Похожие презентации:
Искусство XX века. Исторический фон
1. Искусство XX века Исторический фон
• Век трагических социальных потрясений• Век двух мировых войн
• Век ошеломляющего научно-технического
прогресса
2.
Психоанализ• Фундаментальный предмет изучения
психоанализа — скрытые бессознательные
мотивы, ведущие к расстройствам.
• 1895 – «Исследования истерии» (Зигмунд
Фрейд, Йозеф Брейер)
• 1900 – «Толкование сновидений» (Фрейд)
3.
• Рентгеновское излучение былооткрыто Вильгельмом Конрадом
Рентгеном. 1895 - статья «О новом типе
лучей» о рентгеновских лучах, которые он
назвал X-лучами (x-ray) в
журнале Вюрцбургского физикомедицинского общества.
4. Сделанная В. К. Рентгеном фотография (рентгенограмма) руки Альберта фон Кёликера
Сделанная В. К. Рентгеномфотография (рентгенограмма) руки
Альберта фон Кёликера
5. Теория относительности
• В сентябре 1905 г. Альберт Эйнштейн публикует свою знаменитуюработу «К электродинамике движущихся тел».
• Теория относительности применяется в физике и астрономии начиная
с XX века. Новая теория заменила 200-летнюю механику Ньютона.
• Ньютоновские понятия о движении были кардинально
скорректированы посредством нового глубокого
применения принципа относительности движения. Время уже не
было абсолютным .
• Специальная теория относительности (СТО):
• Опираясь на геометрию Римана и Лобачевского, Эйнштейн вводит
понятия относительности пространства и времени, под которой
понимается изменение размеров тел предметов (пространства) и
хода времени в разных системах отсчета. То есть, если пространство и
время относительны, то размер единицы длины (например, метра) и
длительность единицы времени (например, секунды) в подвижной и
неподвижной системах отсчета имеют разные величины
6. Открытия в художественном мире:
• Открытие Первобытного искусства• Изобретение кинематографа
7. Открытие Первобытного искусства
• 1879 году археолог-любитель МарселиноСанс де Саутуола случайно обнаружил
пещеру Альтамира, своды которой были
украшены множеством рисунков древних
людей.
• Пабло Пикассо воскликнул:
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один
из современных художников не смог бы
написать подобное».
8.
9.
10. Братья Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже братья Люмьер продемонстрировали «Синематограф».
11.
12. Как себя чувствовал человек при смене мировоззрения?
13. Эдвард Мунк «Крик», 1893
14. Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье Х) , 1911 - 1914 Андре Дерен
Портрет неизвестного, читающегогазету (Шевалье Х) , 1911 - 1914
Андре Дерен
15. Реакция художника?
• Поиск новых возможностей средстввыразительности
• Переосмысление художественновыразительных средств и усиление
отдельных
- Цвет
- Свет
- Композиция
- Живописная фактура
• Изобретение новых видов искусства
16.
Изобретение новых видов искусства• Коллаж
• Ready-made
• Перформанс
• Во второй половине 20 века:
• Инсталляция
• Видео-арт
• Нет-арт
• Ленд-арт
17. Искусство XX века
Первая половина века МодернизмВторая половина века Посмодернизм
• Установка на новизну,
формальные эксперименты
• Установка на иронию, игру,
цитирование произведений
прошлого, интермедиальность
Импрессионизм
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Абстракционизм
Супрематизм
Конструктивизм
Дадаизм
Сюрреализм
Абстрактный экспрессионизм
Поп-арт
Искусство перформанса
Флюксус
Концептуальное искусство
Искусство инсталляции
Боди-арт
Гиперреализм
Видео-арт
Лэнд-арт
Интернет-арт
18. Искусство XX века Модернизм – исторический период развития искусства конца 19 – середины 20 вв.
МодернизмСтремление к обновлению
художественного языка
Формальный эксперимент – основа
творческого метода
Отображение современности
Авангард
Установка на новизну, слом
традиций, прорыв в будущее.
Экспериментальные течения, идеи.
Сопровождаются шоком, скандалом,
эпатажем.
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Абстракционизм
Футуризм
Лучизм
Конструктивизм
Супрематизм
Дада
Сюрреализм
19. Авангард
• Передовой отряд (Французский военныйтермин)
Условия, которые определяют авангард:
1. Художник непрерывно стремится к открытию
2. Не отображение, не преображение
действительности, а разрушение и создание
нового
3. Манифестность, программность. Авангард
сопровождается шумом, скандалами.
20. Фовизм
«Краски стали зарядами динамита. Они исторгаютсвет и, кажется, способны взорвать реальность»
(Андре Дерен)
С 1905 года
21.
• С фовистов («диких») обычно начинают историю современнойживописи.
• А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк, А.Марке, Ж.Руо, К.Ван Донген и
др.
• 1905 выставка в Париже. «дикие» - les fauves
Характерные особенности живописи фовистов:
• предельно интенсивное звучание открытых цветов,
• сопоставление контрастных хроматических плоскостей,
заключенных в обобщенный контур,
• сведение формы к простым очертаниям
• отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
• резкое противопоставление цветов и упрощенность форм
• Группа «Диких» заявила о себе на парижских выставках 1905,
1906, 1907 гг.
22. Анри Матисс (1864-1954)
23. Подсолнечники в вазе , Около 1898-1899 гг. Анри Матисс
Подсолнечники в вазе ,Около 1898-1899 гг.
Анри Матисс
24. Люксембургский сад , Около 1901 Анри Матисс
25. Красная комната, 1908 Анри Матисс
26. Анри Матисс. Музыка , 1910
27. Анри Матисс. Танец 1909 - 1910
28. Портрет жены художника , 1913 Матисс, Анри
Портрет жены художника , 1913Матисс, Анри
29. Натюрморт с голубой скатертью , 1909 Матисс, Анри
Натюрморт с голубойскатертью , 1909
Матисс, Анри
30. Разговор , Между 1908-1912 гг. Матисс, Анри
Разговор , Между 1908-1912 гг.Матисс, Анри
31. Портрет Л. Н. Делекторской , 1947 Матисс, Анри
Портрет Л. Н. Делекторской , 1947Матисс, Анри
32. Кубизм 1907-1909 – Сезанистский период 1910 – 1912 – Аналитический период 1913-1914 – Синтетический период
«Истина лежит за пределами какогобы то ни было реализма, к тому же не
следует путать внешний вид вещей и
их сущность», Хуан Грис
33.
• Самое мощное движение в искусстве со времениитальянского Ренессанса.
• Это авангардистское движение произвело
революционный переворот в европейской живописи и
скульптуре в начале XX столетия.
Толчки для создания кубизма:
• Схематизация форм Сезанна «трактовать формы
природы как формы цилиндра, сферы, конуса» (1907 –
посмертная выставка Сезанна в Париже)
• Геометризация в африканской скульптуре
34. Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907
35.
36.
Ваза с фруктами , 1909Пикассо, Пабло
Домик в саду , 1908
Пикассо, Пабло
37. Пикассо. Дриада , 1908
38. Портрет Амбруаза Воллара
39. Гитара и скрипка , Около 1912 г. Пабло Пикассо
40. Музыкальные инструменты , 1912 Пикассо, Пабло
41.
• В 1912 - 1914 гг. Пабло Пикассо и Жорж Браксовершили революцию в искусстве, внедрив в
живописную практику коллаж, ставший
характерной чертой «синтетического кубизма».
• Коллаж (от франц. сoller – клеить, приклеивать) –
это техника создания живописного или
графического произведения, предполагающая
введение в него наклеек из плоских или объемных
материалов (газет, обоев, цветной бумаги, картона,
тканей, дерева, металла, различных предметов).
42. Брак Ж. Трубка, рюмка, игральная кость и газета
43. Экспрессионизм группа «Мост» группа «Синий всадник»
44.
• Предшественники: Э.Мунк, чьи картиныкритика назвала «криками времени»;
Ф.Ходлер; В.Ван Гог.
• expression – выражение
• Внутреннее выражение торжества духа над
материей.
• Экспрессионизм впервые глубоко и
массированно вторгся в область безобразного,
больного, непристойного
• Воссоздание образа мира – катастрофы,
живого хаоса, в котором живет современный
человек.
45. Группа «Мост»
• 1905-1912• 1905 г. студенты архитектурного факультета
Высшего технического училища: Э.Нольде,
М.Пехштейн, К.Ван Донген и др.
• «К нам принадлежит каждый, кто
непосредственно и искренне выражает то,
что понуждает нас творить». Эрнст Людвиг
Кирхнер, Манифест 1906 г.
46. Эдвард Мунк «Крик», 1893
47. Эрнст Людвиг Кирхрер. «Уличная сцена в Берлине», 1913
48. Кирхнер. «Красная проститутка», 1914
49. Кирхнер «Артиллеристы», 1915
50. Эрнст Людвиг Кирхнер. Плакат «Мост». 1910
51. Эмиль Нольде «Танцующие дети», 1909
52. Эмиль Нольде «Осеннее море», 1910
53. Эмиль Нольде «Натюрморт с масками», 1911
54.
55. Эмиль Нольде. Голубые ирисы и красные цветы. 1950
Эмиль Нольде. Голубые ирисы икрасные цветы. 1950
56. Эмиль Нольде «Пророк», 1912
57. Синий всадник
• 1911-1914• В 1910 г. В.Кандинский и Ф.Марк
организовали альманах под названием
«Синий всадник», а в 1911 – выставка
«Синий всадник» положила начало второму
объединению экспрессионистов «Синий
всадник» (1911 – 1914).
• Главные фигуры: В.Кандинский, Ф.Марк,
П.Клее, А.Кубин, О.Кокошка.
58. Вид Мурнау , 1908 г. Василий Кандинский
59. Франц Марк «Тигр», 1912
60. Марк «Лисы», 1913
61. Марк, «Борющиеся формы», 1914
62. Футуризм 1909 – Ф. Маринетти и Дж. Балла опубликовали «Манифест футуризма»
«Ревущий автомобиль, несущийся наскорости, прекраснее Ники
Самофракийской», - Филиппо
Маринетти
63. Футуризм
• Срывание романтических покровов,обесценивание повседневности, разрушение
художественной иллюзии, торжественности,
возвышенности.
• Передача динамики подлинной жизни,
возникновение новых ценностей
(механизмы, электричество).
• «Убьём лунный свет!», т.е. психологизм и
жизнеподобие
• Передача действия, формы, а не внутренней
жизни человека!
64. Маринетти, 1908
65. Маринетти и Боччони, 1912
66. Умберто Боччони. «Автопортрет», 1908
67. Боччони. «Симультанное зрение», 1911
68. Боччони. «Эластичность», 1912
69. Боччони. «Динамизм велосипедиста», 1913
70. Боччони. «Уникальные формы длительности в пространстве», 1913
71. Дж. Балла «Полет ласточки», 1913
72. Балла. «Динамизм собаки на поводке», 1912
73. Балла «Абстрактная скорость. Автомобиль проехал», 1913
74. Балла. Футуристическая посуда и мебель
75. Русский авангард
• Авангард - фр. avant-garde — передовойотряд.
76. Бубновый валет
• 1910-1918• Выставочное объединение
77. Илья Машков «Натюрморт с ананасом» 1910г (121х171 см)
78. Илья Машков «Автопортрет и портрет П.П.Кончаловского»
79. Петр Кончаловский (1876-1956) «Семейный портрет» (1911)
80. П.П.Кончаловский «Матадор Мануэль Гарта»
81. Кубофутуризм
82. Н.Гончарова «Фабрика»
83. К.Малевич «Точильщик»
84. А. Богомазов. Трамвай. 1914
85. Лучизм
• 1911-1917• Изобретен Ларионовым в 1911 и 1912 г.,
• один из самых первых вариантов беспредметной
живописи.
• «Лучизм имеет в виду пространственные формы,
которые могут возникать от пересечения лучей
различных предметов, формы, выделенные волею
художника». (Брошюра «Лучизм», 1913 г. )
• Важнейшее положение этой теории – идея
освобождения живописи ради решения чисто
живописных задач.
• Лучистские холсты полны стихийного начала,
спонтанно-артистичны.
86. Михаил Ларионов (1881-1864) Парикмахер
87.
88.
89. «Петух и курица» 1912 г. Холст, масло 69 х 65 см.
90. «Стекло» 1912 г. Холст, масло. 104.1 x 97.1 cm.
91. Наталья Гончарова (1881-1962)
• Неопримитивизм• Лучизм
92. Гончарова Н.С. «Стрижка овец» 1907 г. Холст, масло
93. Гончарова Н.С. «Бабы с граблями» 1907 г. Холст, масло
94. «Павлин под ярким солнцем» 1911 г. Холст, масло. 129 x 144 см.
95. Гончарова Н.С. «Кошки» 1913 г.
96. Абстракционизм
• Отказ от копирования реальности, уход отпредметности
• (лат. abstractio — удаление, отвлечение) —
направление нефигуративного искусства,
отказавшегося от приближённого к
действительности изображения форм в
живописи и скульптуре.
97. Василий Кандинский (1866-1944)
98.
• 1910. Василий Кандинский «О духовном вискусстве»
• 1926. Василий Кадинский. «Точка и линия
на плоскости»
99. Вид Мурнау , 1908 г. Кандинский, Василий
Вид Мурнау , 1908 г.Кандинский, Василий
100. Зимний пейзаж , 1909 г. Кандинский, Василий
Зимний пейзаж , 1909 г.Кандинский, Василий
101. 1910 – одна из первых абстрактных картин
102.
• «Цвет является средством, которым можнонепосредственно влиять на душу. Цвет - это
клавиш; глаз - молоточек; душа многострунный рояль» (В. Кандинский).
• «Художник есть рука, которая посредством
того или иного клавиша целесообразно
приводит в вибрацию человеческую душу»
(В. Кандинский).
103. Эскиз к композиции V , 1911 г. Василий Кандинский
104. Композиция VI , 1913 г. Василий Кандинский
105. Пейзаж , 1913 г. Василий Кандинский
106. Супрематизм
• От лат. Supremus – наивысшийХудожественно-философская система
• Разновидность
абстракционизма
Метод отражения
высшей реальности
• Комбинации разноцветных плоскостей простейших
геометрических очертаний (прямые линии, квадрат, круг и
прямоугольник).
• Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур
образует пронизанные внутренним движением
уравновешенные асимметричные супрематические
композиции.
107.
1913-1918: Три стадии супрематизма:
Черный
Красный
Белый
• Задача: одной плоскостью передать статику и
видимый динамический покой
• Супрематические фигуры: чистая плоскость,
квадрат, круг, крест – основа языка системы
миропостроения
108. Казимир Малевич (1979-1935)
109. Выставка «Ноль-десять», Петроград, 1915 год. Малевич: «Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического
искусства»110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117. Конструктивизм
• Франц. Constructivisme от лат. constructio построение118. Конструктивизм
• Конструктивизм — советский авангардистский метод(направление) в изобразительном искусстве,
архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном
искусстве, получивший развитие в 1920 — первой
половине 1930 годов.
Конструктивизм в архитектуре:
Строгость, геометризм, лаконичность
Четкий рациональный план
Выявление внутренней структуры во внешнем облике
Функциональный метод проектирования, основанный
на научном анализе функционирования зданий
119.
• В фотографии: геометризация композиции, съёмка вголовокружительных ракурсах при сильном
сокращении объёмов. (Александр Родченко).
• В графике: применение коллажа вместо рисованной
иллюстрации, предельная геометризация, подчинение
композиции прямоугольным ритмам. Цветовая гамма:
чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего
и жёлтого.
• Конструктивистские тенденции в моде: подчёркнуто
геометризированные формы (Варвара Степанова,
Любовь Попова).
120. Татлин. «Контррельеф», 1916 Контррельеф – рельефный коллаж из холста, кусков картона, жести, бумаги, стекла, дерева и верёвок.
121. Владимир Татлин. «Угловой контррельеф» Выход изображения из плоскости картины в реальное трёхмерное пространство, в котором
находится зритель.122. Владимир Татлин. «Угловой контррельеф», 1916
123. Татлин. «Контррельеф», 1914-1915
124. Татлин. «Летатлин без обтяжки», 1929-32
125. Татлин. «Памятник III интернационалу», 1920 «Из железа, стекла и революции» 3 объёма: цилиндр – пресс-центр конус- исполком и
секретариатпараллелепипед – для
съездов, собраний
126. Татлин. «Памятник III интернационалу». Реконструкция 1992-1993 гг.
127. Коллаж «Иллюстрация к поэме В.В. Маяковского «Про это», Александр Родченко
Коллаж«Иллюстраци
я к поэме В.В.
Маяковского
«Про это»,
Александр
Родченко