Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как методологические формы социогуманитарного познания
Три волны позитивизма
Характеристика позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) французский философ, основатель позитивизма
Основатель первого позитивизма Огюст Конт
Три стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта
Классификация наук Герберта Спенсера
Позитивистское направление в философии
Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта
Принцип экономии мышления Эрнста Маха
Принцип наименьшей траты сил
Конвенционализм Анри Пуанкаре
Логический позитивизм
Эволюционная этимология Карла Поппера
Модель роста научного познания К. Поппера
Парадигмальная модель развития науки Т. Куна
Три основных этапа развития науки
Каждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи
Научные революции
Четыре научных революции
Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда
Концепция личностного знания Майкла Полани
Семинар: Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как парадигмы социогуманитарного познания
Литература:
1.78M
Категория: ФилософияФилософия

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как методологические формы социогуманитарного познания

1. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как методологические формы социогуманитарного познания

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
кафедра философии и методологии науки
Позитивизм, неопозитивизм,
постпозитивизм как
методологические формы
социогуманитарного познания
Автор: Суховецкая Г.В.
Ростов-на-Дону, 2017

2. Три волны позитивизма

Этап
Характеристика
Представители
Классический
Философия должна
О. Конт,
позитивизм
систематизировать и
Дж.С. Милль,
1830 г. - конец XIX в. обобщать научные
Г. Спенсер
знания, а не объяснять
их
Эмпириокритицизм Наука должна отвечать Э. Мах,
конец XIX - начало
на вопрос «как» а не
А. Пуанкаре,
XX в.
«почему»
Р. Авенариус
Неопозитивизм или
Логический
позитивизм
1920 — 1950 / 60 г.
Сведение философии к
логическому анализу
языка науки
Принцип верификации
Б. Рассел,
Р. Карнап,
К. Гедель
М. Шлик

3. Характеристика позитивизма

Позитивизм остался в рамках классического идеала
рациональности согласно которому научное знание
идеологически и нравственно “нейтрально”: научное –
“позитивное” — познание должно быть освобождено от
всякой мировоззренческой и ценностной интерпретации,
и вся “метафизика” должна быть упразднена и заменена
либо специальными науками (“наука — сама по себе
философия”), либо обобщенным “экономическим”
образом эмпирических знаний, либо учением о
соотношении наук о языке и т. п.

4. Огюст Конт (1798-1857) французский философ, основатель позитивизма

«Постепенно приходим к
открытию неизменной иерархии...
– одинаково научной и
логической – шести основных
наук – математики, астрономии,
физики, химии, биологии и
социологии»

5. Основатель первого позитивизма Огюст Конт

"Истинный позитивный дух
состоит преимущественно в
замене изучения первых
или конечных причин
явлений изучением их
непреложных законов,
другими словами, - в
замене слова почему
словом как"
(1798-1857)

6. Три стадии интеллектуальной эволюции человека О.Конта

Теологическая - все явления объясняются на основе
религиозных представлений
Метафизическая - в объяснении природы опирается на
первосущности, первоэлементы
Позитивная - наука должна ограничиться описанием
внешних сторон объектов, их явлений и отбросить
умозрение как средство получения знаний и метафизику
как учение о сущности

7. Классификация наук Герберта Спенсера

Абстрактные (логика и
математика) - изучают формы, в
которых явления предстают
перед наблюдателем;
Абстрактно-конкретные
(механика, физика, химия) изучают сами явления в их
элементах и в целом;
Конкретные науки (астрономия,
геология, биология, психология,
социология и т. д.).
(1820-1903)

8. Позитивистское направление в философии

элиминация (устранение) традиционных
философских проблем, которые неразрешимы из-за
ограниченности человеческого разума
поиск универсального метода получения
достоверного знания и универсального языка науки
гносеологический феноменализм
методологический эмпиризм
дескриптивизм

9. Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта

Проблематика: природа познания, опыта, проблема
субъекта и объекта, характер категорий "вещь",
"субстанция", природа основных "элементов"
действительности, взаимоотношение физического и
психического
Биопсихологизм: на место декартова Cogito в
эмпириокритицизме поставлено "триединство" сознания,
живого организма и изначальной, "нейтральной"
"мировой субстанции"

10. Принцип экономии мышления Эрнста Маха

Положение, по которому критерий
истины всякого познания состоит в
достижении максимума знаний с
помощью минимума познавательных
средств
Идеал чисто описательной науки - в
развитой науке объяснительная часть
является излишней, паразитической
и в целях экономии мышления
должна быть удалена. Один из таких
паразитических элементов науки есть
понятие причинности
(1838–1916)

11. Принцип наименьшей траты сил

Наш опыт — это некий приспособительный
комплекс. Чем более монолитен он будет,
чем меньше в нем будут присутствовать
различные точки зрения, различные
формы удвоения опыта, то есть чем
меньше сил будет затрачено на его
создание, тем более эффективным будет
его адаптационное действие.
Принцип наименьшей траты сил
ориентирует на кумулятивную модель
развития научного знания.
Кумулятивизм связан с пониманием
научного знания как описания фактов.
Рихард Авенариус (1843–1896)

12. Конвенционализм Анри Пуанкаре

Законы природы следует
понимать как конвенции,
то есть условно
принятые положения.
“Ценность науки” (1905)
“Эти конвенции являются
произведениями свободной
деятельности нашего духа, который в
данной области, не знает никаких
препятствий. Тут он может утверждать,
так как он же и предписывает...”
(1854-1912)

13.

Неопозитивизм
Возник в ходе научной
революции начала XX века
Является исторически первым целостным
логико-познавательным (философским)
подходом к исследованию науки
Уходя от решения коренных философских
проблем, сосредотачивается на частных логикометодологических исследованиях, на анализе
языка науки

14.

Важнейшие темы
Роль знаковосимволических средств
научного мышления
Предмет философии
науки (позитивной
науки)
Соотношение
теоретического аппарата
и эмпирического базиса
науки
Сущность и роль
математизации и
формализации научного
знания

15.

Неопозитивисты о предмете и задаче
философии
Предмет философии – логический анализ научных
высказываний и обобщений и установление
стандартов научности
Все знания выражаются с помощью языка, в виде
каких-то высказываний
Центральная задача философии – разработать
принципы проверки этих высказываний на
соответствие их опыту человека , позитивному
данному

16.

Положение Б.Рассела
Высказывания
Логиго-математические (аналитические)
Эмпирические (синтетические)
Метафизические (научно-неосмысленные)

17.

Принцип верификаций высказываний
ЗНАНИЯ
Синтетические —
эмпирические,
несущие сведении о
мире
Аналитические —
теоретические, имеющие
конвенциальную природу
и не несущие
содержательной
информации о мире

18.

Принципы научности
Принцип верификации научным является такое
суждение, которое может быть
проверено опытом или сведено
к логико-математическому
высказыванию
Принцип физикализма –
научными являются суждения,
объясняемые законами физики,
ибо язык физики –
универсальный язык науки
Принцип конвенционализма – в
основе естественно-научных теорий
лежат произвольные соглашения
(конвенции) между учеными,
базирующиеся на соображениях
удобства, целесообразности в
выборе того или иного понятийного
аппарата

19.

Неопозитивизм (20-30-е гг. 20 в.)
Венский кружок под руководством Мориса Шлика (18821936): Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах
Представители Львовско-Варшавской школы: А. Тарский,
Я. Лукасевич, К. Айдукевич
английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
основатель философии лингвистического анализа
австрийский философ Л. Витгенштейн
течение общей (популярной) семантики: А. Кожибский, С.
Чейз, С. Хайакова

20.

Течения в неопозитивизме
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант
неопозитивизма
- Центральная задача философии - разработать принципы проверки
высказываний на соответствие их опыту человека
- Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний,
согласно которому, любое высказывание в науке, практике,
философии подлежит опытной проверке на истинность
2) Семантический позитивизм (начало 40-х гг.)
3) Лингвистический анализ - понимает философию как
аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не
научного, а обыденного
- Задача философии - исследование фактического употребления
естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить
недоразумения, возникающие вследствие его неправильного
использования

21. Логический позитивизм

абсолютизация формально-логической и языковой
проблематики
гипертрофия искусственно сконструированных
формализованных языков (в ущерб естественным)
концентрация исследовательских усилий на структуре
"готового", ставшего знания без учета его генезиса и эволюции
сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего к формальному анализу языка науки
игнорирование социокультурного контекста анализа знания

22.

Рудольф Карнап (1891-1970)
«Старая и новая логика» (1930)
«Преодоление метафизики логическим
анализом языка» (1932)
«Логическая конструкция мира» (1928)
«Логический синтаксис языка» (1934)
«Исследования по семантике» (1942–1943)
«Значение и необходимость» (1947)
«Введение в символическую логику» (1958)
«Логические основания вероятности» (1950)
«Континуум индуктивных методов» (1951)

23.

Основные идеи
1) Решение философской проблемы требует логического анализа
языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика
играет центральную роль в философии;
2) Любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или
математической, должна быть доступна эмпирической
проверке.
Принцип верификации - любое предложение науки является
истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к
предложениям факта, к протокольным предложениям, которые
непосредственно проверяемы на опыте.
Слово «Бог» может использоваться в трех смыслах:
мифологическом, метафизическом и теологическом.
Метафизическое – бессмысленно («первопричина», «абсолют»,
«безусловное», «независимое»).

24.

Пять типов предложений
Осмысленные предложения:
1) тавтологии (A=A), или аналитические суждения Канта
2) заведомо ложные предложения контрадикции
(противоречия)
3) эмпирические предложения, т. е. предложения,
которые можно верифицировать
Бессмысленные:
4) бессмысленные предложения (тра-та-та, блям-блям и
т. п.)
5) метафизические предложения

25.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
«Логико-философский трактат»
(1921)
«Философские исследования» (1953)
Выдвинул программу построения
искусственного «идеального»
языка, прообраз которого — язык
математической логики.
Философию понимал как «критику
языка».
Разработал доктрину логического
атомизма, представляющую собой
проекцию структуры знания на
структуру мира

26.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Совокупность концепций в философии и методологии науки,
возникших как критическая реакция на программу
эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим
эмпиризмом (неопозитивизмом)
Особенности постпозитивизма:
1. Ослабление внимания проблемы в формальной логике
2. Активное обращение к истории науки, концентрация
внимания на динамике развития науки, его противоречиях
3. Отказ от жестких ограничений между империей и теорией,
наукой и философией
4. Анализ социокультурных факторов научной деятельности
5. Замена верификации фальсификацией
6. Признание роли философии

27.

Карл Поппер (1902-1994)
Британский философ и социолог.
Наиболее известен критикой классического
понятия научного метода, а также
энергичной защитой демократии
и принципов социального критицизма.
«Логика и рост научного знания» (1935)
«Открытое общество и его враги» (1945)
«Нищета историцизма» (1957)
«Предположения и опровержения: рост
научного знания» (1963)
«Объективное знание: эволюционный
подход» (1972)

28. Эволюционная этимология Карла Поппера

Первый тезис. Специфическая человеческая способность познавать, как и
способность производить научное знание, являются результатом
естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией специфически
человеческого языка
Второй тезис. Эволюция научного знания представляет собой в основном
эволюцию в построении все лучших и лучших теорий. Это дарвинистский
процесс. Теории становятся лучше приспособленными благодаря
естественному отбору
К.Поппер приводит схему, отражающую рост научного знания: Р1-ТТ-ЕЕ-Р2,
где Р1 – некая исходная проблема, ТТ – предположительная пробная
теория, с помощью которой эта проблема решается, ЕЕ – процесс
устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок
и Р2 – новая более глубокая теория, для решения которой необходимо
построить новую более глубокую и информативную теорию.

29. Модель роста научного познания К. Поппера

30.

• Третий тезис. Между живыми организмами и мыслящим человеком
существует сходство: как те, так и другие – «решатели проблем»;
проблемы возникают вместе с возникновением жизни. Разница же в
том, что человек устраняет прежние теории путем их критики и с
помощью языка(к примеру, амеба не сознает процесса устранения
ошибок, а потому погибает вместе с их устранением)
• Четвертый тезис. Критика традиционной теории познания, в основе
которой лежит идея: знание есть обобщение данных органов чувств. На
самом деле, информация не «вливается» извне в познающего субъекта,
а субъект сам активно «высасывает ее из окружающей среды»
• Пятый тезис. Специфика человеческого языка. Если у животных функция
языка сводится к выражению внутреннего состояния организма и
сообщению сигналов, способствующих коммуникации, то человеческий
язык, кроме этих функций, выполняет дескриптивную (описательную) и
аргументативную функцию

31.

Проблемы принципа верификации
1. Сам принцип верификации это протокольное
предложение или нет? Можно ли верифицировать
принцип верификации?
2. Неверифицируемыми оказываются основные
положения науки - законы.

32.

Принцип фальсификации
Научное знание должно быть
фальсифицируемо, т. е. знание
является научным тогда и
только тогда, когда его можно
опровергнуть. Оно должно
давать возможность с ним
спорить, опровергать на опыте.
Нефальсифицируемы: научный
коммунизм, гегелевская
диалектика и фрейдизм.

33.

«Постпозитивизм» - логика науки
ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - одна из основных задач философии,
заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного.
ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание
носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост
научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и
осуществлении их решительных опровержений.
ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - утверждает существование первого мира мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира
ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым
мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития
знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет
философии науки.

34.

И́мре Ла́катос (1922-1974)
Историческое движение науки может
быть объяснено как соперничество
научных теорий, победа в котором
обеспечивается не накоплением
подтверждений выдвинутых гипотез, а
прежде всего эвристическим
потенциалом теории, ее способностью
обеспечивать получение нового
эмпирического знания, ее научной
продуктивностью
«Доказательства и опровержения.
Как доказываются теоремы» (1967)
«Фальсификация и методология научноисследовательских программ» (1968)

35.

Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)
Наука - развивающееся
изменяющееся живое целое.
Принцип историзма в науке - средство
постижения исследуемых явлений.
В науке действует человек - ученый
как субъект научной деятельности.
Основные понятия: нормальная наука,
научная революция, понятие
«парадигмы»
«The Copernican Revolution» (1957)
«Логика открытия или психология
исследования» (1961)
«Структура научных революций»
(1962)

36.

Па́уль Карл Фе́йерабенд (1924-1994)
В науке не существует
универсальных
методологических правил.
Концепция
эпистемологического
анархизма.
«Против метода. Очерк
анархистской теории познания»
(1975)
«Наука в свободном обществе»
(1978)

37. Парадигмальная модель развития науки Т. Куна

Генезис научной дисциплины
(допарадигмальный период)
Нормальная наука (парадигма)
Кризис нормальной науки
(революционная смена парадигм)

38. Три основных этапа развития науки

Классическая наука (XVII-XIX вв.). Господствует объектный
стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе,
безотносительно к условиям его изучения субъектом
Неклассическая наука (первая половина XX в.) отвергает
объективизм, осмысливает связи между знаниями объекта
и характером средств и операций деятельности субъекта
Постнеклассическая наука (конец XX- начало XXI)
включает субъективную деятельность в "тело знания".
Учитывает соотнесенность характера получаемых знаний
об объекте не только с деятельностью познающего
субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами

39. Каждая из стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи

Классическая - механика, картина мира строится на принципе
жесткого (лапласовского) детерминизма, образ мироздания
как часового механизма
Неклассическая - относительность, дискретность,
квантование, вероятность, дополнительность
Постнеклассическая - парадигма становления и
самоорганизации. Основные черты выражаются синергетикой,
изучающей общие принципы процессов самоорганизации,
протекающих в системах самой различной природы.
«Синергетическое движение» - это ориентация на
историческое время, системность (целостность) и развитие

40.

41. Научные революции

Смену научных картин мира, сопровождающуюся
коренным изменением нормативных структур
исследования и философских оснований науки
правомерно рассматривать как научные
революции, которые приводят к изменению типа
научной рациональности

42. Четыре научных революции

I. XVII в. – становление классического
естествознания
II. Конец XVIII – первая половина XIX вв. –
дисциплинарно организованная наука
III. Конец XIX – середина XX вв. – становление
неклассического естествознания
IV. Конец XX – начало XXI вв. – рождается
постнеклассическая наука

43. Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда

Выдвинул методологический принцип
пролиферации (размножения) теорий:
учёные должны стремиться создавать
теории, несовместимые с
существующими и признанными
теориями. Создание таких
альтернативных теорий способствует их
взаимной критике и ускоряет развитие
науки. Принцип пролиферации призван
обосновывать плюрализм в методологии
научного познания.

44. Концепция личностного знания Майкла Полани

- науку делают люди, обладающие мастерством;
- искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно
передается лишь в непосредственном общении с мастером;
- люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отчуждены от
произведенного ими знания;
- в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными
оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку,
в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность.
Личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад
познающего

45. Семинар: Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как парадигмы социогуманитарного познания

1. Позитивизм О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, как опыт
построения единой методологии науки
2. Эмпириокритицизм как реакция на естественнонаучный
универсализм позитивизма (Э. Мах, Р. Авенариус)
3. Логический позитивизм. Критерий верификации и границы его
применения. О полноте, непротиворечивости, формализуемости и
возможностях сведения теоретических утверждений к наблюдениям
с позиций логических позитивистов и их критиков
4. Постпозитивизм. Принцип фальсификации К. Поппера
5. Понятия о научных парадигмах и научных революциях Т. Куна

46. Литература:

1. Кохановский В.П., Философия и методология науки: Учебник для
высших учебных заведений. - Ростов н/Д., 1999
2. Стёпин В.С. История и философия науки. - М., 2011
Микешина Л. Философия науки: Общие проблемы познания.
Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия. - М.,
2005
3. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления,
формы, проблемы. - М., 1988
4. Поппер К. Логика научного исследования. М., Республика, 2004
5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 2003
6. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования

47.

Вопросы?
English     Русский Правила