Организация работы с отдельным произведением («Лес» Н. Гумилева)
Вопросы.
Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Лес» Н. Гумилева).
Художественные «странности» «Леса».
Формулировка вопросов читателей (определение «точек предпонимания»)
Система вопросов и заданий. Третий и четвертый этапы анализа сюжетной организации и композиции стихотворения. Интерпретация
Итоговые работы школьников.
Иллюстрации к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.
Видеоиллюстрация к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.
Сценарии к клипам по стихотворению Н. Гумилева «Лес».
8.84M
Категория: ЛитератураЛитература

Стихотворение «Лес» Н. Гумилева

1. Организация работы с отдельным произведением («Лес» Н. Гумилева)

По материалам, предоставленным С.П. Лавлинским (к.ф.н., доцент
каф. теоретической и исторической поэтики РГГУ) и И.А. Лавлинской
(учитель Гимназии № 45 г. Москва).

2. Вопросы.

• Особенности устройства лирического
произведения (внутренний мир и текст).
• Организация работы с отдельным
лирическим произведением в школе.
1. Этапы аналитической работы.
2. Итоговая рефлексия.
3. Варианты творческой работы.

3. Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Лес» Н. Гумилева).

• Лавлинский С.П. Технология литературного
образования. Коммуникативно-деятельностный
подход. – М., 2003. – С. 143-154.
• Аудитория – учащиеся 7-8 классов разных школ.
• Время работы – две учебные пары (четыре
академических часа).

4. Художественные «странности» «Леса».

• Кто такая женщина с кошачьей головой?
• Почему в начале произведения появляется такое странное
сравнение: «из земли за корнем корень выходил, словно руки
обитателей могил»?
• Зачем автору понадобилось живое сравнивать с мертвым?
• Почему женщина умирает на заре перед причастием, а не
после, как это должно быть?
• Почему о той стране нельзя «загрезить и во сне»? Как вообще
можно отправиться в страну, о которой «невозможно загрезить
и во сне»?
• Куда отправляются умершие герой и его возлюбленная в конце
стихотворенья? Почему здесь появляются пророчества об их
смерти?

5.

• Зачем автору понадобилось упоминать о шестипалой
руке, а не, например, ноге, что выглядело бы как-то
более привычно, что ли?
• Где и когда существовал этот лес, в каком времени и
месте?
• Почему в этом лесу не появлялись пэр, рыцари,
разбойник и монах?
• Почему в стихотворении упоминается грозовой вечер?
Какое значение имеет то, что женщина вышла из леса в
грозовой вечер? Из-за чего страдает женщина?
• Что означает плач и стон женщины, почему она плачет?
• В последней строфе автор называет лес ее душой и
своей любовью. А затем говорит, что после смерти
«может... мы в него направимся вдвоем». Вначале лес —
символ любви и души, а затем — реальное место, в
которое можно совершить путешествие. Что же это за
место? И т. п.

6. Формулировка вопросов читателей (определение «точек предпонимания»)

1. Почему стихотворение называется «Лес»?
2. Где и когда существовал лес, в каких именно
времени и пространстве? Как он связан с миром
лирического героя и его возлюбленной?
3. Кто такая «женщина с кошачьей головой»?
Почему она выходит из леса и умирает? Что
означает ее смерть?
4. Как герои после своей смерти могут
отправиться в страну, «о которой не загрезишь и
во сне» и «от которой не осталось и следа»?
5. Что означают слова лирического героя о лесе в
финале стихотворения?

7. Система вопросов и заданий. Третий и четвертый этапы анализа сюжетной организации и композиции стихотворения. Интерпретация

художественного
смысла
1. О каких событиях рассказывается в стихотворении? Какие
границы и кем преодолеваются в художественном мире,
созданном автором?
2. Что означает в стихотворении выход женщины из леса и ее
смерть? Какое значение имеет то, что женщина вышла из леса в
грозовой вечер, а умерла на заре в другом мире? Что означает
плач и стон женщины?
3. Какое значение в портрете женщины с кошачьей головой имеет
«корона из литого серебра»? Кем, на ваш взгляд, являлась эта
женщина?
4. Когда именно герой придумал это - лес и смерть таинственной
женщины?

8.

5. Какие детали портрета возлюбленной героя напоминают
читателю описание леса и портрет женщины с кошачьей
головой? В чем проявляется связь между возлюбленной героя,
лесом и его обитательницей? (Другой вариант: Как в
стихотворении связаны образы «ярко-огненной листвой»,
«кошачьей головы» и «кос-колец огневеющей змеи»,
«зеленоватых глаз, как персидская больная бирюза»?)
6. Как событие вероятностного путешествия в мир смерти в
конце стихотворения связано с предыдущими двумя событиями
(смертью женщины с кошачьей головой и созданием образа
леса)?
7. Какие слова, в какой последовательности и зачем автор
использует в стихотворении для описания леса? Как в
стихотворении изображены деревья? Почему в первой части
стихотворения автор сравнивает корни, выходящие из земли, с
«руками обитателей могил»? Почему листва в этом лесу «яркоогненная»?

9.

8. Где и когда существовал лес (в каком именно измерении —
времени и пространстве)? Почему о той стране нельзя «загрёзить и во сне»? (Другой вариант: Как вы думаете, о каких
годах и о какой стране говорится в стихотворении? Какое слово
чаще всего повторяется в этих строфах? Что означает это
повторение? Как герой мог «придумать» то, что «было, было»?)
9. Кто из обитателей леса и в какой последовательности
выделяется автором? Почему в этом лесу не появлялись пэр,
рыцари, разбойник и монах?
10. Что означает шестипалая человеческая рука, след которой
«в песке видали рыбаки»?
11. Чем мир пэра Франции, рыцарей Круглого Стола, монаха,
разбойника, рыбаков, кюре отличается от мира женщины с
кошачьей головой, великанов, карликов, львов? Какими
словами можно определить каждый из выделенных миров? К
какому из них наиболее близки лирический герой и его
возлюбленная?

10.

12. Проследите за тем, как меняется точка зрения
лирического героя. В какой последовательности
возникал в воображении героя образ леса, когда он
глядел на женщину? Какое значение для понимания
позиции героя имеют две последние строфы?
13.Почему
автор
нарушил
хронологическую
последовательность в изображении событий: вначале
рассказал о том, что увидел герой, а уж затем — о том,
что послужило причиной возникновения образа леса в
его воображении?
14. Как вы понимаете смысл названия стихотворения?
Какие символические значения имеет лес в
произведении Гумилева?

11. Итоговые работы школьников.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19. Иллюстрации к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.

• С какими словами из стихотворения связана каждая
иллюстрация?
• Как можно сгруппировать иллюстрации? Как они
сгруппированы на слайде? Почему?
• С какими строфами стихотворения связаны иллюстрации,
размещенные вверху? Что их объединяет?
• С какими строфами стихотворения связаны иллюстрации,
расположенные справа? Что их объединяет?
• С какими строфами стихотворения связаны две нижние
левые иллюстрации? Что их объединяет?
• В чем принципиальное отличие той иллюстрации, которая
помещена в центре слайда? Какую художественную
особенность стихотворения удалось зафиксировать ее
автору?

20.

21. Видеоиллюстрация к стихотворению Н. Гумилева «Лес»: вопросы.

• Какова цветовая гамма рисунка в «фильме»? Соответствует ли она
цветовой гамме стихотворения?
• В какой последовательности возникают объекты на листе бумаги? Как
соотносится эта последовательность с сюжетом стихотворения?
• Почему рука «художника» движется от правого верхнего угла листа
вниз, затем влево и вверх, а не как-то иначе?
• Какова закономерность расположения объектов на листе бумаги
(композиция)? Как соотносятся друг с другом принцип движения
руки «художника», композиция рисунка и сюжет стихотворения?
• Почему видеоиллюстрация начинается кадром с красками? Какой
образ в стихотворении располагает к такому началу?
• Какую функцию выполняет в видеоиллюстрации музыка? С какими
культурными кодами она может быть связана? Каким мотивам в
самом стихотворении она соответствует?
• Почему школьники продемонстрировали не только иллюстрацию к
стихотворению, но и процесс ее создания? Какие художественные
особенности «Леса» оказались зафиксированными благодаря
возможностям видеосъемки?

22. Сценарии к клипам по стихотворению Н. Гумилева «Лес».

23.

24.

25.

Сценарий клипа
Звуковой ряд
Видео ряд
В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.
Показывается небо, на нем горят звезды, вокруг
темнота. Вдруг, через темную завесу начинает
проглядываться, что – то белое.
Из земли за конем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.
Показывается старое могучее дерево с огромными
корнями. Из под земли высовываются руки
мертвецов. Они выходят на землю и водят хоровод
вокруг дерева. Все они в черных плащах и
капюшонах.
Под покровом ярко – огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы.
Показываются рыжие листочки, по которым бегают
карлики и ходят львы. Потом камера снимает более
дальний вид: действие происходит на рыжей бороде
у великана.
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Рыбаки становятся в кружок и совещаются. Камера
«заглядывает» внутрь и видит, что рыбаки смотрят
на руку.
Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого стола,
Рыцари во главе с пэром подъезжают к лесу, но
деревья отталкивают их назад. Они пытаются рубить
деревья, но ветки отрастают заново.
И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах.
Разбойника «выпинывают» из кустов, и он летит из
леса и падает в море. Монах роет пещерки, потом
отходит отдохнуть. Придя через минуту, он не
находит лопаты, а ямка его вновь засыпана землей.
Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,
Лето меняется на зиму: падает снегопад, гремит
гром, идет ливень, блестят молнии, все явления
смешиваются. Выходит из леса женщина с кошачьей
головой и направляется к мрачному замку, который
стоит на поляне. Там она сидит на троне, стонет и
плачет.
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на заре
Перед тем, как дал причастье ей кюрэ.
В замок попадает молния, он рушится. Оттуда
выходит женщина и умирает. Прибегает священник,
видит, что опоздал и смиренно складывает руки.
Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.
Показывается герой, который произносит эти
строчки. Потом он поворачивается и задумчиво
смотрит вдаль.
Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы, кольца огневеющей змеи,
Показывается возлюбленная героя, у которой в
глазах отображается весь лес, (обратная
перспектива) все предыдущие картины.
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес – душа твоя,
Может быть, тот лес – любовь моя,
Или, может быть, когда умрем,
Мы в тот лес отправимся вдвоем.
Сначала показывают героя, потом его
возлюбленную, потом опять героя…(мигающая
картинка). В конце показывается лицо героя
крупным планом. В его глазах мигают звезды. Все
заканчивается опять полной темнотой и звездами на
небе, как и в первой картине.
English     Русский Правила