Похожие презентации:
Эволюция позитивизма в XIX-ХХ веках
1. Эволюция позитивизма в XIX-ХХ вв.
2. Развитие позитивистской философии
1)Позитивизм «первой волны» (XIX в.)2)Эмпириокритицизм (кон.XIX – нач.ХХ вв.)
3)Неопозитивизм (20-е – 40-е гг. ХХ в.)
4)Постпозитивизм (начиная с 1950-х гг.)
3. ПОЗИТИВИЗМ
• Огюст Конт (1798–1857).
• «Курс позитивной
философии»
• «Дух позитивной
философии»
• «Система позитивной
политики».
4.
• Три закона позитивизма.• Первый закон —закон трех стадий.
Человечество проходит три стадии —
теологическую, метафизическую и
позитивную.
• Второй закон: закон подчинения
воображения наблюдению. Задача ученого
состоит в ответе на вопрос, как происходят
явления, а не почему они происходят.
• Третий закон — энциклопедический.
Классификация наук. Математика, астрономия,
физика, химия, физиология и социология,
впоследствии добавлена мораль.
5. Эмпириокритицизм
Эрнст Мах (1838–1916)Рихард Авенариус
(1843–1896).
6. Эмпириокритицизм
• Цель науки – изобразить факты в идеях дляустранения интеллектуальной неудовлетворенности
• Наука возникает как процесс адаптации идей к
определенной сфере опыта.
• Всякое познание есть психическое переживание,
биологически полезное для человека. Задача науки
– искать постоянство в естественных явлениях,
способ их связи и взаимозависимости.
• Ясное и полное начное описание делает лишним
повторный опыт, экономит мышление.
• Достаточно описания, не стоит тратить силы на
объяснения.
7.
• Необходимо отыскать наименьшее числонаипростейших независимых суждений, из
которых все остальные могут быть
получены как логические следствия.
8. Неопозитивизм
• Людвиг Витгенштейн(1889–1951).
• «Логико-философский
трактат» (1921)
• «Философские
исследования»
• «Синяя книга»
• «Коричневая
книга»
9.
• «Результат философии — не некотороеколичество “философских предложений”,
но прояснение предложений. Философия
должна прояснять и строго разграничивать
мысли, которые без этого являются как бы
темными и расплывчатыми».
• Философия должна заниматься не
вымышленными метафизическими
проблемами, а помогать науке. Создание
идеального языка науки является шагом на
пути создания истинной онтологии,
поскольку язык есть образ мира.
• «Граница моего языка есть граница моего
мира»
10.
«Мир есть все, что происходит (случается)».
«Мир – целокупность фактов, а не предметов».
«Мир – это факты в логическом пространстве»
Предложения науки должны быть сведены к
атомарным и независимым друг от друга («При
анализе предложений мы должны прийти к
элементарным предложениям»).
• «Смысл мира должен находиться вне мира». «То,
что делает мир неслучайным не может находиться в
мире, иначе оно вновь стало бы случайным»
• В науке можно говорить лишь о фактах: «…то, что
вообще может быть сказано, должно быть сказано
ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует
молчать».
11.
• Язык и мир — центральные понятия всей философииВитгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная»
пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка
идентична онтологической структуре мира.
• Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в
большинстве философских систем. Мир представляет весь набор
существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
• Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты.
Объекты обладают логической формой — набором свойств,
которые позволяют им вступать в те или иные отношения.
• В языке простые факты описываются простыми предложениями.
Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами.
Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
• Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть
всех фактов.
• Язык допускает также описание возможных фактов. Так
представленный язык целиком подчиняется законам логики и
поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие
законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам,
полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так,
бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики, и
метафизики. То есть в этих областях язык бесполезен, но сами эти
области чрезвычайно важны.
12.
• Философы Венского кружка, для которых «Трактат»стал настольной книгой, не приняли этого
последнего факта, развернув программу, в которой
«бессмысленное» стало тождественным
«подлежащему устранению». Это стало одной из
главных причин, побудивших Витгенштейна
пересмотреть свою философию.
• Результатом пересмотра стал комплекс идей, в
котором язык понимается уже как подвижная
система контекстов, и «языковых игр»,
подверженная возникновению противоречий,
связанных с неясностью смыслов используемых
слов и выражений, которые должны устраняться
путём прояснения последних. Прояснение правил
употребления языковых единиц и устранение
противоречий и составляет задачу философии.
(Лингвистическая и аналитическая философия)
13.
• Рудольф Карнап (1891–1970).
• «Старая и новая логика» и
«Преодоление метафизики
логическим анализом
языка».
• Философия должна
сводиться к логическому
анализу предложений и
понятий науки.
• Необходимо перестроить
язык науки таким образом,
чтобы он был лишен
неточностей, присущих
языку метафизики.
14.
• Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оновстречается в протокольном предложении. Если
понятие употребляется вне протокольного
предложения, то это понятие окажется бессмысленным.
Такими понятиями наполнена философия, к ним
относятся понятия «дух», «материя», «сущность»,
«субстанция», «принцип бытия», целые предложения
(типа «Я мыслю, следовательно я существую»).
• Принцип верификации - любое предложение науки
является истинным тогда и только тогда, когда оно
может быть сведено к предложениям факта, к
протокольным предложениям, которые
непосредственно проверяемы на опыте.
• Слово «Бог» может использоваться в трех смыслах:
мифологическом, метафизическом и теологическом.
Метафизическое – бессмысленно («первопричина»,
«абсолют», «безусловное», «независимое»).
15.
• В предложении «Цезарь есть и» нарушенсинтаксис, грамматические правила, поэтому это
предложение бессмысленно. Предложение
«Цезарь есть простое число» построено
синтаксически правильно, но оно также
бессмысленно, потому что в нем нарушено
логическое правило построения продолжения. Так
как это предложение «выглядит как предложение,
но таковым не является, ничего не высказывает, не
выражает ни существующего, ни не существующего,
то мы называем этот ряд слов
“псевдопредложением”».
• Псевдовопросы: «“Этот стол бабик?”; “Число семь
священно?”, “Какие числа темнее — четные или
нечетные?”»
16.
• Типы предложений.• Осмысленные предложения:
• 1) тавтологии (A=A), или аналитические
суждения Канта,
• 2) эмпирические предложения, т. е.
предложения, которые можно
верифицировать.
• Бессмысленные:
• 4) собственно бессмысленные предложения
(«Цезарь есть простое число») и
• 5) метафизические предложения (псевдопредложения «Дух творит себе форму»,
«Бытие определяет сознание» и т.п.).
17.
• «(Псевдо-) предложения метафизики служатне для высказываний о положении дел, ни о
существующем (тогда они были бы истинными
предложениями), ни о не существующем
(тогда они были бы, по меньшей мере,
ложными предложениями); они служат для
выражения чувства жизни».
• Искусство - это адекватное средство для
выражения чувства жизни, а философия —
неадекватное средство.
• «Метафизики — музыканты без
музыкальных способностей»
18.
• Теория логических каркасов («Эмпиризм,семантика, онтология» (1959).
• В любом формально непротиворечивом языке
всегда существуют парадоксы (теорема
К.Гёделя). Для того чтобы решать эти
парадоксы, нужно выходить за пределы этого
языкового конструкта.
• Разные научные системы могут строиться на
основании разных языковых каркасов.
Главное, чтобы этот каркас был правильно
построенный, тогда научная теория
оказывается истинной (теория когеренции).
19.
• Аналитическая философия: философиядолжна исследовать реальный язык. Слово
имеет значение не в каком-то абстрактном
языке, а в реальном, конкретном,
существующем человеческом языке.
20. ПОСТПОЗИТИВИЗМ Карл Поппер (1902–1994)
• «Логика и рост научного знания» (1935 )• «Открытое общество и его враги» т. 1
(1945), т.2 (1965)
• Нищета историцизма (1957)
• Предположения и опровержения: рост
научного знания (1963)
• Объективное знание: эволюционный
подход (1972)
• Постскриптум к «Логике научного
открытия» (1982)
• Неоконченный поиск:
интеллектуальная
автобиография (1992)
21. Постпозитивизм
• 1)от анализа структуры научного знания – канализу истории науки, к проблеме роста
научного знания
• 2)от эмпиризма и индуктивизма к
критическому рационализму и элементам
иррационализма
• 3)от критики метафизики к признанию
неустранимости из науки философских
оснований и метафизических положений.
22.
• Проблема демаркации (проблема Канта)• Сам принцип верификации — это
протокольное предложение или нет?
Можно ли верифицировать принцип
верификации?
• Неверифицируемыми оказываются
основные положения науки — законы.
23.
• Принцип фальсификации: научное знание должнобыть фальсифицируемо, т. е. знание является
научным тогда и только тогда, когда его можно
опровергнуть. Научное знание должно быть
опровергаемо, т. е. фальсифицируемо в принципе.
Оно должно давать возможность сопоставлять себя
с опытом.
• «Закон сохранения энергии можно выразить в
форме “Не существует вечного двигателя”, а
гипотезу об элементарном электрическом заряде —
в форме “Не существует иного электрического
заряда, чем заряд, кратный элементарному
электрическому заряду”»
• Нефальсифицируемы научный коммунизм
(марксизм), гегелевская диалектика и фрейдизм.
24.
• «Согласно этому критерию, высказывания или системывысказываний содержат информацию об эмпирическом
мире только в том случае, если они обладают
способностью прийти в столкновение с опытом, или
более точно — если их можно систематически
проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с
некоторым „методологическим решением“) проверкам,
результатом которых может быть их опровержение»
(«Логика и рост научного знания»)
• «Научное исследование должно быть посвящено тому,
чтобы не подтверждать научную теорию, а опровергать
её. К научным можно отнести только те теории, для
которых можно найти потенциальные
фальсификаторы, то есть противоречащие теории
предположения, истинность которых опять же
обнаруживается в опыте».
• Методологическое правило Поппера: «ученый, найдя
такой фальсификатор, должен немедленно отказаться
от своей теории и разрабатывать следующую теорию».
25.
• Проблема индукции (проблема Юма).• Поппер, вслед за Кантом, утверждал, что наши
теории о мире формулируются a priori, но, в отличие
от Канта, он не считал, что эти теории истинны
(Критический рационализм).
• Научное знание рационально не из-за наличия
индуктивного обоснования, а из-за того, что мы
способны критически его рассматривать. В своей
работе «Логика научного исследования» Поппер
указывал на то, что научное знание развивается из
критики гипотез, которые предлагаются для решения
новых проблем. По мере рассмотрения
потенциально бесконечного множества теорий,
которые являются решением заданной проблемы, и
последующего опровержения или фальсификации
этих теорий одной за одной и рационального выбора
из оставшихся (ещё не фальсифицированных),
происходит накопление новых научных знаний и
появление новых проблем.
26.
• В своих поздних работах Поппер выдвинулгипотезу трёх миров:
• мир физических объектов и состояний
• мир психических и ментальных состояний
сознания
• мир объективного знания (сюда входят
содержание научных гипотез, литературные
произведения и другие независящие от
субъективного восприятия объекты).
• Мир физических объектов взаимодействует с
миром психических состояний, а тот порождает
мир объективного знания, который независим от
своих создателей. Таким образом, знание не
зависит от познающего субъекта.
27. Критический рационализм
• «Я могу ошибаться, а вы можете бытьправы; сделаем усилие, и мы, возможно,
приблизимся к истине»
28. Томас Кун (1922-1996)
• Американскийфилософ и историк
науки
• «Структура научных
революций» (1962)
29.
• Согласно Т. Куну, для выбора междуконкурирующими научными теориями
одной лишь опытной проверки
недостаточно. Кроме опыта, важными
компонентами научного творчества
являются интуиция, психология и
философские соображения.
• Эталон для построения научной теории
называется парадигмой.
• Смысл научных революций заключается не в
смене одной фундаментальной теории
другой под влиянием новых фактов, а в
смене научных парадигм.
30. Имре Лакатос (1922-1974)
Британский историк и философ наукивенгерского происхождения
Автор теории и методологии научноисследовательских программ
31. Структура научно-исследовательской программы
Структура научноисследовательской программы32. Майкл Полани (1891-1976)
33.
• В книге «Личностное знание» (1958) Поланиутверждает, что абсолютная
объективность представляет собой ложный
идеал, поскольку любые умозаключения
базируются на персональных суждениях.
• Нельзя установить истину механически
путём использования научного метода.
• Любое знание является личностным и по
этой причине основывается на
индивидуальных суждениях. Мы полагаем
больше, чем можем доказать, и знаем
больше, чем можем выразить словами.
34. Пол Фейерабенд (1924-1974)
35. Пол Фейерабенд (1924-1974)
• Эпистемологический анархизм: в наукегодится все («everything goes»)
• «Против метода» (1975),
• «Наука в свободном обществе» (1978),
• «Прощай, благоразумие» или «Прощай,
разум» (сборник статей, опубликованный
в 1987).