Инцеста, гемофилия (царевич Алексей у Николая 2).
Затем экзогамия (наружная брачная связь). Это
привело к появлению первого запрета – запрета
кровосмешения. Появилась первая социальная норма.
Постепенно формируются правила человеческого
общежития (Нагорная проповедь), институт семьи и
брака. Любого злоумышленника, нарушающего
социальные нормы и правила ждало суровое
наказание.

6. Институционализация социальных институтов

Важную роль играет институционализация –
процесс определения и закрепления социальных
норм, правил, статусов и ролей, приведение их в
систему для удовлетворения общественных
потребностей.
С момента зарождения общества существовали
поединки, ссоры, драки – превратились в спортивные
соревнования, беспорядочные половые отношения –
институт брака и семьи, стихийные протесты – в
политические партии. Это тот базис на котором
держится социальный мир.
Однако наступает время, когда происходит
институциональный кризис. Причиной –
неспособность этого института выполнять свои
функции. Кризис образования (США трижды в 60-е,
70-е и 80-е годы), политический кризис (Киргизия),
(Россия – кризис образования, медицины, семьи).

7. Признаки социального института

= Установки и образцы поведения (привязанность,
ответственность и уважение в семье, субординация в
государстве);
= Символические культурные признаки (флаг,
обручальное кольцо, крест, икона);
= Утилитарные культурные черты (дом для семьи,
фабрики для производства, аудитории для Вуза, храмы для
религии);
= Устный и письменный кодекс (запреты, правовые
гарантии, законы, правила);
= Идеология (демократия, свобода торговли в экономике,
академические свободы в образовании, православие или
ислам в религии).
Внешние свойства. К ним относятся: объективность (не
зависят от нашего существования), принудительность
(служба юношей в армии), моральный авторитет и
легитимность (применение государством силы для
преступников, террористов).

8. Типология социальных институтов:

Главные, фундаментальные институты:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт
семьи и брака); Семья существует около 500 тыс. лет.
2) потребности в безопасности и социальном
порядке (политические институты, государство);
Государству – 5-6 тысяч лет.
3) потребности в добывании средств
существования (экономические институты,
производство); Производство насчитывает 2 млн. лет,
когда было создано человеком первое орудие труда.
4) потребности в передаче знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров
(институты образования, науки и культуры);
Образованию также как и государству 5-6 тысяч лет.
5) потребности в решении духовных проблем,
смысла жизни (институт идеологии, религии). Религия
возникает 30-40 тысяч лет назад.

9. Типология социальных институтов:

Неосновные, частные институты
Они возникают внутри главных институтов в виде
практик, методов, приемов. В экономических
институтах – конвертация валюты, защита
собственности, маркетинг, рынок и т.д. В институте
семьи и брака – отцовство и материнство, родовая
месть, наследование и др.
В отличие от основных институтов неосновные
выполняют специализированную задачу,
обслуживают конкретный обычай или потребность.
Например, среди неглавных политических институтов
– паспортная прописка, судебная экспертиза, суд
присяжных. В экономических отношениях – очередь
за товарами.

10. Функции социальных институтов:

1. Универсальные функции, охватывающие все
стороны жизни общества:
= Удовлетворение важнейших жизненных потребностей
общества (безопасности, качества жизни, духовных
запросов населения);
= Социализация людей;
= Регулирование взаимоотношений между людьми,
государствами, народами;
= Интеграция населения, коллективов, обществ;
= Коммуникация людей и др.
2. Специфические функции, охватывающие
деятельность лишь определенных институтов:
Воспроизводство населения (институт семьи);
Добывание средств существования (институт
производства);
Наведение порядка в обществе (государство);

11. Функции социальных институтов:

Открытие и передача новых знаний (наука и
образование);
Отправление духовных ритуалов (культура и
религия).
3. Дисфункции, когда обществу институтом
приносится не польза, а вред. Хорошо
организованное образование приносит пользу,
плохо организованное – только вред.
Деятельность церкви может также идти с
разными знаками.
Любой институт общества на разных этапах
может выполнять положительные функции, или
привести к дисфункциям. Войны, революции,
политические и экономические кризисы
непосредственно связаны с функционированием
социальных институтов.

12. Функции социальных институтов:

Функции и дисфункции бывают явные и латентные.
Явные, когда они официально заявлены, всеми
осознаются и выполняются. Они ожидаемы и
необходимы, формируются и декларируются в
законах, кодексах.
Латентные – скрытые функции, приводящие,
зачастую, к обратным последствиям. Таких примеров
из нашей жизни множество: дискуссии о принятии
законов о борьбе с пьянством и алкоголизмом,
запрещении проституции, введении института
смертной казни. Или обучение в университете – для
одних – получение глубоких и прочных знаний, для
других – отсрочка от армии, приобретение хороших
связей и т.д.

13. 2. Институт как нормативная система и социальная организация

Анализ функционирования социальных институтов
показывает, что они выступают как определенные
компоненты общей системы. Это тот базис, который
обеспечивает социальный порядок в обществе, его
стабильность и управляемость.
Великие цивилизации прошлого и настоящего могли
существовать благодаря прочности нормативной
системы. Эта система обеспечивала духовное
единство нации, этническое самосознание,
способность народа к творчеству и созиданию.
В нормативной системе все элементы должны быть
согласованы и взаимоувязаны. Если общество
провозгласило ведущую роль норм целомудрия и
верности, то на первый план выходит моногамный
брак, равенство мужчины и женщины.

14. Институт как нормативная система

Социальный институт сегодня трактуется как
сложная конфигурация обычаев, нравов,
условностей, этикета, традиций, предписанных норм.
Обычаи
– представляют собой образцы
поведения, пришедшие к нам из далекого прошлого и
указывающие, как вести себя сегодня в
повседневной жизни. (дни рождения, встреча нового
года, празднование юбилея, встреча выпускников,
благодарность, рукопожатие, пожелание здоровья и
др.).
Усвоение обычаев начинается обычно с 2-летнего
возраста и продолжается всю жизнь. Обучение детей
гигиене и общей культуре при социализации.

15. Институт как нормативная система

Нравы – строго соблюдаемые и ненарушаемые
обычаи. Люди их соблюдают с оценкой правильности
или неправильности. Если нравы нарушаются, то
человека называют безнравственным, аморальным.
Некоторые нравы имеют запретительный характер и
называются табу. Воровство, обман, убийство и др…
Условности – связаны с обычаями и нравами и
показывают необходимость вежливого обхождения с
другими людьми, выполнением или попранием
нравов.
Манеры одевания, соблюдение дресс-кода в
определенных условиях и обстановки, использование
украшений.

16. Институт как нормативная система

Этикет – формализованный кодекс вежливого
поведения. Часто путают с манерами. Можно хорошо
знать этикет, но иметь дурные манеры. Есть разные
этикеты в различных странах, но нет дурного этикета.
Манеры могут быть. Есть этикет делового человека,
этикет поведения в больнице, церкви, этикет
телефонного разговора или поведения за столом.
Традиции связаны с обычаями, но не охватывают
единичных явлений, а связаны с историческими,
типичными явлениями. Национальные традиции,
традиции гостеприимства, демократии. Отдельные
институты имеют свои традиции – армия, школа, вуз,
больница – чувства гордости, патриотизма,
преданности.
Предписанные нормы – вводятся специальными
постановлениями и закрепляются законодательно.
Много в семье, экономике, политике. Меньше в
культуре и религии.

17. Институт как социальная организация

Слово «организация» - франц. – придаю стройный
вид, устраиваю. Организация – форма или способ
совместной деятельности людей, позволяющая
скоординировать и систематизировать данный
социальный институт.
Имеют свое название, устав, цели и задачи, сферу
деятельности, порядок работы и др. В экономике –
предприятия, банки, фирмы, в политической сфере –
партии, союзы, правительство и государственная
дума. Мы можем говорить и о семье, и преступной
группе, и футбольной команде.

18. Формирование социальных организаций

Социальная организация – большая социальная
группа, сформированная для достижения
определенных целей (Н.Смелзер).
Организационные структуры начинают
формироваться задолго до нашей эры. Первыми
примерами может служить армия.
Четкая организационная структура характерна и
для церкви. Так, православная церковь включает 15
автокефальных церквей, каждая из которых имеет
белое и черное духовенство и 3 ступени: епископство,
священство и диаконство.

19. Институт как социальная организация

Любая социальная организация имеет иерархию,
т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз
позиций, при которых нижние контролируются и
подчиняются верхним.
Каждый исполнитель имеет четко предписанный
круг должностных обязанностей, роли и статусы,
объединенные благодаря каналам коммуникации.
Любая социальная организация в миниатюре
напоминает общество со своими ролями, типами и
формами распределения власти, лидерства,
престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся
традиций и обычаев.
Существуют и свои символы: для государства –
флаг и герб, семьи – обручальное кольцо,
университета – эмблема выпускника, предприятия –
торговая марка.

20. Классификация социальных организаций

1. По роли и месту в системе общественных отношений:
=промышлеено-хозяйственные и финансовые;
=административно-управленческие;
=образовательные и научно-исследовательские;
=военные;
=культурно-воспитательные;
=социальные (здравоохранение, соц.обеспечение…)
2. По отношению к государству:
=государственные;
=негосударственные (общественные) – политические
партии, ассоциации, творческие союзы, добровольные
общества, клубы

21. Классификация социальных организаций

3. По интенсивности социального контроля:
=добровольные ассоциации (защита интересов
людей);
= тотальные (защита общественных интересов
– военные учреждения, тюрьмы, монастыри и
т.д.)
4. По степени проявления личностных качеств:
= формальные (отношения формализованы);
= неформальные (спонтанно сложившиеся
личные связи).

22. Институт как социальная организация

Динамика социальных институтов:
= жизненный цикл института от момента зарождения
до исчезновения. Включает три фазы: зарождение,
фаза эффективности, дезорганизации.
= функционирование зрелого института. Если институт
существует не для удовлетворения потребностей
людей, а ради своего существования, то это гибельно
для общества. Советская система образования в 60-е
годы была самая передовая в мире, затем стагнация,
сейчас снова подъем. Однако в этой организации
накопилось много проблем, связанных с разрывом
теоретической и практической фаз обучения…
= эволюция социальных институтов. Каждый институт
прошел долгие стадии эволюции: производство,
семья, религия, политика.

23. Институт как социальная организация

Так, в начале прошлого века основными чертами семьи были:
патриархальная и авторитарная;
мало разводов;
возраст вступления в брак (22 года);
большая семья (4,3 ребенка в семье);
рождение последнего ребенка (31,9, а сейчас в 25,8)
постоянное место жительства;
женщина находится постоянно дома;
закрепощенное сексуальное поведение, строгие санкции к
женщине за измену;
неформальное и плохо поставленное сексуальное
воспитание в семье.
отсутствие планирования деторождения;
Все институты тесно взаимосвязаны между собой. Особую
роль играет институт производства, который позволяет или нет
развиваться динамично семье, образованию, политическим
партиям и т.д.

24. Институт как социальная организация

Очень важно, насколько люди доверяют социальным
институтам. Уровень доверия к органам власти в
нашей стране, как и везде, постоянно колеблется.
Сегодня больше всего население в мире доверяет
такому социальному институту как церковь (66,4%
опрошенных). Значительно ниже доверие к
государственным институтам.
Политическая элита должна не только постоянно
замерять общественное мнение по поводу
функционирования соответствующих институтов, но и
направлять свои действия для поддержания в
обществе политической стабильности и демократии.
Таким образом, социальный институт представляет
собой определенную ролевую систему, включающую
совокупность обычаев, традиций и правил поведения,
формальную и неформальную организации,
совокупность норм и учреждений, а также
обособленный комплекс социальных действий.
English     Русский Правила