Похожие презентации:
Изобретение книгопечатания
1. Изобретение книгопечатания
2.
• Происхождение книгопечатания.• Иоганн Гуттенберг и начало книгопечатания
в Европе.
• Инкунабулы.
3.
Проблемная ситуация («вызов»)• Проблема: потребность в создании
некоторого количества идентичных текстов,
тиражировании; удовлетворение растущей
потребности в книге все более широких
социальных слоев, секуляризация книги
• Предпосылки: информационные,
психологические, физиологические,
технологические (технические), социальные
4.
Информация:• - Потребность в воспроизведении большого количества идентичной
информации (тиражирование) увеличение количества информации до стадии,
когда необходимо идентичное тиражирование
• - наличие различных систем фиксирования информации (систем и типов
письма)
• - развитие научной критики текстов и широкое распространение идеи тиража
как определенной, подлежащей техническому размножению заранее
заданной формы книги
• - осознание потребности в передаче унифицированной информации в
массовом порядке
Экономика:
• - развитие на высоком уровне разделения труда, в том числе международного;
возникновение и развитие колониальной системы
• - наличие возможности содержать группу людей, занимающихся фиксацией,
воспроизведением и тиражированием информации
• - наличие национальных рынков, начало широкой международной и
колониальной торговли
• - развитие мануфактурного способа производства, основанного на разделении
труди и внедрении техники
5.
Социум:• - высокий уровень развития различных государственных систем; появление и
развитие политических партий
• - высокий уровень развития различных религиозных систем, в том числе –
мировых религий
• - появление и развитие большого числа учебных заведений различного
уровня и формы обучения как специфического социального института
• - развитие науки, отделение ее от богословия
• - наличие ряда разнородных групп читателей с хорошо
дифференцированными и определенными читательскими интересами
Человек:
• - расширение представлений о мире в результате великих географических
открытий («мир стал больше»)
• - осознание значимости индивидуального творчества, представление о
создании текстов как о разновидности труда
Техника:
• - развитие ткацкого и переплетного ремесла как создание технических
предпосылок для создания печатного станка
• - широкое распространение бумаги
• - широкое распространение техники штампов (текстильное производство,
переплет и т.д.), а также наличие буквенных штампов
• - разработка средств и материалов для печати
• - появление новых средств тиражирования
6.
• Пути решения («ответ»): изобретение книгопечатания(в том числе – системы печатания подвижными
литерами), начало складывания системы «автор –
издатель – типограф – книгопродавец – читатель»,
увеличение числа типографий и их укрупнение,
создание теории рисования шрифтов и появление
специализации (словолитное дело), развитие
стандартов, унификация печатной книги, эволюция
внешнего вида книги (титул, внутренняя рубрикация и
т.д.) и появление новых типов изданий (газета и
журнал, брошюры, альманахи и т.д.), стереотипия и
типометрия, развитие книжной торговли
• Рукописная книга сохраняется в личной сфере и
восполняет репертуарные пробелы
7. Происхождение книгопечатания
• Печатание естьтехнический способ
размножения текста
путем получения
многих оттисков
краской с одной
формы.
8. Происхождение книгопечатания
Древнейший способ получения многихоттисков – использование штампов.
Он был известен еще в ранний период
развития Месопотамской и Египетской
культур.
• Так, шумеры (III тыс. до н.э.)
использовали гравированные
штампы-рамки, а египтяне
изготавливали печати из
обожженной глины (скарабеи).
• Необходимо упомянуть также
знаменитый Фестский диск (II тыс.
до н.э.), найденный на о. Крит при
раскопках в 1908 г. На двух его
сторонах расположен 241 знак,
повторяющиеся знаки не
написаны, а оттиснуты при помощи
форм; не повторяющихся рисунков
– 45. Рисунки на диске
сгруппированы в 61 группу, каждая
из которых заключена в рамку.
9. Происхождение книгопечатания
Помимо использования штампов, техническимпредшественником книгопечатания можно считать
набойку тканей. Этот метод нанесения красок на
поверхность ткани был изобретен на Востоке, а в
Европе стал известен во время крестовых походов.
В общих чертах процесс заключался в следующем:
узор, который предполагалось поместить на ткань,
вырезался на доске в зеркальном отражении и
покрывался краской. Затем доска прижималась к туго
натянутой материи, и рисунок отпечатывался на ней.
Эта техника используется для окраски тканей до сих
пор.
10. Происхождение книгопечатания
Современные штампы для набойкитканей.
11. Происхождение книгопечатания
Современные штампы для набойкитканей.
12. Происхождение книгопечатания
Фактически совершенно та же самаятехнологическая схема находится в
основе самого раннего способа
механического размножения текста –
ксилографии.
• На доске наносится зеркальное
изображение рисунка или текста,
потом линии рисунка обрезают, а в
пространстве между линиями
древесину вынимают. Поверхность
рисунка покрывается краской, сверху
помещается увлажненный лист
бумаги, который рукой или
подушечкой, набитой конским
волосом, прижимают к доске. В этом
случае оборотную сторону листа
использовать нельзя: буквы
пропечатываются («продавливаются»)
на обороте листа; такие отпечатки
называются анопистографическими.
Ксилографией можно печатать и на
типографском станке.
13. Происхождение книгопечатания
Ксилография получила очень широкое распространение в странахВостока; ряд специалистов проводят аналогии между
ксилографией и гораздо более поздним процессом бумажного
матрицирования. В XI-XII вв. эта техника была широко известна в
Корее, Японии и других восточных странах.
Специалисты отмечают ряд причин, по которым ксилография в
восточных странах хорошо прижилась и бытовала очень долго:
• ксилография лучше, чем наборный шрифт, отвечает
потребностям языков, для которых она была изобретена;
• она обеспечивает тесную связь между рукописной и печатной
книгой, т.к. гравируется с каллиграфических образцов;
• позволяет уравновесить спрос и предложение, поскольку
деревянные доски прочны и могут долго храниться.
14. Происхождение книгопечатания
В Европе ксилография появилась в концеXIV – начале XV вв. Первые датированные
европейские книги, напечатанные
ксилографическим способом, датируются
1418 и 1423 гг.
В первых европейских ксилографических
книгах иллюстрации преобладают над
текстом; такие издания называются
хироксилографическими. Чтобы получить
книгу, страницы которой имеют
отпечатанный текст с двух сторон, текст
гравировали на две смежные страницы,
потом складывали чистой стороной
внутрь. По форме такая книга напоминала
широко распространенную на Востоке
книгу-бабочку.
Постепенно, с помощью станка, стали
использовать обе стороны листа; таким
образом появились опистографисекие
книги, где текст оттиснут с двух сторон
листа.
15. Происхождение книгопечатания
Ксилографическая книгасуществовала в Европе недолго,
около 50 лет, до середины XV в., и
на ограниченной территории: в
Западной Германии и
Нидерландах. Почти все
сохранившиеся европейские
ксилографические книги не имеют
выходных данных. Известно 35
сочинений, размноженных таким
образом, среди них: «Искусство
умирать», «Песнь песней»,
«Планетник», «Хиромантия»,
«Библия бедных» и др.
16. Происхождение книгопечатания
Первое известие о печатиподвижными литерами
путем набора относится к
XI в. Китайский
ремесленник Пи Шэн (Би
Шэн) изготавливал бруски
из глины, составлял их на
металлической пластине и
фиксировал смолой.
Однако напечатанные им
тексты не сохранились до
наших дней.
17. Происхождение книгопечатания
Отливка металлических литер впервые появилась вКорее. В 1392 г. по распоряжению царя Ыя было
учреждено Книжное управление, в обязанности
которого входило изготовление книг и отливка литер.
Сохранились корейские книги, напечатанные
металлическими литерами в 1409, 1434 и 1437 гг.
В конце XV в. печать подвижными литерами становится
известна в Китае и Японии. Однако она не получила там
широкого распространения из-за иероглифического
характера письменности и по экономическим
причинам: в Китае часто переиздавали тексты, а в этом
случае ксилография экономически выгоднее, чем набор
подвижными литерами.
18. Происхождение книгопечатания
Техника изготовления литер вКорее отличалась от
европейской. Форму вырезали
из бамбука, отливки (матрицы)
делали в песке, а собственно
литеры отливали из бронзы.
Следует отметить, что
подвижными литерами в Корее
печатали первоначально только
тексты, написанные китайскими
иероглифами. Подвижные
металлические литеры для
корейского национального
письма появились только в XVIII
в.
19. Происхождение книгопечатания
В Европе было известноиспользование отдельных
буквенных штампов. В 1119 г.
в монастыре Прюфенинг
(около Регенсбурга) таким
путем была выдавлена
углубленная надпись в
глиняной дощечке.
Гравированием штампов
занимались чеканщики монет
и золотых дел мастера. С XV в.
штампы стали использовать
для отделки переплетов
(Нюрнберг, переплетчик
Конрад Форстер).
20. Происхождение книгопечатания
До сих пор не считаетсяокончательно закрытым
вопрос о том, были ли
известны в Европе
восточные эксперименты в
области печати
подвижными литерами.
Вероятнее всего, следует
считать, изобретения на
Востоке и в Европе были
сделаны независимо друг
от друга.
21. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Известен целый ряд личностей, с именемкоторых связывают начало книгопечатания в
Европе. Сведения о них нередко носят
полулегендарный характер и распространены
в ряде городов Европы.
• Голландия, Гарлем, первая половина XV в.
Лауренс Янсзон Костер.
• Бельгия, Брюгге. Жан Брито 1480 г.
• Италия. Фельтре. Памфилио Кастальди.
• Франция. Авиньон. Прокоп Вальдфогель. 14441446 гг.
22. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Общепризнанным изобретателемкнигопечатания является Хенне
(Иоганн) Генсфлейш фон Зульгелох,
позже принявший фамилию матери
– Гутенберг. Родился Иоганн
Генсфлейш между 1394 и 1399 гг. в
Майнце, в семье патриция.
В 1419 г., после смерти отца,
Гутенберг был, видимо, изгнан из
Майнца. Считается, что между 1445 и
1447 гг. он приступает к регулярному
выпуску печатных книг.
23. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Издания Гутенберга:• 1445 г., «Фрагмент о Страшном суде».
• К 50-м гг. XV в. относятся издания
Грамматики Элия Доната и
Астрономического календаря.
• Самое знаменитое издание Гутенберга – 42строчная Библия.
24. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
• Электронное издание42-строчной Библии:
http://www.hrc.utexas.ed
u/exhibitions/permanent/
gutenbergbible/#top/
• Каталог сохранившихся
экземпляров 42строчной Библии:
http://www.clausenbooks
.com/gutenbergcensus.ht
m
25. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Приписываемые Гутенбергуиздания:
• Майнцская Псалтырь 1457 г.
http://archiv.onb.ac.at:1801/view/a
ction/nmets.do?DOCCHOICE=6471
975.xml&dvs=1504249195147~810
&locale=ru_RU&search_terms=&ad
jacency=&VIEWER_URL=/view/acti
on/nmets.do?&DELIVERY_RULE_ID
=1&divType=&usePid1=true&usePi
d2=true
• Служебник Констанцской
епархии.
• 36-строчная Библия.
• Католикон
26. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Значение изобретения Гуттенбергазаключается в следующем:
• изобрел способ изготовления
печатной формы путем набора
текста отдельными литыми
литерами;
• изобрел ручной словолитный
прибор, с помощью которого
отливал отдельные металлические
литеры;
• изобрел печатный станок (пресс),
на котором производилось
оттискивание на бумагу текста с
набора;
• составил печатную краску.
27. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Тем самым, были созданыосновные составные части
полиграфического процесса:
• словолитный процесс –
изготовление одних и тех же
литер в достаточно большом
количестве экземпляров;
• наборный процесс –
изготовление печатной
формы, составленной из
отдельных, заранее отлитых
литер;
• печатный процесс –
множественное изготовление
красочных оттисков,
получаемых с наборной
формы.
28. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Даже если Иоганн Гутенберг был знаком с восточнойпрактикой печатания подвижными литерами, именно он
выполнил первые в Европе опыты и придал технике
печатания подвижными литерами технически
совершенную, законченную форму. Как сказал известный
художник шрифта Альберт Капр: «…если сведения о
печатании подвижными литерами и доходили до
Гутенберга и даже если он видел отпечатанный там оттиск,
мы не можем отказать ему в поисках и работе
изобретателя. И о другом не следует забывать:
книгопечатание начало свой победный путь по миру не из
Кореи, а из Майнца».
Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из
истории книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000.
С.48.
29. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
Таким образом, сложились два основных центракнигопечатания: восточный, возникший в VII-VIII вв.,
где основной техникой тиражирования была
ксилография и западный, технической основой
тиражирования здесь служила печать подвижными
литерами путем набора; этот центр оформился в XV
в. Как видно, восточный центр возник раньше и
просуществовал дольше западного. Разница
базовых техник тиражирования была связана как с
особенностями языка, так и с некоторыми
экономическими причинами (в частности,
репертуаром печатаемых книг).
30. Инкунабулы
Цензура и авторское правоС появлением книгопечатания начинает складываться система
цензуры. Она подразделяется на
• предварительную (на стадии просмотра рукописей,
предназначенных к изданию) и
• последующую (карательную).
• 4 января 1486 г. в Европе появилось первое цензурное
учреждение – Цензурная комиссия.
• Впервые в Европе цензура была введена по инициативе
церкви и осуществлялась церковными учреждениями. К
светской власти цензурные функции перешли лишь в XVI в.
• Жесткие цензурные меры породили волну издательских
мистификаций: появление изданий с ложной датой и местом
издания, псевдонимы и т.д. Например: «Венеция, в типографии
Альда Мануция», «Рим, с разрешения папы».
31. Инкунабулы
Цензура и авторское правоФранция. Цензурные функции во Франции осуществляла Сорбонна.
• 1521 г. вводится предварительная цензура.
• 1545 г. публикуется первый французский индекс запрещенных книг.
• 1551 г. запрещается ввоз книг из других стран Европы.
• 1616 г. Людовик XIII учредил особый цензурный комитет из пяти человек.
Нидерланды
• 1529 г. издан первый в Нидерландах закон о цензуре.
• 1538 г. был запрещен ввоз книг из-за границы
• 1550 г. «Кровавый плакат» - закон, согласно которому запрещалось производство
и продажа еретических книг, а также чтение и толкование Библии.
Англия.
• Основой цеховой организации книжников явилась созданная в 1557 г. в Лондоне
Гильдия печатников и издателей. Издавать книги мог только член Гильдии,
являющийся жителем Лондона.
• Функцию надзора выполняла т.н. «Звездная палата» - Высший королевский суд
(1487-1641).
• 1534 г. запрещено продавать книги, привезенные из-за границы.
• 1644 г. речь Дж. Мильтона против воображаемого парламента в защиту печати
(«Ареопагитика»). «Дайте мне свободу знать» (первый случай подобного
выступления в мировой истории).
32. Инкунабулы
Цензура и авторское право• В инкунабульный период действовала сложившаяся ранее
система патронажа, при которой оплата за произведение
выдается предварительно, либо позже – в форме должностей и
подарков.
• С точки зрения М.Фуко, У текстов, книг, дискурсов реальный
автор (отличный от мифологических персонажей, отличный
от великих, наделенных сакральным началом фигур) стал
появляться по мере того, как возникала возможность
подвергать автора наказанию, иначе говоря, по мере того,
как дискурс становился потенциальным нарушением закона.
• Авторы продолжали мыслить себя в категориях творческого
акта и чистого гения, чему противоречили складывающиеся
рыночные отношения, а с ними – складывающаяся
профессионализация литературного труда.
33. Инкунабулы
Цензура и авторское право• М. Фуко: "Тексты, которые сегодня мы бы назвали "литературными"
(рассказы, сказки, эпопеи, трагедии, комедии), воспринимались
публикой, распространялись, оценивались вне постановки вопроса об
их авторе; их анонимность никому не мешала; древность, истинная
или предполагаемая, служила для них достаточной гарантией
авторитетности. И напротив, тексты, которые сейчас мы бы
обозначили как научные, - сочинения по космологии и небесным
сферам, по медицине и болезням, по естественным наукам и
географии, в Средние века воспринимались и расценивались как
истинные лишь при условии, что на них стояло имя автора".
• Р. Шартье: «Литературная собственность зарождается не как одно из
применений права частной собственности, но как непосредственное
продолжение издательской привилегии, с помощью которой
получившему ее издателю гарантировалось исключительное право на
публикацию того или иного произведения». Позже эта тенденция
выразилась в законодательных актах по борьбе с издательскими
привилегиями.
34. Инкунабулы
Инкунабула – книга, напечатанная до 1 января 1501г. (до конца XVI в.).
Существуют различные возможности дать
определение инкунабулы:
– с точки зрения полиграфии инкунабульный период
надо ограничивать 1480 г. (до появления
унифицированных шрифтов);
– с точки зрения книги в целом – до 1500 г. В это время
определились как обязательные элементы книжного
украшения, иллюстрации, титульный лист и началось
массовое производство печатных книг;
– с точки зрения памятников литературы – до 1520 г.
(Реформация).
35. Инкунабулы
• В инкунабульный период складывается основной типкнигопечатни: это частное предприятие,
экономически организованное по мануфактурному
типу.
• Книгоиздание в инкунабульный период еще не было
отделено от издательского дела, изготовления
шрифтов и иллюстраций, а также от книготорговли:
все это обычно совмещалось в рамках одного
предприятия. Как правило, это предприятие не
являлось прибыльным.
• Тиражи инкунабул у преемников Гуттенберга
составляли порядка 250-300 ед., к концу столетия – до
100 экз.
36. Инкунабулы
ГерманияОсновные типографии инкунабульного периода:
• Типография Иоганна Фуста и Петера Шеффера
(1420/30-1502/03 гг.).
• Типография Альбрехта Пфистера в Бамберге (ок. 1457
г.).
• Типография Иоганна Ментелина в Страсбурге ,
основана в 1458 г.
• Крупнейшая типография XV в. принадлежала Антону
Кобергеру (1473-1513), Нюрнберг.
http://germanprints.ru/data/authors/koberger/index.php
37. Инкунабулы
Италия• Книгопечатание в Италии началось монастыре
Субиако, близ Рима, в 1465 г. Настоятель
монастыря (гуманистически настроенный
аббат Иоанн Туррекремата) пригласил
печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда
Панкраца (Паннартца) из Праги.
• Наибольшего развития книгопечатание
достигло в Венеции. Николай Иенсон
(Жансон) (1420-1480 гг.).
38. Инкунабулы
Италия• В 1494 г. в Венеции
возникла типография
Альда Мануция
(1447/49-1515 гг.).
39. Инкунабулы
• Основные достижениятипографии Альда:
– создание нового типа шрифтов
(создали курсив, считается, что
за образец был взят почерк
Петрарки; разработчик –
Франческо да Болонья). Курсив
очень емок – это повлекло
уменьшение формата книги. В
1502 г. Альд получил 10-летнюю
привилегию на использование
курсива – она активно
нарушалась;
– серийная стандартизация
формата книги. Многие
произведения античных и
современных авторов
выпускались в одном формате –
80.
40. Инкунабулы
• Издательская марка –дельфин и якорь,
девиз – «Спеши
медленно».
Применялся в том
числе для защиты от
многочисленных
подделок.
41. Инкунабулы
Франция• Первая французская типография была основана в 1470 г.
при Сорбонне (Париж) профессорами-гуманистами
Гильомом Фише и Жаном Гейнленом.
• Крупным центром книгопечатания также был Лион.
• Начавшись как предприятие при учебном заведении,
впоследствии книгопечатание во Франции пошло по
общеевропейскому пути – по пути создания частных
предприятий мануфактурного типа.
• Самый известный художник книги начала XVI в. –
Жоффруа Тори (ок.1480-1533). В 1529 г. опубликовал
свой трактат «Шампфлери» (цветущий луг), где изложил
свою теорию рисования шрифтов.
42. Инкунабулы
• Англия. Первая страна Европы, гдепервопечатные книги практически
полностью были на национальном языке, а
не на латыни, как в Германии, Италии и др.
• Первопечатник Уильям Кекстон (ок.1421 –
1491 гг.).
43. Инкунабулы
Нидерланды• Первая типография на территории
Нидерландов появилась в 1473 г. в Утрехте.
К концу столетия на территории
Нидерландов насчитывалось 32
типографии, наиболее крупными
книгоиздательскими центрами были Утрехт
и Антверпен.
44. Инкунабулы
• Всего в Западной Европе в XV в. (в течение40 лет) возникло в 260 городах 1100
типографий, которыми было отпечатано
около 35-40 тыс. изданий (10-12 млн. экз.).
Сохранилось порядка 0,5 млн. экз. К началу
XVI в. осталось около 200 типографий –
остальные быстро разорялись.
45. Инкунабулы
• Коллекция инкунабул НБ ТГУhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Co
llection/vital:3850
• Incunabula Short Title Catalogue
http://data.cerl.org/istc/_search
46. Инкунабулы
Особенности инкунабулов:• отсутствует титульный лист (есть колофон, но не везде). Первоначально в
печатной книге роль титула играл колофон. Впервые в печатной книге
колофон появился в Майнцской Псалтири Фуста и Шеффера.
• В инкунабульный период также появляется шмуцтитул («грязный титул») –
добавочный титул перед главным титульным листом, служил для
предохранения блока от загрязнения. Впервые использовал в 1487 г.
Джорждо Арривабене (Венеция) при печати Библии.
• Первое издание, где появляется фолиация (нумерация листов)- небольшая
книга о деве Марии, выпущенная в 1470 г., Кельн, типограф Арнольд
Техроернен.
• Для предотвращения ошибок при подборе тетрадей в книжный блок
использовались: сигнатуры (номера тетрадей) и кустоды – начальные слова
следующей страницы, помещенные в нижнем правом углу предыдущей.
Впервые кустоды применил в 1469 г. Иоганн из Шпейра, печатая в Венеции
труды Тацита.
• Отсутствие абзацев в тексте.
• Цветные инициалы и орнаментика.
• Иллюстрации в инкунабулах часто воспроизводятся вручную. В 1470 г.
появляются и широко распространяются печатные иллюстрации.
47. Инкунабулы
• Начинает вырабатыватьсясобственная эстетика
печатной книги.
• Основные шрифты:
а) готический;
б)антиква (с 60 гг. XV в., Италия);
• формат – в основном folio;
• тираж около 100-300
экземпляров, к концу XV в.- до
1-2 тыс. экз.
• конец XV в. – время появления
книжного экслибриса.
48. Инкунабулы
Тематика инкунабулов• Очень много Библий (как на латинском, так и на национальных языках).
Богословские труды Аврелия Августина; Фомы Аквинского.
• Примерно половина сохранившихся произведений этого периода – светские.
Много печатали классиков античности – Вергилия, Гомера, Теренция, Эзопа) –
как в оригинале, так и в переводе на европейские языки. Особенно
популярен был Аристотель. Самый распространенный учебник этого периода
– Латинская грамматика Элия Доната (в XV в. выдержала 365 изданий).
• Печатали современных авторов: Боккаччо, Алигьери, Чосера. По
естественным наукам: «Естественная история в 37 книгах» Плиния старшего,
труды Авиценны.
• Труды по архитектуре, военному делу, географии, теории музыки. В 1477 г. в
Венеции был издан первый двуязычный словарь (немецко-итальянский).
Всего в Западной Европе в XV в. (в течение 40 лет) возникло в 260 городах
1100 типографий, которыми было отпечатано около 35-40 тыс. изданий (10-12
млн. экз.). Сохранилось порядка 0,5 млн. экз. К началу XVI в. осталось около
200 типографий – остальные быстро разорялись.