Похожие презентации:
Философия марксизма
1.
Лекция 3. Философиямарксизма
«Не сознание людей определят их бытие, на наоборот, их
общественное бытие определяет их сознание»
К. Маркс
2.
Вводная рефлексия:Что вам известно о марксизме?
С какими
явлениями/понятиями/событиями у
вас ассоциируется марксизм?
3.
Основатели марксизмаКарл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение,
созданное немецкими мыслителями и общественными деятелями Карлом
Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине 19 века. Важнейшие
произведения марксизма – «Капитал» К. Маркса (1867 г.) и «Манифест
коммунистической партии» 1848 г.
4.
Гегельянство - один из источников марксизма«ВСЁ РАЗУМНОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ВСЁ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ –
РАЗУМНО»
Г. Гегель
Старогегельянцы
Консервативное понимание: если
всё действительное – разумно, то
любой этап в развитии общества
закономерен
Младогегельянцы
Революционное понимание: если всё
разумное – действительно, то право
на существование имеет только то, то
не противоречит разуму., а остальное
– подлежит разрушению.
5.
Маркс начинает своё философское становлениекак гегельянец и идеалист.
Примыкает к младогегельянцам, делая из
философии Гегеля практические, революционные
выводы.
«Философы лишь различным образом
объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы
изменить его» (к. Маркс).
6.
Центральная тема в марксизме – проблема отчуждения.В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию
качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая
противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в
объект ее воздействия.
Описание отчуждения К. Марксом:
«...предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как
некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя».
Труд – специфически человеческая характеристика. Но в условиях, когда
рабочему не принадлежат ни средства , ни результаты производства, труд
становится принудительным, а человек отчуждается от своей человеческой
сущности.
«Рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполнении
своих животных функций: при еде, питье, у себя в жилище, украшая себя,
а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным»
(К. Маркс).
7.
Учение об истории и обществеМаркс распространяет материалистическое понимание
бытия с природы на общество.
В фундаменте общественной жизни – экономические
отношения, которые являются её «материей».
Законы истории – диалектические законы.
НАДСТРОЙКА (право, мораль,
семейные отношения,
политика, культура и т.д.)
БАЗИС
Производительные силы + производственные
отношения
8.
Совокупность базиса и надстройки даёт определённыйтип общества – общественно-экономическую формацию.
В каждой формации существуют антагонистические
(противоборствующие) классы – угнетающие
(эксплуататоры) и угнетённые (эксплуатируемые).
Классы – большие группы людей, различающиеся по их
месту в исторически определённой системе общественного
производства, по их отношению к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда, по способам
и размерам получения той доли общественного богатства,
которой они располагают.
КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ
9.
Современная Марксу капиталистическая эпоха – борьба буржуазии ипролетариата – последний этап развития классового общества. На этом этапе
классовая борьба достигнет вершины, а победа пролетариата приведёт к
установлению бесклассового – коммунистического – общества.
10.
Коммунизм – тип общества, основанный наобщественной собственности на средства
производства.
Социализм – первая стадия коммунистического
общества, для которой характерно сохранение
государства, ставшего орудием рабочего класса, а не
буржуазии (диктатура пролетариата).
При полном построении коммунизма государство
отмирает за ненадобностью.
Наступление коммунизма в марксизме считается
закономерным и неизбежным итогом исторического
развития.
11.
1. Как вы думаете, за что марксизмподвергался критике?
Абсолютизация экономического фактора в развитии
Недооценка роли личности в истории
Неприменимость теории общественно-экономических
формаций ко многим обществам
Марксизм лёг в основу идеологии авторитарных и
тоталитарных режимов
в ХХ веке
12.
2. Что привлекало и привлекаетлюдей в марксистском учении?
Последовательная и во многом справедливая критика
капитализма
Гуманистическая направленность (особенно, в учении об
отчуждении)
Системный взгляд на природу, общество, историю
Обращённость к лучшему в человеке, призыв изменить мир
на справедливых и гуманных началах