Похожие презентации:
«Гений артистизма» - Людмила Петрушевская
1.
К 80-летию со дня рожденияЛюдмилы Стефановны
ПЕТРУШЕВСКОЙ
«ГЕНИЙ АРТИСТИЗМА»
-ЛЮДМИЛА
ПЕТРУШЕВСКАЯ
Театр «Свободное пространство»
преподавателям литературы.
2.
3.
Проза и пьесы переведены на 20языков мира.
В 2008 году Фонд «Северная
Пальмира» совместно с
международной ассоциацией
«Живая классика» организовали
Международный Петрушевский
фестиваль, приуроченный к 70летию со дня рождения и к 20летию со дня выхода первой книги
Людмилы Петрушевской
4.
Пьесы Л. Петрушевской поражаютнеобычной художественной формой «подачи»,
воспроизведения реальной действительности.
Мир, сотворенный ей, уникален. Критик
Р. Тименчик, написал образное «введение в
театр Петрушевской»: «Как вначале
.
читателя восхищает карнавал в этой
тугоухой вселенной, так потом это
восхищение сменяется смутительным
недоумением: как же эти полунемые и
оглохшие все-таки понимают друг друга? А
ведь понимают, поверх и пониз слов и даже
вопреки словам. После того, как мы
убеждаемся, что причудливые, как будто сами
себе в дурном сне приснившиеся люди
понимают свой же оглушительный недоязык,
нас уже не удивит, что эти люди еще живут,
едят, пьют, болеют, читают, говорят»
5.
Отвергнутые государственными театрами илизапрещенные цензурой, пьесы Петрушевской
привлекали внимание самодеятельных студий,
режиссеров «новой волны» Первые же пьесы
были замечены самодеятельными театрами: в
конце 70-х Роман Виктюк поставил "Уроки
музыки" в Студенческом театре МГУ. Слава
этого спектакля была так велика, что
руководство культурой обеспокоилось, и театр
очень скоро закрыли. Защитить Виктюка
(писали даже Брежневу ) не удалось, он ушел
из театра МГУ, но тут же переехал с "Уроками
музыки" в ДК "Москворечье". Впрочем, в
конце концов, спектакль запретили и здесь.
Роман Виктюк (режиссер): «Эфрос сказал тогда:
"Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не
будет поставлена никогда"
6.
Только в 1980-епоявиласьвозможность говорить о
театре Петрушевской,
своеобразии ее
художественного мира в
связи с публикацией
сборников пьес и прозы:
«Песни XX века. Пьесы»
(1988), «Три девушки в
голубом. Пьесы» (1989),
«Бессмертная любовь.
Рассказы» (1988), «По
дороге бога Эроса» (1993),
«Тайны дома» (1995), «Дом
девушек» (1998) и др.
7.
А. Володин, С. Злотников,Л. Петрушевская
НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ
ОРКЕСТРИК
Петрушевской — 42, но она все еще
Художественный руководитель
«молодой драматург». Пьесы
постановки — Ю. Любимов
пишутся в стол, потому что их не
Режиссер — С. Арцыбашев
разрешается не только ставить
Москва, Театр на Таганке
театрам, но и печатать в журналах.
Премьера — 1980 год
Небольшая пьеса Петрушевской
«Любовь» включена в спектакль
«Надежды маленький оркестрик»
вместе с двумя пьесами других
авторов. В «Любви» на сцене стоит
одинокая никелированная кровать, и
рядом топчутся, бубнят и
вскрикивают два нелепейших
создания, только что пришедшие из
ЗАГСа: мужчина и женщина,
которые в этот самый ЗАГС сходили
без всякого громкого чувства, просто
чтобы кто-то был рядом.
8.
Л. ПетрушевскаяТри девушки в голубом
Постановка М. Захарова.
Режиссер Ю. Махаев.
Сценография О. Шейнциса
Москва, Театр Ленком.
Премьера — 1985 год
Пьеса «Три девушки в голубом» тот случай, когда несуразности и
глупости людей могут быть по-настоящему интересными для
зрителей. Режиссер Марк Захаров поставил спектакль в свойственной
ему манере интригующего повествования.
Он сумел на сцене раскрыть историю во всей красе. Пригласив на
главные роли талантливейших актрис Ленкома, Захаров позволил им
самим прочувствовать настроение героинь. Он предоставил Инне
Чуриковой, Людмиле Поргиной и Елене Фадеевой почувствовать всем
сердцем своих героинь и раскрыться на сцене в соответствии с
имеющимся талантом.
9.
Роман Виктюк в «Современнике»Л. Петрушевская
делает спектакль для Лии
Квартира Коломбины
Ахеджаковой: четыре маленькие
Постановка Роман Виктюк.
пьесы Петрушевской («Любовь»,
Москва, Театр Современник
«Анданте», «Лестничная клетка»,
Премьера — 1986 год
«Квартира Коломбины») соединены в
один вечер, и в каждой из них
Ахеджакова играет главную роль. Из
затурканной героини «Любви», что
мучается с натирающими ей ноги
туфлями, она превращается во
взбалмошную жену главного
режиссера театра, устрашающую
правительницу труппы («Квартира
Коломбины»).
Лия Ахеджакова: «Спектакль «Квартира Коломбины» шел в театре 14
лет. Все годы - при полном зале. Спектакль сняли, потому что я вышла из
возраста всех четырех героинь, которых играла в «Квартире Коломбины».
Просто переросла персонажей И потом - сколько можно? Он же спектакль,
он же не кино»
10.
Спектакль «Чинзано» ЛюдмилаЛ. Петрушевская
Петрушевская в то время называла
Чинзано
лучшей постановкой своей пьесы.
Постановка Роман Козак.
Парадоксальная на самом-то деле
Москва, театр-студия «Человек»
штука: в театре — время надежд,
Премьера — 1987 год
время бурного развития, в будущее
смотрит с осторожной надеждой и
целая страна, а хитом становится
спектакль, в котором три
незаурядных человека пьют и
прощаются с надеждами юности.
Быть может, секрет был в той
интонации, что нашел режиссер
Роман Козак: трагикомедия. В любом
случае, «Чинзано» стал
действительно культовым
спектаклем.
11.
Л. ПетрушевскаяДва окошка
Постановка Вадим Цхакая
Орел, ТЮЗ
Премьера — 1991 год
Пьеса-сказка "Два окошка" на первый взгляд не
содержит ничего сказочного: в ней есть строгий
бригадир и ленивые монтёры, добрый
смотритель маяка и отважный капитан, семья,
ждущая отца в одиноком домике на горе. И всётаки здесь идёт борьба между добром и злом,
бескорыстием и бессердечием, ответственностью
и разгильдяйством.
Хорошо, что в конце побеждает милосердие,
великодушие, верность.
12.
Л. ПетрушевскаяЛестничная клетка
Постановка Юрия Погребничко
и Лилии Загорской
театр «Около дома
Станиславского»
Премьера — 2004год
Произведения Людмилы Петрушевской всегда отличаются
сентиментальностью с незаурядным чувством юмора. Это нашло своё
отражение в лирической пьесе «Лестничная клетка». Одиночество,
смутная надежда, неожиданная встреча — обычная бытовая ситуация. Но
в спектакле банальная история обретает некий философский, даже
ностальгический характер.
Два ничем непримечательных героя в строгих мундирах ведут с героиней
необычную игру. Режиссёрская задумка превратила их в элегантных
боевых офицеров, умело ухаживающих за не менее загадочной дамой. Что
заставляет персонажей так долго оставаться у закрытой двери? Какие
силы мешают им уйти?
Дореволюционная военная форма, сталинские дома, одинокий подъезд со
стремящимся вверх лифтом под звуки мелодий советских времён
переносят в далёкие 70-е.
13.
Л. ПетрушевскаяДень рождения
Смирновой
Постановка Максима Солопова
театр «Около дома
Станиславского»
Премьера — 2016год
Людмила Петрушевская: Я хочу сказать, что "День рождения Смирновой"
в исполнении актеров театра Погребничко меня просто поразил. Когда
я пришла на спектакль в "Около дома..." – я увидела множество, один за
другим поставленных вопросов и ответов. На некоторые вопросы даже я
бы не ответила.
У меня ощущение, что это великий спектакль. В нем содержится больше,
чем я написала. Спектакль поднимает глубокие вопросы – о Боге, о
Вселенной, вопрос о том, что есть это существование. Все реплики, все
обстоятельства этой жизни – они отдельно, а спектакль отдельно. И не
даром на переднем плане поставили сосуд. И все стало ясно – это троица.
Женская Троица.
14.
Л. ПетрушевскаяМосковский хор
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОСТАНОВКИ
Лев Додин
РЕЖИССЕР Игорь Коняев
Петербургский Малый
драматический театр
Премьера — 24 марта 2002 года
"Московский хор" в МДТ – психологический реализм, доведенный до
натурализма и поднятый до метафоры.
Хор, сочиненный Петрушевской еще в 80-х годах и теперь сыгранный
актерами МДТ,– многоголосие персонажей пьесы, жителей
перенаселенных московских квартир послевоенной поры. Их частные
жизненные истории, переплетаясь друг с другом, оказываются способны
создавать высокую гармонию. И на сцену, ангельски кроткими голосами
распевая "Летите, голуби, летите!", выходит настоящий хор, в котором у
каждого певца помимо своей партии есть еще имя, фамилия, прошлое и
советский паспорт в сумочке или в кармане старого пиджака.
15.
Л. ПетрушевскаяОн в Аргентине
Постановка Дмитрий Брусникин
МХТ имени Чехова
Премьера — 29 сентября 2012
О чем этот спектакль? Однозначного и простого ответа на этот вопрос
нет. Слишком много смысла вложила Людмила Петрушевская в свою
работу. Смог ли режиссер Дмитрий Брусникин донести до нас все
нюансы и тонкости? Скорее, да, чем нет. Пьеса о двух людях, совершенно
разных, отличающихся не только целями и средствами, но и самим
смыслом проживаемых жизней.
Нина и Диана отлично демонстрируют этот контраст. Героини словно
находятся на двух полюсах этой внутренней реальности.
С этим спектаклем связано много мистических слухов. Две первые
исполнительницы роли Нины (Ия Савина и Марина Голуб) погибли.
Разумеется, не на сцене, но не заметить совпадение сложно. Спектакль
даже хотели удалить из репертуара. Но, вопреки страхам публики, он
остался. Теперь Нину играет Юлия Чебакова. Она прекрасно смотрится
в дуэте с Розой Хайруллиной.
16.
БиблиографияРоманы и повести
•1992 — Время ночь.
•2004 — Номер Один, или В садах других возможностей.
•2017 — Нас украли. История преступлений
Пьесы
•1973 (напечатана в 1983) — Уроки музыки.
•Любовь.
•Квартира Коломбины.
•2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес.
•2007 — Московский хор: сборник пьес.
Сказки
•Дикие Животные сказки.
•Морские помойные рассказы.
•1984 — Пуськи Бятые.
•2008 — Книга принцесс.
•Сказка с тяжелым концом.
Сборники рассказов и повестей
•Бессмертная любовь.
•Бал последнего человека.
•2008 — Пограничные сказки про котят.
•2008 — Чёрная бабочка.
•2009 — Два царства.
•2009 — Истории из моей собственной жизни.
17.
Драматургия Людмилы ПетрушевскойСегодня Л. С. Петрушевская широко известна читателю и зрителю как активно
пишущий прозаик, мастер "жестокой прозы", и как репертуарный драматург,
чьи пьесы широко идут на отечественной и зарубежной сцене. В ряду
драматургов "поствампиловского призыва" имя Л. Петрушевской неизменно
называют первым и по неоспоримости своеобразного таланта, и по типично
многострадальной судьбе ее пьес. "То, что она одарена чутьем к неприглядной
правде, способностью заметить нечто уродливое и нелепое, эксцентричное и
жутковато-смешное прямо посреди мирного течения жизни, – это было ясно даже
не злым критикам, – писала М. Строева. – Но ее "неудобный" талант продолжал
шокировать тех, кому приятнее было бы скрыть постыдные беды под
покрывалом ханжества" "Петрушевская герметизирует свой мир. Словно сама
жизнь пьесу написала, а драматург выступает только конструктором
лингвистических блоков, строит из них филологически изощренный каркас
пьесы… Когда читаешь Петрушевскую, часто вспоминаешь Чехова ("пошлость
пошлого человека", "люди обедают, просто обедают, а между тем…"; "мало
действия – …много разговоров…" и т. д.) и осознаешь, что ее пьесы – этап в
развитии "социально-бытовой", "психологической", "правды жизни" и других
подтипов этой традиционной ветви русской драматургии. И в то же время
видишь что-то совсем иное, что В. Гульченко, например, определил как
неореализм: "Неореализм – это удивление перед обыденным, трепет перед
буднями, извлечение социального смысла из увиденного Л. Петрушевская
действительно смогла удивиться и заставила "удивляться" других.
18.
Литературные премии и номинации на них ЛюдмилыПетрушевской
1989: номинант
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма
→ Новые Робинзоны: Хроника конца ХХ века (1989)
1992: лауреат
Пушкинская премия фонда А. Тепфера, 1992
1992: номинант
2002:лауреат
Русский Букер, 1992 // Русский Букер
→ Время ночь (1992)
Российская независимая премия в области высших
достижений литературы и искусства «Триумф», 2002
2004:номинант
Русский Букер, 2004 // Русский Букер
→ Номер один, или В садах других возможностей (2004)
2010:номинант
Литературная премия "НОС", 2010 // НОС-1973
→ Уроки музыки (1983)
2010:лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award,
2010 // Сборник
→ There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s
Baby: Scary Fairy Tales (2009)
2012:лауреат
Премия Нокт / Premios Nocte, 2012 // Зарубежный рассказ в
составе сборника "Érase una vez una mujer que quería matar al
bebé de su vecina"
→ Месть (1990)
19.
“Ее талант поразительно человечен,она видит и пишет современного
человека на самой глубине. В ней
живет ощущение истории, и в ее
пьесах есть дух катарсиса, о
котором часто забывают наши
драматурги и театральные деятели”.
О.Н. Ефремов
20.
«Мои любимые книгилежат, вычерпанные до
дна, пройдет время —
наполнятся: родники.»