Похожие презентации:
Технические основы книгопечатания
1. Технические основы книгопечатания
2. Понятия и термины
Печатание естьтехнический способ
размножения текста
путем получения многих
оттисков с одной формы.
3. Понятия и термины
Печатная форма — скомплектованныйтипографский набор, пластина, цилиндр
и т. п. формы, поверхность которых содержит
печатающие и пробельные элементы.
Предназначена для многократного получения
печатных оттисков. Взаимное расположение
печатающих и пробельных элементов
определяет способ печати.
4. Понятия и термины
Процесс создания печатной формыпредполагает разделение ее поверхности на
участки двух видов:
• Печатающие. С этих участков краска
переходит на воспринимающую
поверхность
• Пробельные. Эти участки не передают
краску.
5. Понятия и термины
Сейчас известно несколько способов разделенияповерхности формы на печатающие и пробельные
участки:
• механический, предполагающий разнесение участков в
пространстве. Сюда относятся высокая (типографская) и
глубокая печать
• физико-химический. В этом случае участкам при
помощи обработки придаются различные свойства.
• переменная печатная форма. Носитель подлежащего
воспроизведению полиграфическими средствами
изображения, которое изменяется в соответствии с
поступающей текущей информацией. Например, форма
для впечатывания адресов рассылки на газетах.
6. Понятия и термины
В зависимости от способапечати, вида печатных машин,
характера используемых
материалов различают
следующие печатные формы:
• При высокой печати —
набор, клише, стереотип; При
высокой печати используются
такие печатные формы, в
которых печатающие
элементы расположены выше
пробельных. Именно высокая
печать явиласть исторически
первым способом
тиражирования изображений
и текстов.
7. Понятия и термины
• При глубокой печати —медные или хромированные
цилиндры. В этом случае
используется такая печатная
форма, на которой печатающие
элементы расположены ниже
пробельных. Традиционно она
применялась для производства
иллюстративной продукции, а
сейчас широко используется
при производстве рекламных
материалов.
8. Понятия и термины
• При плоской печати — форма на монометалле(алюминий, цинк), биметалле и триметалле (например,
сталь, медь, хром), на стекле; В этом случае печатная
форма обрабатывается различными физикохимическими методами для того, чтобы печатающие и
пробельные участки приобрели разные физикохимические свойства: печатающие участки становятся
олеофильными (или гидрофобными) , т.е. хорошо
воспринимающими краску, пробельные –
гидрофильными, т.е., плохо воспринимающими краску.
При нанесении типографской краски на такую форму
она задерживается на олеофильных (гидрофобных)
участках и не задерживается на гидрофильных. При
этом поверхность печатающей формы геометрически
ровная, в пространстве печатающие и пробельные
участки не разнесены.
9. Зарождение техники книгопечатания. Штампы
Древнейший способ получения многихоттисков – использование штампов.
Он был известен еще в ранний период
развития Месопотамской и Египетской
культур.
• Так, шумеры (III тыс. до н.э.)
использовали гравированные
штампы-рамки, а египтяне
изготавливали печати из
обожженной глины (скарабеи).
• Необходимо упомянуть также
знаменитый Фестский диск (II тыс.
до н.э.), найденный на о. Крит при
раскопках в 1908 г. На двух его
сторонах расположен 241 знак,
повторяющиеся знаки не
написаны, а оттиснуты при помощи
форм; не повторяющихся рисунков
– 45. Рисунки на диске
сгруппированы в 61 группу, каждая
из которых заключена в рамку.
10. Зарождение техники книгопечатания. Набойка тканей
Помимо использования штампов, техническимпредшественником книгопечатания можно считать
набойку тканей. Этот метод нанесения красок на
поверхность ткани был изобретен на Востоке, а в
Европе стал известен во время крестовых походов.
В общих чертах процесс заключался в следующем:
узор, который предполагалось поместить на ткань,
вырезался на доске в зеркальном отражении и
покрывался краской. Затем доска прижималась к туго
натянутой материи, и рисунок отпечатывался на ней.
Эта техника используется для окраски тканей до сих
пор.
11. Зарождение техники книгопечатания. Набойка тканей
Современные штампы для набойкитканей.
12. Зарождение техники книгопечатания. Набойка тканей
Современные штампы для набойкитканей.
13. Техники книгопечатания Ксилография
Фактически совершенно та же самаятехнологическая схема находится в
основе самого раннего способа
механического размножения текста –
ксилографии.
• На доске наносится зеркальное
изображение рисунка или текста,
потом линии рисунка обрезают, а в
пространстве между линиями
древесину вынимают. Поверхность
рисунка покрывается краской, сверху
помещается увлажненный лист
бумаги, который рукой или
подушечкой, набитой конским
волосом, прижимают к доске. В этом
случае оборотную сторону листа
использовать нельзя: буквы
пропечатываются («продавливаются»)
на обороте листа; такие отпечатки
называются анопистографическими.
Ксилографией можно печатать и на
типографском станке.
14. Ксилография. Страны Востока
Техника ксилографии была изобретена в VII-VIIIвв. в буддийских монастырях Китая.
Самый ранний дошедший до нас памятник
ксилографической печати, правда, происходит
из Японии и датирован 764-777 гг. Это
буддийский талисман (заклинание), он
представляет собой полоску бумаги размером
6х46 см, на которой отпечатаны 30 столбцов
текста, по 5 знаков в каждом.
В 770 г. в Японии по повелению императрицы
Сетоку таким способом был отпечатан миллион
заклинаний, вложенных в миниатюрные
пагоды. Это один из самых ранних известных
нам случаев широкого тиражирования текста
при помощи ксилографии – однако образцы
его до нас не дошли.
Самая ранняя дошедшая до нас
ксилографическая книга – «Алмазная сутра»,
была изготовлена в 868 г., а обнаружена в 1900
г. в Пещере тысячи Будд, в Дунхуане (Западный
Китай). На ней имеется сообщение, что
вырезал ее мастер Ван Чи.
15. Ксилография. Страны Востока
Ксилография получила очень широкое распространение в странахВостока; ряд специалистов проводят аналогии между
ксилографией и гораздо более поздним процессом бумажного
матрицирования. В XI-XII вв. эта техника была широко известна в
Корее, Японии и других восточных странах.
Специалисты отмечают ряд причин, по которым ксилография в
восточных странах хорошо прижилась и бытовала очень долго:
• ксилография лучше, чем наборный шрифт, отвечает
потребностям языков, для которых она была изобретена;
• она обеспечивает тесную связь между рукописной и печатной
книгой, т.к. гравируется с каллиграфических образцов;
• позволяет уравновесить спрос и предложение, поскольку
деревянные доски прочны и могут долго храниться.
16. Ксилография. Европа
В Европе ксилография появилась в концеXIV – начале XV вв. Первые датированные
европейские книги, напечатанные
ксилографическим способом, датируются
1418 и 1423 гг. Широко были
распространены ксилографированные
игральные карты.
В первых европейских ксилографических
книгах иллюстрации преобладают над
текстом; такие издания называются
хироксилографическими. Чтобы получить
книгу, страницы которой имеют
отпечатанный текст с двух сторон, текст
гравировали на две смежные страницы,
потом складывали чистой стороной
внутрь. По форме такая книга напоминала
широко распространенную на Востоке
книгу-бабочку.
Постепенно, с помощью станка, стали
использовать обе стороны листа; таким
образом появились опистографисекие
книги, где текст оттиснут с двух сторон
листа.
17. Ксилография. Европа
Ксилографическая книгасуществовала в Европе недолго,
около 50 лет, до середины XV в., и
на ограниченной территории: в
Западной Германии и
Нидерландах. Почти все
сохранившиеся европейские
ксилографические книги не имеют
выходных данных. Известно 35
сочинений, размноженных таким
образом, среди них: «Искусство
умирать», «Песнь песней»,
«Планетник», «Хиромантия»,
«Библия бедных» и др.
18. Печать подвижными литерами
Гораздо более совершенный способ печати – печать подвижнымилитерами путем набора.
Принцип набора. Широко распространенная область применения
принципа набора – детские кубики с алфавитом, которые известны еще
со времен античности.
• В IV в. один из ранних христианских писателей – блаженный Иероним
(ок.347-420 гг.) – написал книгу «О воспитании отроковицы». В
частности, там говорится об обучении грамоте: «Нужно сделать ей
буквы либо буковые, либо из слоновой кости и называть их ей. Пусть
играет с ними и, играючи, обучается, и пусть она запоминает не
только порядок букв и не только по памяти напевает их названия, но
пусть ей неоднократно путают и самый порядок, перемешивая
средние буквы с последними, начальные со средними, дабы она
знала их не только по звуку, но и по виду».
• Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.) в одной из речей упоминает о
кубиках в качестве метафоры – в дискуссии о случайности
происхождения вселенной.
19. Печать подвижными литерами. Восток
Первое известие о печатиподвижными литерами
путем набора относится к
XI в. Китайский
ремесленник Пи Шэн (Би
Шэн) изготавливал бруски
из глины, составлял их на
металлической пластине и
фиксировал смолой.
Однако напечатанные им
тексты не сохранились до
наших дней.
20. Печать подвижными литерами. Восток
• Государственный деятель иучёный-эрудит Китая Шень
Ко (1031–1095 гг.) впервые
изложил способ печати с
помощью наборного шрифта
в своей работе «Записки о
ручье снов» в 1088 г. Шэнь Ко
описал технологический
процесс производства литер
из обожжённой глины,
процесс печати и
изготовление наборных
шрифтов.
• В XIII в. был изобретен
способ печати деревянными
литерами.
21. Печать подвижными литерами. Восток
Отливка металлических литер впервые появилась вКорее. В 1392 г. по распоряжению царя Ыя было
учреждено Книжное управление, в обязанности
которого входило изготовление книг и отливка литер.
Сохранились корейские книги, напечатанные
металлическими литерами в 1409, 1434 и 1437 гг.
В конце XV в. печать подвижными литерами становится
известна в Китае и Японии. Однако она не получила там
широкого распространения из-за иероглифического
характера письменности и по экономическим
причинам: в Китае часто переиздавали тексты, а в этом
случае ксилография экономически выгоднее, чем набор
подвижными литерами.
22. Печать подвижными литерами. Восток
Техника изготовления литер вКорее отличалась от
европейской. Форму вырезали
из бамбука, отливки (матрицы)
делали в песке, а собственно
литеры отливали из бронзы.
Следует отметить, что
подвижными литерами в Корее
печатали первоначально только
тексты, написанные китайскими
иероглифами. Подвижные
металлические литеры для
корейского национального
письма появились только в XVIII
в.
23. Печать подвижными литерами. Европа
В Европе было известноиспользование отдельных
буквенных штампов. В 1119 г.
в монастыре Прюфенинг
(около Регенсбурга) таким
путем была выдавлена
углубленная надпись в
глиняной дощечке.
Гравированием штампов
занимались чеканщики монет
и золотых дел мастера. С XV в.
штампы стали использовать
для отделки переплетов
(Нюрнберг, переплетчик
Конрад Форстер).
24. Печать подвижными литерами. Европа
До сих пор не считаетсяокончательно закрытым
вопрос о том, были ли
известны в Европе
восточные эксперименты в
области печати
подвижными литерами.
Вероятнее всего, следует
считать, изобретения на
Востоке и в Европе были
сделаны независимо друг
от друга.
25. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Общепризнанным изобретателемкнигопечатания является Хенне (Иоганн)
Генсфлейш фон Зульгелох, позже
принявший фамилию матери – Гутенберг.
Родился Иоганн Генсфлейш между 1394 и
1399 гг. в Майнце, в семье патриция.
В 1419 г., после смерти отца, Гутенберг был,
видимо, изгнан из Майнца. Считается, что
между 1445 и 1447 гг. он приступает к
регулярному выпуску печатных книг.
В 1462 г. Майнц был захвачен герцогом
Адольфом фон Нассау, большинство жителей
было изгнано из города. Как это коснулось
Гутенберга – неизвестно. Считается, что
после этого он ничего не печатал. В 1465 г.
Нассау зачислил его в свою свиту и назначил
пенсию. Существует легенда, согласно
которой Гутенберг в старости ослеп. Умер он
3 февраля 1468 г. в Майнце.
26. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Значение изобретения Гуттенбергазаключается в следующем:
• изобрел способ изготовления
печатной формы путем набора
текста отдельными литыми
литерами;
• изобрел ручной словолитный
прибор, с помощью которого
отливал отдельные металлические
литеры;
• изобрел печатный станок (пресс),
на котором производилось
оттискивание на бумагу текста с
набора;
• составил печатную краску.
27. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Тем самым, были созданыосновные составные части
полиграфического процесса:
• словолитный процесс –
изготовление одних и тех же
литер в достаточно большом
количестве экземпляров;
• наборный процесс –
изготовление печатной
формы, составленной из
отдельных, заранее отлитых
литер;
• печатный процесс –
множественное изготовление
красочных оттисков,
получаемых с наборной
формы.
28. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
• Словолитный процесс состоялиз нескольких стадий.
• Сначала букву гравировали (в
зеркальном виде) на торце
твердой металлической
(стальной) палочки – пунсона.
• С пунсона рисунок буквы
вдавливался в пластинку или
брусок из мягкого материала
(меди) – матрицу (отпечаток
получался уже в прямом виде).
29. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Матрицу вставляли в днословолитного инструмента,
наливали в него расплавленный
металл, после охлаждения
металла литеру вынимали, ее
очко представляло собой опять
букву в зеркальном
изображении.
Очевидно, что с помощью
одного пунсона можно
выдавить большое количество
одинаковых матриц, а с одной и
той же матрицы – отлить
множество одинаковых литер.
30. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Многие исследователи полагают, чтоИоганн Гутенберг использовал для
отливки литер сплав, состоявший из 70 %
масс. свинца, 25 % масс. олова и 5 % масс.
сурьмы (примерно такой же состав имеет
современный типографский сплав – гарт
(от нем. Hartblei – твёрдый свинец)).
Однако, скорее всего, Гутенберг отливал
шрифт из чистого олова.
Самое раннее известное нам упоминание
о типографском металле относится к 1474
г. В одной из книг Иоганна Цайнера –
типографа, работавшего в городе Ульме, –
сказано, что она отпечатана с помощью
stagnis characteribus, т.е. оловянных литер.
В описи 1499 г. севильской типографии
Мейнгарда Унгута упомянуто «150 фунтов
олова для литья литер». На московском
Печатном дворе шрифт отливали из
чистого олова вплоть до XVII в.
31. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Современная типографская литерапредставляет собой прямоугольный
металлический брусок из гартового
сплава (включающего сурьму, свинец
и олово, иногда – медь), на верхнем
торце которой находится рельефное
зеркальное изображение буквы или
элемента украшения. Эта верхняя
торцовая часть называется очко.
Высота буквы, включая верхние и
нижние выносные элементы,
называется кегль. При высокой
печати под кеглем понимали высоту
литерной площадки, на которой
расположена буква или знак.
Единицей измерения размера
шрифта является типографский пункт.
32. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
• Наборный процесс –изготовление
печатной формы,
составленной из
отдельных, заранее
отлитых литер.
33. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Оборудование для наборного процессапоказано, в частности, на гравюре в книге,
которую издал в Лионе в 1499 г. или в 1500 г.
типограф Маттиас Гусс.
Здесь изображена и установленная с наклоном
наборная касса. Это ящик, разделенный
перегородками на множество отделений - по
числу шрифтовых знаков.
К одной из стенок кассы прикреплен тенакль державка для листа рукописи, которая служит
оригиналом для набора. Наборщик держит в
левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя
стенками. Третья стенка выполнена подвижной
- ее устанавливали по формату строки.
34. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Наборщик брал литеры изкассы правой рукой и
ставил их в верстатку.
Одновременно
осуществлялась выключка
строки с помощью
пробельного материала шпаций, размещаемых в
межсловных промежутках.
35. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Печатный процесс – множественноеизготовление красочных оттисков,
получаемых с наборной формы.
• Состав краски стал одним из
компонентов изобретения Иоганна
Гутенберга. Он не мог применять краску,
которая использовалась при печатании
гравюр – на металлическую поверхность
краска ложилась не так, как на
деревянную.
• Первые печатники делали краску из
сажи, смешивая её с льняным маслом –
олифой. Важную роль играли
всевозможные добавки.
• Среди присадок к основным
составляющим типографской краски
Иоганна Гутенберга были обнаружены
медь, сера и свинец. Металлические
компоненты весьма характерны именно
для материала, который использовался
изобретателем книгопечатания.
36. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Для механизации процесса получения
печатного оттиска Гутенберг в качестве
первоосновы мог использовать уже
существовавшие к тому времени
механизмы для создания давления между
двумя горизонтальными плоскостями.
Первый из таких механизмов – пресс,
который применялся в виноделии.
Аналогичную конструкцию имел пресс для
обжимки влажных стоп бумаги в
бумагоделательном производстве. Стопу
помещали на горизонтальную
перекладину, закреплённую между
вертикальными балками. Прижим
осуществлялся подвижной горизонтальной
доской, приводимой в движение
нажимным винтом. Винт вращался
рычагом, вставленным в отверстие в буксе.
Винт можно было фиксировать в
определенном положении с помощью
храпового механизма.
37. Печать подвижными литерами. Изобретение Гутенберга
Даже если Иоганн Гутенберг был знаком с восточнойпрактикой печатания подвижными литерами, именно он
выполнил первые в Европе опыты и придал технике
печатания подвижными литерами технически
совершенную, законченную форму. Как сказал известный
художник шрифта Альберт Капр: «…если сведения о
печатании подвижными литерами и доходили до
Гутенберга и даже если он видел отпечатанный там оттиск,
мы не можем отказать ему в поисках и работе
изобретателя. И о другом не следует забывать:
книгопечатание начало свой победный путь по миру не из
Кореи, а из Майнца».
Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из
истории книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000.
С.48.
38. Печать подвижными литерами. Итоги
Таким образом, сложились два основных центракнигопечатания: восточный, возникший в VII-VIII вв.,
где основной техникой тиражирования была
ксилография и западный, технической основой
тиражирования здесь служила печать подвижными
литерами путем набора; этот центр оформился в XV
в. Как видно, восточный центр возник раньше и
просуществовал дольше западного. Разница
базовых техник тиражирования была связана как с
особенностями языка, так и с некоторыми
экономическими причинами (в частности,
репертуаром печатаемых книг).
39.
Использованная литература:• Вут Л. Музей Плантена-Моретуса. Антверпен, 1979. 47 с., илл.;
• Карабасов Ю.С., Черноусов П.И., Коротченко Н.А., Голубев О.В. Металлургия и
время. Энциклопедия. Т.1 [Электронный ресурс] // Металлургический портал
MetalSpaсe.ru: информационное пространство металлургов. URL:
http://www.metalspace.ru/download-metal/category/1-metallurgiya-ivremya.html (дата обращения: 21.03.2013 г.);
• Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории
книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000 (см. также в электронном
виде, размещено с разрешения автора. URL:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBERG/CHAPT_02/CHAPT_02.HTM#p05
(дата обращения 21.03.2013 г.));
• Огирко И. В., Куропась Р.С., И.В. Васькив Применения оптимизационных
методов при создании магнитных средств крепления печатных форм //
Состояние и перспективы развития науч. исследований в полигр.
машиностроении (Всесоюз. науч.-исслед. ин-т полигр. машиностроения).
М.,1985. С. 82-89.
40.
В качестве иллюстраций использованыфотографии изданий и музейных предметов,
хранящихся в отделе рукописей и книжных
памятников Научной библиотеки Томского
государственного университета.
Составление текста, подбор и обработка
иллюстраций: В.А. Есипова
Образцы штампов и набивных тканей
предоставлены Е.В. Ивановской