3.72M
Категория: ЛитератураЛитература

Детективная литература

1.

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(англ. Detective – сыщик, от detect
– открывать, обнаруживать;
лат. Detectio – раскрытие) .
Литература, посвященная
раскрытию запутанной тайны,
обычно связанной с
преступлением.
Возникла под влиянием развития
города, роста преступности,
появления регулярной полиции,
распространения газет с
уголовной хроникой и в связи с
применением научного
аналитического метода в
раскрытии преступлений.

2.

Истоки
детективной
литературы

новеллы Эдгара По (США) - «Убийство в
улице Морг», «Тайна Марии Роже»,
«Похищенное письмо», «Золотой жук».
Основные черты:
-тема - таинственное преступление;
-основное
достоинство
героя

обостренная
наблюдательность
и
изобретательная логика;
-сюжет - разгадка тайны;
-основной
пафос
произведения

увлекательность розыска.
Типы детективов:
1)«научный» детектив, раскрывающий
преступление позитивными средствами
исследования материальных улик;
2)«интуитивный», основанный на догадке
и интуитивном проникновении в психику
преступника.

3.

ИСТОРИЯ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Элементы детектива
Роман Уильяма ГОДВИНА (1756-1836) «Приключения
Калеба Вильямса» (1794). Один из центральных героев –
сыщик-любитель.
«Записки» Э. Видока.
Эжен Франсуа ВИДО́К (1775- 1857) — французский
преступник, ставший впоследствии первым главой
Главного управления национальной безопасности и
одним из первых современных частных детективов и
«отцом» уголовного розыска в его современном виде.
Первыми произведениями детективного жанра обычно
считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х
годах.
Именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика —
сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на
улице Морг».
Дюпен впоследствии породил
Шерлока Холмса (А.Конан Дойл)
патера Брауна (Честертон)
Лекока (Габорио)
мистера Каффа (Уилки Коллинз).
Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею
соперничества в раскрытии преступления между
частным сыщиком и официальной полицией.

4.

ЗАКОНЫ ЖАНРА
1. Полнота фактов. Читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы
на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь
незначительные подробности. По завершении расследования все загадки должны
быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.
2. Гипердетерминированность мира детектива: «мир детектива значительно более
упорядочен, чем окружающая нас жизнь» (Н. Н. Вольский).
3. Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в
целом обычны и хорошо известны читателю. Благодаря этому читателю изначально
очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным.
3.Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены
своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно предсказуемы.
Также стереотипны мотивы преступления.
4. Существование априорных правил построения сюжета, не всегда
соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе
рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.
5. Недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в
реальной жизни свидетель может говорить правду, лгать, заблуждаться, но может и
просто немотивированно ошибиться. В детективе последняя возможность
исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное
обоснование.
6. «Готическая экзотика» (Е.Парнов). Начиная с инфернальной обезьяны,
родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого
карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня
Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке
Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он
патологически привержен к готическому роману (средневековый замок —
излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).
Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на
основании известных фактов, облегчая читателю их анализ.
«Перевернутый детектив»:
Детектив, в котором убийца известен с самого начала и акцент делается на том, как
именно сыщик будет доказывать вину убийцы: «Коломбо» (1968-2003).

5.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Сыщик – центральный герой, непосредственно занимается
расследованием, не может оказаться преступником.
Преступник —в классическом детективе фигура преступника
обозначается лишь в конце расследования, до этого момента
преступник может быть свидетелем, подозреваемым или
потерпевшим.
Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте
с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий
способностями и знаниями сыщика. Главная его задача — более
выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне
среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен,
чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения,
давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и
обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель
мог бы упустить. Классические примеры – доктор Ватсон у Конан
Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
Потерпевший — тот, против кого направлено преступление или тот,
кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из
стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам
оказывается преступником.
Подозреваемый — с подозреваемыми авторы поступают по-разному:
1)«ни один из сразу заподозренных не является настоящим
преступником», т.е. настоящим преступником оказывается тот, кого
ни в чём не подозревали;
2)в детективах Агаты Кристи мисс Марпл говорит, что «в жизни
обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».
Свидетель —преступник нередко впервые показывается в описании
расследования как один из свидетелей.

6.

Даниель Бьерхе. Столкновение
белого и черного. 1870.
Эммануэль Фремье. Орангутанг
душит туземца из Борне. 1895.
Эдгар ПО (1809-1849)
Американский писатель, поэт, создатель формы современного
детектива.
Детективные (логические рассказы):
«Убийство на улице Морг» (считается первым детективом в истории
литературы; первый рассказ трилогии о сыщике Огюсте Дюпене)
«Тайна Мари Роже» (второй рассказ трилогии о О.Дюпене)
«Похищенное письмо» (третий рассказ трилогии о О.Дюпене)
«Золотой жук» (в строгом смысле – не детектив, герой Уильям Легран).
Разработал принципы детектива, ввёл его основные элементы,:
-создал устойчивую систему действующих лиц: герой-детектив;
рассказчик; герой с заурядными способностями, лишённый
оригинальности ума (у Э.По это префект Г., который воплощает косную
традиционность полицейского сыска и служит фоном для наиболее
яркого раскрытия талантов героя;
-информация о преступлении, сообщаемая читателю;
-описание тщетных усилий полиции;
-обязательно всё завершается подробным разъяснением, позволяющим
проследить ход мыслей героя.
Характерные черты детективов Э.По:
-главным предметом оказывается не расследование, а человек,
проводящий его;
-структура сюжета имеет два слоя: поверхностный и глубинный.
На поверхности — действия главного героя, в глубине — его
мыслительный процесс.
-в подробностях демонстрируется логическая работа мысли,
великолепное решение загадки призвано показать красоту и
неиссякаемые возможности разума;
-интеллектуальная деятельность не подчинена жёсткому контролю
логики и опирается на воображение и фантазию. Огюст Дюпен
пользуется исключительно индуктивно-дедуктивным методом.

7.

Уильям Уилки КОЛЛИНЗ (1824-1889)
Знаменитый английский писатель,
современник и друг Ч.Диккенса.
Наиболее известные романы
«Женщина в белом» (1860)
«Лунный камень» (1868)
Самый первый, самый длинный и
самый лучший детективный роман в
английской литературе( Т. С. Элиот)
Роман построен по законам
классических произведений
детективного жанра.
Но кроме этого, Коллинз дал
реалистическую картину
викторианского общества и нарисовал
психологически точные портреты
типичных его представителей.

8.

Музей Шерлока Холмса на Бейкерстрит, 221Б.
Скульптор Андрей Орлов.
Памятник Шерлоку Холмсу и доктору
Ватсону в Москве рядом с
посольством Великобритании. 2007.
Конан Дойл (1859-1930) Английский писатель,
врач, активный сторонник и пропагандист идей
спиритуализма, создатель классических
персонажей детективной литературы: гениального
сыщика Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Прототипом Холмса считается доктор Джозеф
Белл, сослуживец Конан Дойла, работавший в
Эдинбургском королевском госпитале.
Шерлок Холмс является героем 56 рассказов и 4
повестей.
Первый рассказ – «Этюд в багровых тонах».
Лучшими считаются:
Собака Баскервилей
Союз рыжих
Пёстрая лента
Пять апельсиновых зёрнышек
Пляшущие человечки
Последнее дело Холмса
Пустой дом
Второе пятно
Случай в интернате
Обряд дома Месгрейвов
Рейгетские сквайры.

9.

Джоан Хиксон (мисс Марпл)
Актриса была возведена королевой
Елизаветой II в достоинство
офицера ордена Британской
империи.
Агата КРИСТИ (1890-1976)
Английская писательница, самая известная в мире
детективной прозы.
Её произведения – одни из самых публикуемых за всю
историю человечества (уступают только Библии и
Шекспиру).
Книги изданы тиражом свыше 4 миллиардов
экземпляров и переведены на более чем 100 языков мира.
Рекордное число театральных постановок по ее
произведениям.
Ни разу темой романов не являются преступления
сексуального характера.
Практически нет сцен насилия, луж крови и грубости.
«Детектив был рассказом с моралью…
я была против преступника и за невинную жертву.
Никому в голову прийти не могло, что наступит время,
когда детективы будут читаться из-за описываемых в них
сцен насилия, ради получения садистского удовольствия
от жестокости ради жестокости…»
Эркюль Пуаро
Капитан Гастингс
Мисс Марпл
Мисс Лемон
Полковник Рейс
Паркер Пайн
Томми и Таппенс Бересфорды
Суперинтендант Баттл

10.

Жорж Жозеф Кристиан СИМЕНОН
(1903-1989)
Бельгийский писатель, один из самых
знаменитых в мире представителей
детективного жанра в литературе.
Наиболее известен серией детективов
о полицейском комиссаре Мегрэ.
Мегре – и руководитель бригады по
расследованию особо тяжких
преступлений, его невозможно
представить без курительной трубки,
их у него целая коллекция.
Памятник Мегре
1966, Делфзейл (Голландия):
«Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20
февраля 1929 года в возрасте 44-х лет.
Отец – Жорж Сименон, мать
неизвестна».
English     Русский Правила