Похожие презентации:
Общение как взаимопонимание и социальная перцепция
1. Общение как взаимопонимание и социальная перцепция
2. Стороны общения
КоммуникативнаяПерцептивная
Интерактивная
Обмен
информацией
между
общающимися
индивидами
Восприятие друг
друга партнерами
по общению и
установление
на этой основе
взаимопонимания
Организация
взаимодействия.
Обмен не только
знаниями,
идеями,
но и действиями
3. Перцептивный аспект общения
(англ. perception - восприятие) означает процессвосприятия и познания друг друга партнерами по
общению и установления на этой основе
взаимопонимания.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен
Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так
называемого "нового взгляда" на восприятие.
Социальная перцепция выступает как познание одного
человека другим. В дальнейшем понятие социальной
перцепции стали относить к процессам восприятия и
понимания социальных объектов, под которыми
подразумевались другие люди, группы, большие
социальные общности.
4.
Перцептивное общениеСвязано со способностью человека
улавливать психическое состояние
собеседника, чувствовать его.
Такое общение возможно
между близкими людьми.
5. Общение как понимание
отношения носят субъектсубъектный характер;восприятие и оценка
партнерами друг друга всегда
субъективны и нередко
подвержены изменениям в
зависимости от конкретных
условий
6. КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ - «социальная перцепция».
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ«социальная перцепция».
встречают партнера по общению «по одежке»,
т. е. по внешним признакам (наиболее
информативными являются внешность,
физические качества, одежда и поведение).
7. Сензитивность
Для обозначения способности понимать других людейиспользуется термин сензитивность.
Г. Смит выделил следующие четыре вида сензитивности:
- наблюдательная сензитивность. Это способность наблюдать, видеть и
слышать, одновременно запоминать как выглядел и что говорил человек
(а именно: речевые особенности, привычные перемещения и позы, жесты
и т.п.);
- теоретическая сензитивность. Это способность выбирать и применять
теории для более точного предсказания чувств, мыслей и действий других
людей;
- номотетическая сензитивность. Это способность понимать типичного
представителя той или иной социальной группы и использовать эту
информацию для предсказания поведения других лиц, принадлежащих
этой группе. В данном случае включается такой механизм
взаимопонимания как стереотипизация;
- идеографическая сензитивность. Это способность понимать своеобразие
человека, его индивидуальность и личные проявления.
8. Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека
а) восприятие через соотнесение своей личности сдругими;
б) восприятие через предложение - как меня
воспринимают другие люди;
в) восприятие через соотнесение результатов
деятельности;
г) восприятие на основе наблюдения собственных
состояний;
д) непосредственное восприятие внешнего облика.
9. механизмы социальной перцепции
• эмпатия, аттракция,— способы,
посредством
казуальная атрибуция,
которых люди
идентификация,
воспринимают и
социальная рефлексия.
определенным
образом
интерпретируют,
понимают и
оценивают друг
друга.
10. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово
состоит из корня pathos, означающего «чувство»,«переживание», и приставки, означающей
«находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Любопытно, что отрицательные эмоциональные
переживания другого человека (горе, печаль) легче
вызывают эмпатию, чем положительные.
11. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ Эмпатия
Эмпатия представляет собой стремлениеэмоционально откликнуться на проблемы человека.
Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том,
что ситуация партнера не столько "продумывается",
сколько «прочувствуется».
Т.П.Гаврилова, анализируя существующие определения
эмпатии, выделяет четыре наиболее часто
встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния
другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
12. Формы эмпатии
• повторение, когда один человекнепосредственно, непроизвольно
воспроизводит эмоцию другого;
• переживания, основанные на ситуации, в
которой находится другой человек;
• это сочувствие, сопереживание.
13. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ Аттракция
Межличностная аттракция (от лат. attractio —притяжение, привлечение) — возникновение при
восприятии индивида индивидом взаимной
привлекательности, понимание и принятие друг
друга во взаимодействии, когда не только
согласуются действия, но и устанавливаются
положительные взаимоотношения.
А. Маслоу -эти чувства позволяют увидеть человека
под «знаком вечности», т.е. самое лучшее, что есть
в нем
14. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ Атрибуция
В процесс понимания других людей и целых групппроисходит приписывание им каких-то качеств,
особенностей, оценка поведения. Этот процесс
получил название «атрибуция».
Если речь идет о видении (приписывании) причин
этих качеств и этого поведения, то психологи
пользуются понятием «каузальная атрибуция».
Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как
люди объясняют поведение других, приписывают ли
они причину действий внутренним чертам человека
или внешним ситуациям
15. Механизм казуальной атрибуции
приписываниечеловеку
определенных
причин поведения.
(приписывание
основано на
сходстве этого
поведения с
известными
прототипами или с
собственным
поведением в
аналогичных
ситуациях).
Военный – смелый;
Чиновник - взяточник;
Отличник – умный…
16. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ Идентификация
Основой и необходимой предпосылкой взаимногопонимания людьми во всех случаях оказывается
возможность их идентификации, их взаимного
уподобления друг другу.
В реальных ситуациях взаимодействия люди часто
пользуются таким приемом, когда предположение
о внутреннем состоянии партнера строится на
основе попытки поставить себя на его место.
17. идентификация
в ней ведущую роль играетне эмоциональная, а
рациональная
составляющая;
в процессе идентификации
субъект ставит себя на
место другого на основе
собственных
представлений о нем.
18. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ Рефлексия
Рефлексия в социальной психологии выступает вформе осознания действующим субъектом того, как он
в действительности воспринимается и оценивается
партнером по общению. Это уже не просто знание себя
или понимание другого, а знание того, как другой
понимает меня, своеобразный удвоенный процесс
зеркальных отражений друг друга. Успех в общении
будет максимальным, если имеются совпадения в
отражении партнерами друг друга, и, наоборот, в
случае неверных представлений может возникнуть
непонимание. Так, при общении оратора с аудиторией,
если оратор имеет искаженное представление о
слушателях и о том, как его воспринимают, вряд ли
можно надеяться на успех публичного выступления.
19. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
— «я», каким яявляюсь в
действительност
и;
— «я», каким я
вижу самого себя;
— «я», каким меня
видит партнер по
общению.
20. Перцептивная сторона общения Соотнесите механизмы социальной перцепции и их определения
1.1. Каузальная
атрибуция
2. Аттракция
Это эмоциональное вчувствование или
сопереживание другому.
2. Это способ познания другого человека,
при котором предположение о его
внутреннем состоянии строится на
основе попытки поставить себя
на место партнера по общению.
3. Рефлексия
3. Представляет собой форму познания
другого человека, основанную на формировании
устойчивого позитивного чувства к нему.
4. Эмпатия
4. Это механизм интерпретации
причин поступков и чувств другого человека.
5. Идентификация
5. Это механизм самопознания в процессе общения,
в основе которого лежит способность
человека представлять то, как
он воспринимается партнером по общению.
21. СТЕРЕОТИПЫ
• Стереотип — этоустойчивый, а нередко
и упрощенный образ
какого-либо явления
или человека,
складывающийся в
условиях дефицита
информации.
• Стереотип— это часть
прошлого опыта,
сформированного
бытовой и
профессиональной
деятельностью,
закрепившегося в
мышлении и
постоянно
используемого при
решении типичных
задач, которые ставит
жизнь.
22. Проблема «идолов» по Ф. Бэкону
Стереотип(греч- твердый отпечаток)- это устойчивый,нередко упрощенный образ какого-либо явления или
человека, складывающийся в условиях дефицита
информации как результат обобщения личного опыта или
предвзятых представлений, заимствованных у других людей.
Идолы рода – ошибки, совершаемые под влиянием
общественного мнения
Идолы рынка – стереотипы , возникающие под давлением
авторитетов
Идолы театра «проникли в человеческую душу с помощью
различных философских доктрин из-за наихудших правил
доказательства».
Идолы пещеры – стереотипы, сформировавшиеся в
общении, а затем проникшие в другие сферы (эффекты)
23. Стереотипы (идолы пещеры)и «эффекты восприятия» Выделите положительное и отрицательное воздействие эффектов восприятия на
межличностное общение.Эф. стереотипизации - у каждого человека имеются специфические образы – стереотипы. Это чрезмерное
обобщение какого-либо явления переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека,
суждения, способы поведения. В результате стереотипизации у людей формируются социальные установки
(предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать
тем или иным способом
Эф. первичности или порядка(«Первое впечатление») - важность определенного порядка
предъявления информации о человеке: первая и последняя информация наиболее значима.
Эф. ореола (положительного или отрицательного) - приписывание человеку несуществующих черт
в зависимости от полученной информации.
Эф. проекции -приписывание собеседнику своих достоинств и недостатков.
Влияние «имплицитной теории личности» – рассмотрение конкретного человека сквозь призму
имплицитных (собственных) представлений о том, какова должна быт личность, в основных ее
проявлениях, по мнению воспринимающего.
Стремление к непротиворечивости — склонность восприятия «вытеснять все аспекты образа
воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем концепции».
«Эффект инерционности» – тенденция к сохранению созданного представления о человеке.
Эф. ложного обобщения- на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных
представителей группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех членов группы
24.
Для развития способности понимания другихлюдей, чувствительности к проявлениям другого
человека психологи используют специальные
программы: социально-перцептивный тренинг,
тренинг сензитивности.