История науки
Социокультурные предпосылки становления науки в древней Греции
Научные программы Античности
Сократический период Античной философии (V-IV вв. до н.э.)
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Платон (428/427-348/347гг. до н.э.)
Строение мира
Аристотель (384 – 322 гг.до н.э.)
Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»
Виды движения:
Философские проблемы науки в Античной философии классического периода
Наука эпохи эллинизма
Астрономия, география
Аристарх Самосский (320-250 гг.до н.э.)
Птолемей (ок.87-165)
Система мира Птолемея
Архимед (287 – 212 гг. до н.э.)
Средние века (I-V – XIV вв)
Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
Теоцентризм – Бог абсолбтное, совершенное, наивысшее бытие.
Средневековая наука представлена следующими элементами
Философские направления Средневековья
Патристика - греч. patér, лат. pater — отец
Августин Блаженный (354-430 гг.)
Боэций (ок. 480 г. – 524-526 гг.)
Основные проблемы схоластики:
Средневековая алхимия
Значение алхимии в европейской науке:
В 7-14 веках центром науки становятся города Арабского Востока.
Мохамед Аль-Хорезми (783-850 гг.)
Аль-Баттани (858-929 гг.)
Абу Райхан аль-Бируни (973-1048 гг.)
Насреддин Туси (1201-1277 гг.)
Абу аль Касим
ОМАР ХАЙЯМ (1048 — 1122), персидский поэт, математик, философ.
Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари (1136-1202)
Мохамед-Тарагай Улугбек (1394-1449 гг.)
Создание европейских университетов
Школа
Обучение в средневековой (монастырской) школе
Университет – коллегия universitas – любой организованный союз
В 13 веке университет разделился на четырe факультета:
Искусства делились на две группы
Университеты
Ф.Бэкон
Специaлизaция университетов
ВАГАНТЫ (от лат. vagantes — бродячие),
Болонский университет Открыт в пер. пол. XII века.
Салерно и Монпелье.
В конце 12 века Париж становится центром теологических изысканий.
Оксфордский университет
Философские проблемы науки в эпоху Средневековья
Наука в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
Петрарка Франческо (1304 - 74) итальянский поэт и гуманист.
Великие географические открытия
Значение Великих географических открытий
Характерные мировоззрения эпохи Возрождения
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-94)
“Речь о достоинстве человека”
Николай Кузанский (1401-1463)
Понятие максимума и минимума
Учение о материальном единстве мира
Учение о бесконечности Вселенной
Учение о движении
Бог и универсум
Человек как микрокосм
Коперник Николай (1473-1543)
Гелиоцентрическая система Николая Коперника
Семь постулатов или аксиом в «Малом комментарии относительно установленных гипотез о небесных движениях»
Бруно Джордано (1548-1600)
Тихо Браге (1546-1601)
Иоганн Кеплер (1571-1630)
Кеплер сформулировал законы движения планет
Иероним Кардан (1501 – 1576)
Галилей Галилео (1564 — 1642)
Принцип относительности
“Диалоги”
1-я беседа
2-я беседа
3-я беседа
4 беседа
Сравнение образа науки Средневековья и Нового времени
БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561 — 9 апреля 1626)
Ф.Бэкон
Бэкон
Индукция
Опыт
Критическая часть системы учение об «идолах»
Методология Бэкон сочетание эмпиризма и рационализма
«Истина и полезность … суть одни и те же вещи!»
МЕТОДОЛОГИЯ БЭКОНА "Союз опыта и рассудка"
Рене Декарт (1596-1650)
Декарт «Рассуждения о методе»
Критика изучаемых Декартом наук
ЧАСТЬ 2 Основные правила метода
Часть 3 Несколько правил морали, извлеченных из метода
Часть 4 Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души или основания метафизики
Две субстанции
Причины идеи о непознаваемости Бога и души
Врожденные идеи (вложены Богом)
Часть 5 Порядок физических вопросов
«Универсальная наука» - Дерево
Мир - механизм
Аналитическая геометрия.
Исаак Ньютон (25 декабря 1642 - 20 марта 1727)
«Математические начала натуральной философии»
Эванджели́ста Торриче́лли (15 октября 1608 — 25 октября 1647)
Уильям Гильберт (24 мая 1544 года — 30 ноября 1603 года) —
Уильям Гарвей (1 апреля 1578 г. — 3 июня 1657 г.)
Атомизм Атомистическая теория была признана в 1543-1563 гг. католической церковью "ересью»..
Христиа́н Гю́йгенс ван Зёйлихем (14 апреля 1629 — 8 июля 1695) 
Роберт Бойль (1627-1691), англичанин.
Философы эпохи Просвещения
Основные идеи:
7.45M
Категория: ИсторияИстория

История науки

1. История науки

2. Социокультурные предпосылки становления науки в древней Греции

1. Подход М.К. Петрова: Специфика общества и условия жизни предполагали
формирование способности работать с понятиями
Транслирующий контакт поколений (от отца к старшему сыну) Неважно способен сын к
этому или нет, это традиции;
Наличие межсемейных контактов для обмена продукцией (есть несколько
профессиональных сообществ, организованных по семейному принципу и им нужен
обмен).
2. Подход А.И. Зайцева: Общественная психология создает условия для становления
доказательности
Агональный дух - дух соревновательности, которому древние греки придавали большое
значение

3. Научные программы Античности

1.
Элементаризм (Фалес, Анаксимандр, Эмпедокл, Пифагор)
2.
Атомизм (Демокрит)

4. Сократический период Античной философии (V-IV вв. до н.э.)

Сократ
Платон
Аристотель
4

5. Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Цель философии –
добродетельный образ
жизни.
Метод философии –
диалектика
5

6. Платон (428/427-348/347гг. до н.э.)

1. Строение мира.
2. Учение о человеке.
3. Учение о познании.
4. Учение об идеальном
государстве.
6

7. Строение мира

Мир идей
Мир вещей
Эйдос (идея) – сущность вещи
Подобие идеи, копии
Значение Платона для развития науки:
предмет знания – неизменная составляющая мира;
предмет чувств – эмпирическая составляющая
7

8. Аристотель (384 – 322 гг.до н.э.)

труды по логике, обычно собирательно
именуемые Органон: Категории; Об
истолковании; Первая аналитика и Вторая
аналитика; Топика.
естественнонаучные труды: О возникновении и
уничтожении; О небе; Физика; История
животных; О частях животных, О душе.
тексты под названием Метафизика,
представляющим собой цикл лекций,
составленных Аристотелем в поздний период
развития его мысли;
труды по этике и политике, куда причисляют
также Поэтику и Риторику, Эвдемова этика,
8

9. Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»

изучает:
1) основные виды бытия;
2) соединения и разделения этих видов бытия, которые
выражаются в суждении;
3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может
перейти от истины известной к истине неизвестной.
Формы мышления соответствуют формам бытия.
9

10.

Наука универсальна, но возникает через индукцию, опирающуюся на данные
чувственного восприятия об индивидуальной сущности и ее индивидуальных
свойствах;
предпосылки науки самоочевидны и не нуждаются в доказательствах;
первое в обосновании всякой истинной науки - обнаружение необходимых
связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых
суждениях;
далее из очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения
может быть выведено последующее знание;
в завершении - дедукция, или вывод т.е. способ с помощью которого ум
переходит от уже известного к неизвестному;
предмет науки – индивидуальные предметы.
10

11. Виды движения:

1)
увеличение и уменьшение;
2)
качественное изменение, или превращение;
3)
возникновение и уничтожение;
4)
движение как перемещение в пространстве (круговое, прямолинейное)– условие
остальных видов движения.
11

12. Философские проблемы науки в Античной философии классического периода

1.
Процесс познания мира человеком.
2.
Истинность умозаключений.
3.
Корреляция умозаключений и действительности.
4.
Предмет науки, классификация наук.
5.
Определение базовых понятий – движение, изменение, причинность.
12

13. Наука эпохи эллинизма

Астрономия, география;
Математика;
Инженерное дело.
13

14. Астрономия, география

Эратосфен Киренский (276 - 194) –
вычисление радиуса Земли (длина
окружности Земли - 250 000 стадий),
дал название географии и
филологии.
Ввел понятие «меридинана»,
«Параллель»
Стадий – ок. 160 м
14

15. Аристарх Самосский (320-250 гг.до н.э.)

«О размерах Солнца и Луны и расстояния
до них»
Луна вращается вокруг Земли, а Земля –
вокруг Солнца
Солнце в 18-20 раз дольше от Земли, чем от
Луны (сегодня – в 400)
15

16. Птолемей (ок.87-165)

Отсутствует жизнеописание в источниках его
времени
«Великое построение» (Альмагест)
16

17. Система мира Птолемея

17

18.

Земля, центры эпициклов Меркурия и Венеры и Солнце всегда лежат на одной прямой. Поэтому, можно
утверждать, что за год Меркурий и Венера совершают полный круг вокруг Земли. Между тем, периоды
обращения внутренних планет по эпициклам различны; они меньше года и составляют соответственно для
Меркурия 88 суток, для Венеры – 225. (Современные данные: Меркурий –58,6 суток, Венера – 243 суток).
Центры эпициклов Марса, Юпитера и Сатурна обращаются по своим деферентам за различные промежутки
времени: от 687 суток для Марса до почти 30 лет у Сатурна, причем эти планеты обращаются по эпициклам
ровно за один год. Движение Меркурия и Венеры происходит в одной плоскости, параллельной плоскости
эпициклов Марса, Юпитера и Сатурна.
По мысли Птолемея, эти тезисы должны были бы описать различия в движении верхних и нижних планет.
Тщательный анализ расчетов поставил бы в центр Вселенной Солнце, но Птолемей не сделал этого. Лишь
Аристарх Самосский задолго до Коперника доказал, что центр Космоса не Земля, а Солнце.
18

19. Архимед (287 – 212 гг. до н.э.)

Арифметика – «Псамит» - способ
вычисления кол-ва песчинок,
содержащихся в объеме земного шара;
Геометрия - шар равен 2/3 описываемого
вокруг него цилиндра);
Гидростатика – закон Архимеда;
Механика – метательные орудия.
19

20.

2. Наука и философия в эпоху Средневековья.
20

21. Средние века (I-V – XIV вв)

1. Вопросы истины – в ведении религии;
2. Научное знание представлено в форме комментариев к
текстам Аристотеля;
3. Тенденция к систематизации, классификации, компиляции;
4. Две принципиально разные картины мира: верующего
христианина и натурфилософа. Первая удостоверяется
откровением вторая — естественным разумом,
базирующимся на опыте и пользующимся индукцией.
21

22. Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья

Характеристики мировоззрения Европейского Средневековья
1.
Теоцентризм
2.
Креационизм
3.
Провиденциализм
Историко-философский контекст
(на экзамене можно не затрагивать)

23. Теоцентризм – Бог абсолбтное, совершенное, наивысшее бытие.

Бог абсолютный источник жизни и блага.
Служение Богу – образец
нравственности

24.

Креационизм – творение мира
Богом из ничего.
Бог – абсолютное начало,
Остальной мир – его творение.
Единственный способ познания сверхъестественного – вера.

25.

провиденциализм - понимание истории как
осуществление заранее предусмотренного
Богом плана спасения человека
Эсхатология – учение о
конце света

26.

семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить
Первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава
зеленая сгорела
Второй Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась
кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла
Третий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и
многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки
Четвертый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так,
как и ночи
Пятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь бездны; и вышла саранча; и дано ей
мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих
Шестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат,
приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление
всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве. Два
человека Божьих 1260 дней свидетельствуют, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня они
воскресают.
Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его.
Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.

27.

Седьмая печать Ингмар Бергман
http://www.youtube.com/watch?v=HkOpvnpSsjM
До 2:40

28. Средневековая наука представлена следующими элементами

1.
Философские учения Средневековой Европы
2.
Средневековая Алхимия
3.
Научные знания Арабского Востока
4.
Средневековые европейские университеты

29. Философские направления Средневековья

ПАТРИСТИКА (ЛАТ. PATER — ОТЕЦ)
Представители:
СХОЛАСТИКА (ЛАТ. SCHOLA – ШКОЛА)
Представители:
Тертуллиан (II-III вв.);
•Фома Аквинский
Августин Аврелий (Августин Блаженный);
•Вильгельм Оккам
Григорий Нисский;
•Иоанн Буридан
Боэций и др.

30. Патристика - греч. patér, лат. pater — отец

Совокупность философских и теологических доктрин христианства II – VIII вв. н.э.
Представители:
Тертуллиан (II-III вв.);
Августин Аврелий
Григорий Нисский
Соборы:
Никейский (325г.) (двуединая природа И.Христа)
Халкидонский (451г.) (Триединство Бога)
Способ обоснования – вера
«Имя Розы» У.Эко

31. Августин Блаженный (354-430 гг.)

«Исповедь»,
«О граде Божьем»
Град земной – жизнь во плоти
Град Божий – жизнь по духу

32. Боэций (ок. 480 г. – 524-526 гг.)

«Утешение философией», «Исповедь» и др.
Учебники: «Основы арифметики», «Основы
музыки»
•подготовил модель образования, основанную
на системе тривиума (грамматика, логика
(диалектика) и риторика) и квадриума
(арифметика, геометрия, астрономия и музыка)
•Проблема свободы воли и Божественного
провидения
•Проблема соотношения общего и единичного

33. Основные проблемы схоластики:

Проблема веры и разума (способы познания);
Проблема универсалий (Как всеобщее существует в частном?)

34. Средневековая алхимия

Арабский « аль-кимия» восходит к греческому chēméia, от chéō - лью,
отливаю, - связь алхимии с искусством плавки и литья металлов;
Chemia – Египет.- связывает алхимию с местом, где возникло это
искусство. Египет – «черная земля».
задачи алхимии:
1. Освобождение духа от телесной оболочки;
2. Превращение ("трансмутация") неблагородных металлов в благородные
с помощью воображаемого вещества – «философского камня».
34

35.

Раймунд Луллий (1235-1315) – «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое
искусство»,
Арнальдо де Виланова (1250-1313?) – «О ядах»,
Альберт Великий (около 1193-1280) – «О металлах и минералах», «Книга об алхимии»,
Роджер Бэкон (около 1214 - около 1292) – «Могущество алхимии», «Зеркало алхимии».
35

36.

"Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и
получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на
металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в
момент прикосновения".
3 стадии приготовления эликсира из "первичной субстанции"–
1. нигредо (чёрная стадия),
2. альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир,
способный превращать металлы в серебро)
3. рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир –
магистерий).
Р.Бэкон
36

37. Значение алхимии в европейской науке:

открытие или усовершенствование способов получения практически ценных
соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей,
металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов),
создание или улучшение приемов лабораторной работы (перегонка, возгонка,
фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для
длительного нагревания, перегонных кубов),
натурфилософские обобщения (идея генезиса металлов, основанная на
материальном единстве мира ).
37

38. В 7-14 веках центром науки становятся города Арабского Востока.

В 20-е годы IX века в Багдаде был основан "Дом
Мудрости", выполнявший функции Академии
Наук.
При нем была богатая библиотека старинных
рукописей и астрономическая обсерватория.
Арабскими учеными были переведены
◦ "Альмагест" Птолемея,
◦ труды Аристотеля и других древнегреческих
ученых
◦ индийские астрономические сочинения.
15.06.2018
38

39. Мохамед Аль-Хорезми (783-850 гг.)

составил астрономические и
тригонометрические таблицы для нужд
теоретической и практической
астрономии,
описал разные календарные системы,
устройство и применение основных
астрономических инструментов.
15.06.2018
39

40. Аль-Баттани (858-929 гг.)

проверил таблицы Птолемея,
уточнил величину прецессии и угла e между эклиптикой и небесным экватором.
15.06.2018
40

41. Абу Райхан аль-Бируни (973-1048 гг.)

вел многолетние наблюдения
небесных объектов
самостоятельно, по оригинальной
методике, определил размеры
Земли
догадывался о её вращении
вокруг Солнца.
15.06.2018
41

42. Насреддин Туси (1201-1277 гг.)

основал в Мараге обсерваторию с
большой библиотекой
в сотрудничестве с учеными
Индии и Китая составил
"Ильханские таблицы" движения
Луны, Солнца и планет.
Азербайджан Шемахи́ нская
Астрофизи́ ческая Обсервато́ рия
им. Насреддина Туси
15.06.2018
42

43. Абу аль Касим

Изобрел около 200 инструментов:
Пинцет
Скальпель
Хирургическая игла
Кетгут (нить для швов)
Шприц
Пилу для костей
15.06.2018
43

44. ОМАР ХАЙЯМ (1048 — 1122), персидский поэт, математик, философ.

философские четверостишия — рубаи.
создал астрономические таблицы
разработал математическое обеспечение практической
астрономии
составлял календари
дал изложение решения уравнений до 3-й степени
включительно.
Создал в 1079 г. персидский солнечный календарь,
точнее григорианского, применялся в Иране и других
государств до сер. XIX в.
15.06.2018
44

45. Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари (1136-1202)

Коленчатый вал
Клапанные насосы
Дамбы
Водоподъемные машины
15.06.2018
45

46. Мохамед-Тарагай Улугбек (1394-1449 гг.)

внук и наследник великого завоевателя Тимура
"Новые таблицы" - каталог 1018 звезд,
◦ различные системы летоисчисления,
◦ основы сферической и практической астрономии,
◦ теорию затмений, движения планет и другие
сведения.
Стала астрономической энциклопедией XV
века и переиздавалась в других странах.
15.06.2018
46

47.

построил крупнейшую в XV веке
астрономическую обсерваторию с
гигантским квадрантом радиусом 40,2
м, с помощью которого были с
большой точностью определена
продолжительность года.
Квадра́нт — астрономический инструмент для определения
высот светил.
15.06.2018
47

48. Создание европейских университетов

15.06.2018
48

49.

787 г. – «Капитулярий о науках» Карла Великого
Предписывал
Открывать школы при каждом монастыре и каждой епископской кафедре
Центр школ – Академия Карла Великого (возглавлял Алкуин)
Предложена схема обучения:
Латинский язык-семь свободных искусств - богословие
49

50. Школа

787 г. «Капитулярий о науках» Карла Великого (создание школы при каждом монастыре)
Монастырские:
◦ Внутренние (подготовка к пострижению в монахи);
◦ Внешние
Кафедральные:
◦ Для подготовки будущих священносулужителей
◦ Для мирян
Приходские:
◦ Для мирян (содержались священниками)
Внутренние школы: письмо, счет, церковное пение
Внешние школы: латинский язык, письмо, счет, церковное пение, элементы наук, для некоторых – богословие
Сословный характер воспитания
Рыцари: умение ездить верхом, умение плавать, играть в шахматы, владеть копьем, фехтовать, охотиться, слагать стихи,
играть на музыкальных инструментах
50

51.

1. Пипин. Что такое буква? - Алкуин. Страж истории.
2. Пипин. Что такое слово? - Алкуин. Изменник души.
3. Пипин. Кто рождает слово? - Алкуин. Язык.
4. Пипин. Что такое язык? - Алкуин. Бич воздуха.
5. Пипин. Что такое воздух? - Алкуин. Хранитель жизни.
6. Пипин. Что такое жизнь? - Алкуин. Счастливым радость, несчастным горе, ожидание
смерти.
7. Пипин. Что такое смерть? - Алкуин. Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих
рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
8. Пипин. Что такое человек? -Алкуин. Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме.
9. Пипин. На что похож человек? - Алкуин. На плод.
10. Пипин. Как помещен человек? - Алкуин. Как лампада на ветру.
11. Пипин. Как он окружен? - Алкуин. Шестью стенами.
12. Пипин. Какими? - Алкуин. Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева.
13. Пипин. Сколько у него спутников? - Алкуин. Четыре.
14. Пипин. Какие? - Алкуин. Жар, холод, сухость, влажность.
15. Пипин. Сколько с ним происходит перемен? - Алкуин. Шесть.
16. Пипин. Какие именно? - Алкуин. Голод и насыщение, покой и труд, бодрствование и сон.
17. Пипин. Что такое сон? - Алкуин. Образ смерти. (VIII в.н.э.)
51

52. Обучение в средневековой (монастырской) школе

ТРИВИУМ
КВАДРИУМ (В ОСНОВНОМ С XIII В.)
Грамматика
Арифметика
Риторика
Геометрия
логика
Музыка
Астрономия
Семь свободных искусств
К. XII в. – первые светские школы

53. Университет – коллегия universitas – любой организованный союз

Право изучать 7 свободных искусств, медицину, право, теологию;
Право получать часть церковных доходов на обучение;
Право преподавать в любом университете при наличии степени;
Право издавать свои законы и распоряжения, регламентирующие оплату
труда, дисциплинарные нормы и т.д.;
15.06.2018
53

54. В 13 веке университет разделился на четырe факультета:





теологии
права
Старшие факультеты
медицины
искусств на котором преподавались семь свободных искусств (тривиум и квадриум) – младший факультет
15.06.2018
54

55. Искусства делились на две группы

Тривиум или троичный путь
◦ грамматика
◦ риторика
◦ диалектика
Считались в Античности
необходимыми для оратора и
политика.
15.06.2018
Квадриум или
четверичный путь
◦Геометрия
◦арифметика
◦астрономия
◦музыка
55

56. Университеты

Universitas – любое объединение людей, имеющее правовой статус
«Старшие» Факультеты:
Медицинский
Богословский
Юридический

57. Ф.Бэкон

Проблема – познание сущности природы, изучение материи, изменения ее состояний,
движение
«…проложить себе путь к недрам природы»
Способ - построение понятий и аксиом посредством истинной индукции
Принцип – разум необходимо направлять (должны быть правила, которые определяют способ
познания природы и знание ошибок, искажающих истинное познание)
Ошибки – идолы разума
◦ Идолы рода – познание мира по аналогии с человеком, а не с природой
◦ Идолы пещеры – заблуждения отдельного человека (воспитание, окружение, чтение, авторитеты)
◦ Идолы площади – имена несуществующих вещей (например, кентавр); неопределенные понятия
(например, перводвигатель); некорректные абстракции (влажное, легкое)
◦ Идолы театра – философские теории
Источники заблуждений: софистика, суеверие, эмпирика (LVII)

58.

Способы доказательства – эксперимент
2 вида опытов – светоносные (познание истины); плодоносные (практическая польза)
Теория эксперимента
Фиксация данных эксперимента
Систематизация данных при помощи таблиц

59. Специaлизaция университетов

15.06.2018
59

60. ВАГАНТЫ (от лат. vagantes — бродячие),

создатели латиноязычной поэзии, когда
в находящихся на подъеме
средневековых городах множатся
школы, возникают первые
университеты и складывается первая в
истории Европы ситуация избытка
образованных людей.
15.06.2018
60

61. Болонский университет Открыт в пер. пол. XII века.

Болонья стала ранним центром
юриспруденции.
15.06.2018
61

62. Салерно и Монпелье.

Искусство врачевания
15.06.2018
62

63. В конце 12 века Париж становится центром теологических изысканий.

15.06.2018
63

64. Оксфордский университет

Рано стал известен своими научными
исследованиями Оксфордский
университет.
Некоторые университеты имели
исследователей, занимавшихся
«науками» без обязанности
преподавать.
15.06.2018
64

65. Философские проблемы науки в эпоху Средневековья

1. Соотношение религии и науки, веры и знания;
2. Социальная детерминированность научного знания (идеи
Аристотеля в Средневековой науке, церковь и наука);
3. Язык науки (натурфилософские тексты Средневековья,
символический способ фиксации знаний в алхимии),
4. Становление эмпирических методов исследования.
65

66. Наука в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)

67. Петрарка Франческо (1304 - 74) итальянский поэт и гуманист.

«Искусство жизни», - новые
ценности.

68.

Заблуждения:
1)
воинствующий "натурализм", привнесенный арабской мыслью, и особенно
Аверроэсом,
2)
господство диалектики и логики, связанных с рационалистическим мышлением.
Способы преодоления заблуждений:
1)
не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, для этого необходимо
возвратиться к себе и к собственной душе,
2)
не распыляться в пустых диалектических упражнениях, для этого необходимо вновь
открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (litterae humanae).
МЕТОД ПЕТРАРКИ: истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой
мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным.

69.

«Он (Аверроэс) знает многое, знает зверей, птиц и рыб, знает,
сколько волос в гриве льва и сколько перьев в хвосте ястреба"
(следует долгий живописный список курьезов того же рода).
"Приведенные вещи по большей части или фальшивы
(невозможно проведение опытов), или неизвестны: они
слишком легковерно принимаются и, поскольку недоступны
опыту, берутся на веру; но даже будучи истинными, они
бесполезны. Я спрашиваю себя, что пользы знать природу
зверей, птиц, рыб и змей и либо игнорировать, либо не
заботиться о знании природы человека (кто мы, откуда и куда
идем)»
«О собственном незнании и многом другом»

70. Великие географические открытия






Исследование португальцами западного берега Африки.
Открытие морских путей в Америку и Индию
Плавание Магеллана.
Русские землепроходцы. Северо-Восточный и Северо-Западный проходы.
Открытие Австралии.

71. Значение Великих географических открытий

установлены контуры обитаемых материков
исследована большая часть земной поверхности
было получено представление о форме Земли
развитие естествознания, материал для ботаники, зоологии, этнографии
новые сельско-хозяйственные культуры (картофель, маис, томаты, табак)
торговля приобрела мировой характер

72. Характерные мировоззрения эпохи Возрождения

Антропоцентризм, Гуманизм- человек центр мира
пантеизм – Бог отождествляется с миром
-

73. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-94)

итальянский мыслитель,
представитель раннего
гуманизма.
"900 тезисов"
введение к ним - "Речь о
достоинстве человека"

74. “Речь о достоинстве человека”

Понимание роли и места человека отличает эту эпоху от античности и от христианского
средневековья.
Пико делла Мирандола вкладывает в уста бога обращение к Адаму:
◦ “Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами,
определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю”.

75. Николай Кузанский (1401-1463)

Выдающийся немецкий философ
и теолог, кардинал и викарий
Папы римского.

76. Понятие максимума и минимума

Сочинение «Об ученом незнании»
Единое и бесконечное — это одно и то же.
Понятие максимума и минимума, т. е. «наибольшего» и
«наименьшего», которые у него оказываются совпадающими
противоположностями.
Максимум есть бог. «Все совпадает с богом…».
Абсолютный максимум и есть Вселенная.

77. Учение о материальном единстве мира

1. Абсолютный максимум связывает в абсолютное единство все вещи.
Отсюда проистекает: Земля и небесные светила имеют одну природу (у
Аристотеля – светила из эфира), следовательно, равноценны (разовьет
Коперник).
Снимается противоречие между
◦ идеей и материей,
◦ материей и формой,
они в абсолютном единстве (разовьет Джордано Бруно).

78. Учение о бесконечности Вселенной

2. Абсолютный максимум бесконечен, следовательно Вселенная
бесконечна и едина.
У бесконечности нет центра!
◦ «Машина мира как будто имеет свой центр повсюду, а окружность нигде».
Следовательно, Земля не находится в центре мира.

79. Учение о движении

3. Земля не неподвижна, а движется, как и остальные светила.
Это – переход к гелиоцентрической системе Коперника, а затем к
множественности миров Бруно.
Движения же мы не замечаем
◦ «как на корабле посреди вод, кто-либо, если б не знал, что вода течет и не видел берегов, то не
знал бы что движется».
Рушится все учение Аристотеля о движении: насильственном и
естественном.

80. Бог и универсум

1)
Компликация: Бог содержит в себе все вещи (в качестве максимума всех максимумов)
, и, поэтому, можно говорить что "складывает" (включает) все вещи.
2)
Экспликация. Бог во всех вещах то, что они есть, универсум является "образом"
Абсолюта.
3)
Контракция Бог в универсуме является "контрактом", в котором единство
"договаривается" (проявляет себя) во множественности, простота в сложности, покой
в движении, вечность в чередовании времени.

81. Человек как микрокосм

на онтологическом уровне - он "связывает" все вещи (в этом смысле является
микрокосмом любая вещь)
на специальном онтологическом уровне - он обладает разумом и сознанием, и с
познавательной точки зрения, включает в себя образы всех вещей.

82. Коперник Николай (1473-1543)

Польский астроном, создатель
гелиоцентрической системы мира,
положивший начало
современному представлению.

83. Гелиоцентрическая система Николая Коперника

Совершил переворот в естествознании,
отказавшись от принятого в течение
многих веков учения о центральном
положении Земли
Объяснил видимые движения небесных
светил вращением Земли вокруг оси и
обращением планет вокруг Солнца.

84. Семь постулатов или аксиом в «Малом комментарии относительно установленных гипотез о небесных движениях»

1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.
2. Центр Земли не является центром мира, но только центром
тяготения и центром лунной орбиты.
3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в
середине всего, так что около Солнца находится центр мира
4. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к
высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее
расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно
будет даже неощутимым.

85.

5. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не
ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся
вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов,
причем твердь и самое высшее небо остаются все время
неподвижными.
6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но
принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся
вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля
имеет несколько движений
7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не
им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для
объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей”

86. Бруно Джордано (1548-1600)

Итальянский философ-пантеист и поэт.
Развивает идеи Н.Кузанского и Н. Коперника
«О причине, начале и едином»
«О бесконечности, Вселенной и мирах»

87.

Объединил философско-космологическую концепцию Николая Кузанского с
астрономическими выводами теории Коперника
Создал свою естественно-философскую картину бесконечной изотропной
Вселенной с множеством обитаемых планетных миров
◦ "...единое безмерное пространство, лоно которого содержит все... в котором все пробегает и
движется... В нем - бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно
воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесчисленном множестве других. Все они имеют
свои собственные движения, независимые от того мирового движения, видимость которого
вызывается движением Земли... одни кружатся вокруг других... Поверхность нашей Земли
меняется, только через большие промежутки времени эпох и столетий, в течении которых моря
превращаются в континенты, а континенты в моря..."

88. Тихо Браге (1546-1601)

датский астроном
Создает свою систему мира

89.

Составил каталог 777 звезд.
Создал свою систему мира:
вокруг неподвижной Земли в центре
Вселенной вращалось Солнце, вокруг
которого вращались планеты. Для её
доказательства до конца жизни проводил
наблюдения Марса с наивысшей для XVI
века точностью.

90. Иоганн Кеплер (1571-1630)

Ученик Тихо Браге, использовал данные
многолетних наблюдений Марса в создании
теории движения планет.
1618-21 гг. книга "Сокращение коперниковой
астрономии", которую церковь запретила (до
1818 года!).
В 1611 году И. Кеплер предложил новую
оптическую схему телескопа, используемую во
всех современных телескопах-рефракторах.

91. Кеплер сформулировал законы движения планет

1. Все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца по
эллиптическим орбитам, в одном из фокусов которых находится
Солнце.
2. Радиус вектор планеты за одинаковые промежутки времени
описывает равные площади: скорость движения планет
максимальна в перигелии и минимальна в афелии.
3. Квадраты звездных периодов обращения планет соотносятся
как кубы больших полуосей их орбит:

92. Иероним Кардан (1501 – 1576)

Врач - описал приемы излечения до 5000 болезней.
Астролог - составлял гороскопы папе.
Механик - книга о гидростатике в 17 в. как учебник.
◦ карданов подвес
◦ формула решения кубических уравнений.
Физик –




определение плотности веществ
электрические
магнитные явления
теория приливов

93. Галилей Галилео (1564 — 1642)

Итальянский физик, механик
и астроном, один из
основоположников
естествознания; поэт,
филолог, критик.

94.

Боролся против схоластики, считал основой познания опыт.
Заложил основы современной механики:
◦ выдвинул идею об относительности движения,
◦ установил законы




инерции,
свободного падения
движения тел по наклонной плоскости,
сложения движений;
◦ открыл изохронность колебаний маятника;
◦ первым исследовал прочность балок.

95. Принцип относительности

Движение (имеются в виду только механические процессы) относительно,
то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению к какому
«телу отсчета» оно происходит;
Законы же движения безотносительны, и поэтому, находясь в закрытой
кабине (он образно писал «в закрытом помещении под палубой корабля»),
нельзя никакими опытами установить, покоится ли эта кабина или же
движется равномерно и прямолинейно («без толчков», по выражению
Галилея)

96. “Диалоги”

разбиты на 4 беседы, соответствующие 4 дням.
Беседу ведут 3 персонажа:
◦ Сальвиати (второе “я” автора),
◦ Симпличио (простак) – сторонник Аристотеля и Птолемея
◦ Сагредо, к которому спорщики обращаются как арбитру спора.
Главное значение “Диалогов” - закладывается фундамент новой
механической программы естествознания

97. 1-я беседа

посвящена критике учения перипатетиков о наличии в мире 2-х
субстанций:
◦ элементной (земной) и небесной
◦ и коренной их противоположности
Здесь аргументация Галилея главным образом философская.
Но как пример изменяемости неба он приводит наблюдения
Луны с помощью телескопа (горы), кометы, новые звезды,
Солнце (и на Солнце бывают пятна!)

98. 2-я беседа

Решается вопрос о движении Земли (суточном).
Разбираются физические аргументы против системы Коперника, высказываются механические
принципы Галилея:
◦ 1. Закон инерции.
◦ Рассматривается движение шара по горизонтальной доске в отсутствии сил: как он будет двигаться? Галилей
доказывает, что – равномерно, с постоянной скоростью.
◦ 2. Закон суперпозиции движения.
◦ Как будет двигаться шар после окончания горизонтальной доски? Галилей доказывает, что по параболе, в соответствие
с законом сложения скоростей.
◦ 3. Классический принцип относительности
◦ Галилей, который опровергает аргументы противников Коперника, что движение Земли сказалось бы на движении
земных тел. Приводит в доказательство знаменитый мысленный эксперимент в каюте движущегося корабля,
механические явления происходят одинаково независимо от того, неподвижна ли система или совершает
равномерное движение.

99. 3-я беседа

Решает вопрос о годичном движении Земли.
Здесь выставляются астрономические аргументы, полученные Галилеем:
◦ открытие фаз Венеры,
◦ поведение спутников Юпитера,
◦ обычные астрономические наблюдения.

100. 4 беседа

Галилей излагает свою теорию приливов и отливов, которую он считал главным своим
аргументом, но которая оказалась частично ошибочной.

101. Сравнение образа науки Средневековья и Нового времени

АРИСТОТЕЛЬ
ГАЛИЛЕЙ
Мир – иерархичен
Мир однороден
Предметы различных уровней мира
отличаются качественно (Аристотель: сфера
эфира – совершенное движение)
Предметы мира различаются только
количественно («Природа написана языком
математики»)
Познание мира – чувственное познание
(принцип отсутствия пустоты)
Познание мира – мысленное
моделирование, идеализация (принцип
инерции)

102.

Наука Г.Галилея (1564 - 1642)
Наука Античности и Средневековья
Мир однороден
Мир – иерархичен
Предметы мира различаются только
количественно («Природа написана
языком математики»)
Предметы различных уровней мира
отличаются качественно (Аристотель:
сфера эфира –совершенное движение)
Познание мира – чувственное познание
(принцип отсутствия пустоты)
Познание мира – мысленное
моделирование, идеализация (принцип
инерции)

103. БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561 — 9 апреля 1626)

Знание – сила
Основные сочинения
английский государственный деятель, философ,
родоначальник материализма и методологии
опытной науки
Лорд-канцлер короля Якова I.
◦ «Новый органон или истинные
указания для истолкования природы».
◦ «Новая Атлантида».
◦ «О достоинстве и приумножении
наук».

104. Ф.Бэкон

Проблема – познание сущности природы, изучение материи, изменения ее состояний,
движение
«…проложить себе путь к недрам природы»
Способ - построение понятий и аксиом посредством истинной индукции
Принцип – разум необходимо направлять (должны быть правила, которые определяют
способ познания природы и знание ошибок, искажающих истинное познание)
Ошибки – идолы разума
Источники заблуждений: софистика, суеверие, эмпирика (LVII)

105. Бэкон

2 способа познания:
1.
Дедуктивный метод, образец которого являет силлогистика Аристотеля. С помощью
дедуктивного метода мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к
частным выводам
2.
Индуктивный - движение от изучения единичных фактов к общим положениям

106. Индукция

полная индукция -перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается
присущее им свойство (в этом саду вся сирень белая). Ее роль в науке незначительна
неполная индукция - на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий
вывод относительно всего класса данных явлений (все лебеди белы). Вероятностные
выводы
истинная индукция – поиск не только фактов подтверждающие определенный вывод, но и
фактов, опровергающих его
Два средства естествознания: перечисление и исключение

107. Опыт

Светоносный – направлен на открытие и познание. Позволяет постичь истину
Плодоносный – практическое внедрение знаний. Определяет достоверность истины

108. Критическая часть системы учение об «идолах»

врожденные «идолы рода» - субъективные свидетельства органов чувств
и заблуждения разума
«идолы пещеры» - зависимость познания от индивидуальных
особенностей, ограниченность личного опыта людей
«идолы рынка, или площади» - использование языка
«идолы театра» - некритическое следование авторитетам

109. Методология Бэкон сочетание эмпиризма и рационализма

уподобляя ее образу действий
пчелы, перерабатывающей
собранный нектар эмпирических
знаний в мед теоретической науки
в
отличие от муравья, который собирает разрозненные
факты - (плоский эмпиризм)
паука,
который извлекает знания из книг
(схоластика).

110.

«таблица положительных инстанций» - все факты, в которых фигурирует изучаемое
явление
«таблица отрицательных инстанций» - аналогичные факты, в которых данное явление
отсутствует
таблица сравнения - результат искомая «форма» или закон природы

111. «Истина и полезность … суть одни и те же вещи!»

Техника - искусство преобразования природы и приспособления ее к человеческим
нуждам превосходит науку и является для нее образцом
«Там заставляем мы деревья цвести раньше или позднее
положенного времени, вырастать и плодоносить скорее,
нежели это наблюдается в природных условиях. С помощью
науки мы достигаем того, что они становятся много
пышней, чем были от природы, а плоды их - крупнее и
слаще, иного вкуса, аромата, цвета и формы... Нам
известны способы выращивать различные растения без
семян, одним только смешением почв, а также способы
выводить новые виды растений, отличные от
существующих, и превращать одно дерево или растение в
другое» Ф. Бэкон «Новая Атлантида»

112. МЕТОДОЛОГИЯ БЭКОНА "Союз опыта и рассудка"

МЕТОДОЛОГИЯ БЭКОНА "Союз опыта
и рассудка"
Разум должен очищать опыт и извлекать из него плоды в виде законов природы, или,
как выражается Бэкон "форм".
Этот процесс совершается индукцией.
Индукция ( наведение) – вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов
наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта
"наводят" на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения
обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.
Бэкон различает опыты:
◦ плодоносные, сразу приносящие результаты,.
◦ светоносные, польза которых заметна не сразу.
Теория эксперимента
Фиксация данных эксперимента
Систематизация данных при помощи таблиц

113. Рене Декарт (1596-1650)

Основные сочинения:
◦ «Геометрия»
◦ «Рассуждение о методе»
◦ «Начала философии»
французский философ, математик,
физик и физиолог

114. Декарт «Рассуждения о методе»

Приложения «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия»
Часть 1 «соображения, касающиеся наук»
Разум (raison)
•способность отличать истину от заблуждения. Является универсальным.
•единственное, что отличает человека от животного
Основание различия – метод познания
Цель работы: показать, какие методы познания применяет Декарт.

115. Критика изучаемых Декартом наук

Языки и история – излишнее изучение древности и других культур приводит к тому, что
человек становится чужим в современности и в своей культуре
Поэзия - данность природы человеку, но не результат научной работы
Богословие – необходима помощь свыше
Математика – служит только ремеслу. «Анализ древних» ограничен изучением фигур;
«алгебра» содержит множество неупорядоченных правил и знаков, является темным
искусством, а не наукой
Философия – множество истин
ЦЕЛЬ критики: найти основания для
создания новой науки
Результат: быть свободным от
мнений, принимаемых на веру

116. ЧАСТЬ 2 Основные правила метода

1) начинать с несомненного и самоочевидного, ясного и отчетливого
т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить,
2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо
для ее эффективного решения,
3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,
4) составлять полные перечни и обзоры, постоянно перепроверять
правильность умозаключений.

117.

Онтологическая предпосылка
Гносеологическая
предпосылка
МИР ПОЗНАВАЕМ
начало всех наук – философия
Существует только одна истина
относительно одного предмета
Необходимо установить
достоверные начала философии

118. Часть 3 Несколько правил морали, извлеченных из метода

1.
Повиноваться законам, обычаям, религии страны;
2.
Соблюдать правила, являющиеся основанием для научной деятельности;
3.
Противопоставление мира природы и человека. Во власти человека – изменить только
собственные мысли.

119. Часть 4 Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души или основания метафизики

Принцип тотального сомнения
Предел сомнения – мышление
Ego cogito ergo sum
Все представляемое ясно и отчетливо – истинно
Идея совершенного не может иметь причины в мире или в человеке
Бог существует
Существующие вещи несовершенны, значит не могут быть причинами самих себя
существует
Истинные идеи и понятия предзаданы Богом (принцип врожденных идей)
Бог

120. Две субстанции

духовная субстанция - неделима (предмет метафизики)
материальная (протяженная) субстанция – делима - предмет физики, т.е. механики
Воображение, чувство, желание – модусы духа (ума)
фигура, положение, движение - модусы тела (протяжения)
Природа – система машин
Качества протяженной субстанции:
Первичные: величина (которая тождественна с самим протяжением), фигура, движение,
расположение ее частей
Вторичные: цвет, звук, запах, вкус
Пространство=материя

121. Причины идеи о непознаваемости Бога и души

Многие способны только на чувственное познание мира
Идеи Бога и души не содержатся в чувствах

122. Врожденные идеи (вложены Богом)

Идея Бога
Некоторые аксиомы:
"Если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут
равны между собой"
"Из ничего ничего не происходит"

123. Часть 5 Порядок физических вопросов

1.
Вопросы о свете
2.
Вопросы о Солнце и неподвижных звездах и небесных телах
3.
Вопросы о земных телах
4.
Вопросы о человеке
Круги кровообращения
Признание наличия животных духов, которые двигают тело (двигаются от сердца к телу
Решение проблемы взаимодействия мышления и тела
Тело - механизм, созданный Богом. Обсуждает возможность создания механизма по
подобию человека

124.

Математика изучает соотношения элементов, но прежде чем их установить, необходимо
ввести измерение и единицу измерения
Математика - постижение законов движения и изменения, установление
закономерностей связи элементов движущегося объекта, т.о. происходит сближение
математики с физикой

125. «Универсальная наука» - Дерево

Корень - метафизика
ствол - физика
плодоносные ветви - конкретные
науки, этика, медицина и механика,
приносящие непосредственную
пользу.

126. Мир - механизм

Движение – определенное количество в мире.
Мир – большие часы. Вихри эфира сцепляют
колеса.
2 закона управляют миром:
1.
Закон сохранения движения
2.
Закон инерции (равномерное божественное
движение неизменно)

127. Аналитическая геометрия.

Принципы Декарта приводят его к аналитической геометрии и геометризации физики. Отвлеченные числовые
соотношения проще и общее геометрических. Отсюда вытекает задача сведения такого чисто геометрического свойства,
как положение точки в пространстве, к числовой характеристике (декартова система координат). Решая эту проблему
Декарт создает аналитическую геометрию (алгебраическое описание геометрических задач).
Вклад Декарта в развитие математики трудно переоценить. Достаточно отметить его критику и известную
противоположность греческой математике (и ее наиболее разработанной части – геометрии). А также принцип
движения, внесенный им в математику. Геометрические фигуры создаются движением точки по закону функциональной
зависимости. Здесь математика почти впервые сближается с кинематикой и динамикой, а не только со статической
механикой.
Органическое соединение физики как науки о движении с математикой, соединение, положившее начало
эксперментально-математическому естествознанию нового времени, требовало, во-первых, пересмотра оснований
античной математики, внесение в нее начала движения, а во-вторых, пересмотра старой физики, освобождения ее от
предпосылки, что сфера реального, природного бытия принципиально отличается от сферы бытия идеального, каким
занимается математика.

128. Исаак Ньютон (25 декабря 1642 - 20 марта 1727)

Великий английский физик родился,
в день рождественского праздника в
деревушке Вульсторп в
Линкольншире.

129. «Математические начала натуральной философии»

Раздел «Определения», где даны
определения
◦ количества материи,
◦ инерционной массы,
◦ центростремительной силы и некоторых других.
Заключается этот раздел «Поучением», где
дается определение пространства,
времени, места, движения.
Далее раздел аксиом движения, где даны
знаменитые 3 закона механики Ньютона,
законы движения и ближайшие следствия
из них.

130.

«Начала …» распадаются на 3 книги.
1. теория тяготения и движения в поле центральных сил,
2.учение о сопротивлении среды.
3.законы движения планет, Луны, спутников Юпитера и Сатурна,
дал динамическую интерпретацию законов, изложил «метод флюксий», показал, что сила,
притягивающая к Земле камень, не отличается по своей природе от силы, удерживающей на
орбите Луну, а ослабление притяжения связано только с увеличением расстояния.

131. Эванджели́ста Торриче́лли (15 октября 1608 — 25 октября 1647)

Эванджели́ ста Торриче́лли (15 октября 1608 — 25 октября
1647)
итальянский математик и физик, ученик
Галилея.
◦ экспериментально установил факт давления
воздуха,
◦ изобрел барометр и воздушный насос.

132. Уильям Гильберт (24 мая 1544 года — 30 ноября 1603 года) —

английский физик, придворный врач Елизаветы I и
Якова I.
Изучал магнитные и электрические явления,
первым ввел термин «электрический».
В 1600 г. работа «О магните», которая содержала
важные идеи о роли эксперимента во всех науках о
природе.

133. Уильям Гарвей (1 апреля 1578 г. — 3 июня 1657 г.)

английский медик, основоположник
физиологии и эмбриологии.
открывает кровообращение и эмпирически
исследует его роль.

134. Атомизм Атомистическая теория была признана в 1543-1563 гг. католической церковью "ересью»..

Атомизм
Атомистическая теория была признана в 1543-1563 гг. католической церковью "ересью»..
Пьер Гассенди (1592-1655) – француз.
◦ дал философское обоснование атомизма,
◦ восстановил воззрения Эпикура и
Демокрита на атом как неделимое
физическое тельце.
Вселенная, вечная и бесконечная, состоит из атомов и пустоты. Наш мир –
один из множества миров, возникает случайно. Гассенди задается вопросом: в
чем причина движения атомов? Атомы наделены помимо тяжести или веса
энергией, благодаря которой движутся или постоянно стремятся к движению

135. Христиа́н Гю́йгенс ван Зёйлихем (14 апреля 1629 — 8 июля 1695) 

Христиа́н Гю́йгенс ван Зёйлихем (14 апреля 1629 — 8 июля 1695)
нидерландский математик, физик, астроном и
изобретатель.
теория удара;
волновая теория света, базирующейся на
теории мирового эфира,
исследование движения маятника
открытие явления двойного лучепреломления.

136. Роберт Бойль (1627-1691), англичанин.

Великий ученый атомист
Попытался создать химию как теоретическую науку,
построенную на принципах механической натурфилософии, в
частности, атомистической теории.
Бойль обращал внимание не столько на разнообразие форм
атомов, сколько на вопросы их движения.
Согласно ему, движение – не внутреннее свойство атомов, но
свойство их от бога. Природа в целом машина бога до
мельчайших деталей.
Бойль – последователь индукции Бэкона, сторонник
экспериментальных методов в науке.

137.

Особенности философии эпохи Просвещения

138. Философы эпохи Просвещения

Ф.Вольтер
Ж.-Ж. Руссо
Т. Гоббс
К. Гельвеций
П. Гольбах

139. Основные идеи:

1.
Идея «Естественного человека»;
2.
Становление новых общественных отношений;
3.
Идея прогресса;
4.
Энциклопедизм.
English     Русский Правила