Гегельянский марксизм Георга Лукача и Антонио Грамши
Общая характеристика
Основный направления гегельянского марксизма:
Георг Лукач 1885г. – 1971г.
Овеществление
Классовое и ложное сознание
Антонио Грамши 1891г. – 1937г.
Антония Грамши считал, что:
Возможности и ограничения применения подхода
Литература
176.16K
Категория: ФилософияФилософия

Гегельянский марксизм Георга Лукача и Антонио Грамши

1. Гегельянский марксизм Георга Лукача и Антонио Грамши

Выполнила студентка 1 курса
Кулакова Анжела Владимировна
Группы СЦГ -3,4-2017

2. Общая характеристика

Гегельянство философское направление,
опирающееся на
наследие Гегеля.
Зародилось в Германии в
30-х гг. XIX века
Гегельянский марксизм –
марксистское
направление,
соединяющее в себе
воззрения Гегеля и
Маркса.

3. Основный направления гегельянского марксизма:

Возродить субъективные и объективные аспекты
социальной жизни. Интерес к субъективным
факторам – основа развития критической теории,
которая делает акцент исключительно на
субъективных факторах;
Поиск субъективной ориентации в ответ на
критику экономического детерминизма
(непризнание значимости личности);
Основными же представителями гегельянского
марксизма являются Георг Лукач и Антонио
Грамши.

4. Георг Лукач 1885г. – 1971г.

Венгерский философ-неомарксист
еврейского происхождения,
литературный критик. Получил
большую известность, в частности
благодаря своей книге «История
и классовое сознание». Одна из
ключевых фигур так
называемого западного
марксизма,
основатель будапештской
школы марксизма.
Основной вклад Лукача в
марксистскую теорию
представлен его трудами по двум
главным вопросам:
овеществления и классового
сознания.

5. Овеществление

Товары, в сущности, представляют собой отношения
между людьми, которые, как они полагают, получают
свойства вещи и приобретают объективную форму. В
процессе взаимодействия с природой люди в
капиталистическом обществе производят различные
продукты или товары (например, хлеб, автомобили,
кинокартины). Однако люди склонны упускать из виду
тот факт, что они производят эти товары и сами
определяют их стоимость. Считается, что ценность
товаров определяется рынком, независимым от людей.
Различие между товарным фетишизмом и
овеществлением заключается в ширине охвата этих
двух понятий. Если первое касается лишь экономических институтов, то последнее применяется Лукачем
по отношению ко всему обществу — государству,
закону и экономическому сектору.

6. Классовое и ложное сознание

Классовое
Ложное
Система
убеждений,
разделяемых
теми, кто в
обществе
занимает
одинаковую
классовую
позицию
В капиталистическом
обществе классы, в
котором, в основном,
не имеют честного
представление о своих
истинных классовых
интересах

7.

Классовое
Это не сумма
индивидуальных созданий;
это − собственность группы
людей, занимающих схожее
положение в
производственной системе.
Связь между субъективным
экономическим положением,
классовым сознанием и
«реальными
психологическими
размышлениями людей о
своей жизни».
Ложное
Ложность классового
сознания проистекает
из положения, которое
занимает класс в
экономической
структуре общества.
Большинство
социальных слоев на
протяжении истории
было не способно
преодолеть ложное
сознание и благодаря
этому прийти к
классовому сознанию.

8.

Способность достичь классового сознания
характерна для капиталистического
общества: в докапиталистическом обществе
развитию классового сознания препятствует
ряд различных факторов:
Государство
воздействует на
социальные слои
Статусное сознание
(престиж) скрывает
сознание классовое
(экономическое)

9. Антонио Грамши 1891г. – 1937г.

Итальянский философ, журналист
и политический деятель;
основатель и
руководитель Итальянской
коммунистической партии и
теоретик марксизма. Считается
одним из
основоположников неомаркси
-зма;
Центральная идея Грамши,
отражающая его гегельянство,
— гегемония.

10. Антония Грамши считал, что:

Гегемония − культурное лидерство правящего
класса: недостаточно посредством революции
приобрести контроль над экономикой, также
необходимо добиться культурного лидерства над
остальной частью общества;
Исторические события не происходят
автоматически и неизбежно;
Массам необходимо развивать революционную
идеологию;
Массам необходима социальной элиты для
обретения самосознания;
Чтобы вызвать социальную революцию массам
нужно действовать, а для этого осознать ситуацию,
природу системы в которой они находятся.

11. Возможности и ограничения применения подхода

Достоинства
• Интерес к субъективным
заложил основу для
последующего развития
критической теории, которая
делает акцент исключительно
на субъективных факторах;
• Восстановление важности
личности, сознания и
отношений между мыслью и
действием;
• Важное звено между
экономическими
детерминистами и
современными марксистами.
Недостатки
• Отход от марксизма
(отсутствие экономической
составляющей);
• Общий характер
высказываний.

12. Литература

1.
2.
3.
4.
Зборовский Г.Е. История социологии:
классический этап : учеб. для вузов / Г. Е.
Зборовский ; Гос. образоват. учреждение высш.
проф. образования ХМАО – 2-е изд. испр. и доп.
2014. – 211с.
Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко,
Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с
Ритцер Дж. Современные социологические
теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688с.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том
3. Философия духа.-М.: Мысль, 1977.-471с.
English     Русский Правила