23.01M
Категория: ИсторияИстория

Готы. Гунны. Анты

1.

2.

Го́ты — древнегерманский
союз племен. С II века н.э.
до VIII века н.э. играл
значительную роль в
истории Европы. Это было
объединение германских
племен, вероятно,
скандинавского
происхождения, говоривших
на восточногерманском
готском языке. В первые
века нашей эры они
проделали путь из Швеции
к Чёрному морю и реке
Дунай, достигнув аванпостов
Римской империи. В IV веке
среди готов
распространилось
христианство.

3.

Готы сформировались в Скандинавии, в области,
которую Иордан называет Скандза. Под Скандзой в
историографии принято понимать юг современной
Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они
переправились через Балтийское море и заняли во II веке
низовья Вислы (Иордан именует эту область
Готискандза).

4.

Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в
Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло
готское государство Ойум. До этого Приднепровье
предположительно занимал народ спалов, имя которого
сохранилось в славянском слове «исполин». В археологическом
плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует
черняховская, с центром на среднем Днестре, а более раннему
периоду их истории — культура.

5.

Небольшие группы готов
сохранились до ХІІ века на
побережье Чёрного моря,
Таманском полуострове и
на территории Крыма. О
них упоминается в "Слове
о полку Игореве". Есть
предположение, что в
одной из глухих лесных
областей славянского
племени древлян в
течение столетий
оставалось гнездо князей
готов Амалов.

6.

Готы были воинственны,
основной наукой, по сути,
признавали военную. Это
зафиксировал Прокопий
Кесарийский, описав
воспитание юноши Аталариха: его воспитание и
обучение разным наукам по
римскому варианту «не
нравилось готам, так как,
желая иметь право
действовать несправедливо
по отношению к
подданным, они хотели,
чтобы Аталарих правил ими
более согласно с
варварскими обычаями».

7.

Большинство упоминаний о менталитете и характере готов
сводится к тому, что готы и вестготы (западная ветвь готов) были
народом варварским, воинственным, но вместе с этим имели
подчёркнутое чувство прекрасного, ценили предметы искусства и
ювелирные изделия.

8.

Итак, несмотря на
воинственность и
преимущественно
варварский
менталитет, готы
были довольно
цивилизованны,
высокоразвиты и
материально, и
духовно.

9.

Культура готов – одно из белых пятен истории. История готов
находит свое отражение в античных памятниках, например, в труде
Прокопия Кесарийского «Война готов». Политическая и этноистория
готов весьма изучены, о них написано достаточно научных работ,
чего нельзя сказать о таком сегменте его истории, как духовная
культура этой этнической группы.

10.

11.

Гу́нны — кочевой народ, вторгшийся в 70-х годах IV века из Азии в
Восточную Европу. Гипотеза о происхождение гуннов от
центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в
предшествующее время в китайских источниках, принимается
большинством учёных. Гуннский язык по оценкам многих
исследователей относился к тюркской семье.

12.

Вторжение гуннов
положило начало
Великому переселению
народов. В правление
Аттилы (434—453)
гуннское объединение
с центром в Паннонии
достигло
максимальной
экспансии, охватив
территорию от Волги и
Кавказа до Рейна.
После смерти Аттилы
Гуннская держава
распалась, и гунны
были поглощены
новыми группами
прибывавших с востока
кочевников.

13.

В европейских
источниках первые
упоминания о гуннах
датируются II веком
н. э. и относятся к
региону в восточной
области Прикаспия.
Однако среди
исследователей нет
уверенности,
касаются ли данные
известия собственно
гуннов, либо
являются простым
созвучием.

14.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на
Северном Кавказе, а затем разгромили
остготское государство Германариха. Гунны
подчинили большую часть остготов и заставили
вестготов отступить во Фракию. Затем, пройдя в
395 году через Кавказ, опустошили восточноримские провинции Сирию и Каппадокию. С
этого времени основная ветвь гуннов
обосновалась в Паннонии и Австрии, совершая
оттуда набеги на Восточную Римскую империю
(по отношению к Западной Римской империи до
середины V века гунны выступали как союзники
в борьбе против германских племён). В
гуннском союзе к этому времени оказался уже
чрезвычайно пестрый состав германских и
негерманских народов: булгары, остготы,
герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые
племена облагались данью и принуждались к
участию военных походах. В 422 году гунны
вновь атаковали Фракию. Восточно-римский
император Феодосий II согласился выплачивать
гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год.
В 433 году вождь гуннов Ругилла
стал грозить Восточной Римской
империи разорвать мирные
соглашения из-за беглецов,
укрывшихся на территории
империи. В ходе переговоров
(неудачных для гуннов) Ругилла
скончался.

15.

После смерти Ругиллы, правителями гуннов стали его племянники Аттила
и Бледа, последний при невыясненных обстоятельствах в 445 году погиб
на охоте и власть Атиллы стала единоличной. Приск писал, что «Аттила
это человек, который рождён потрясти Мир». По сообщению Аммиана
«Аттила сравнял с землёй всю Европу». По мнению Томпсона, «Аттила
был „бичом Божьим“ только для римских священников и властей,
заинтересованных в сохранении народов под властью Рима».

16.

К 450 году гуннам выплачивала дань
как Восточная так и Западная Римская
империя. При Аттиле сумма дани
составила 2000 фунтов золота. В 451
году в битве Каталаунских полях в
Галлии, продвижение гуннов на запад
было остановлено объединённой
армией римлян под началом
полководца Аэция и Тулузского
королевства вестготов. В 452 году
гунны вторглись в Италию, разграбив
Аквилею, Милан и ряд других городов.
После смерти Аттилы в 453 году
возникшими внутри империи
распрями воспользовались
покорённые гепиды, возглавившие
восстание германских племён против
гуннов. В 454 году в битве при реке
Недао в Паннонии гунны были
разбиты и вытеснены в
Причерноморье. Попытки гуннов
прорваться на Балканский полуостров
в 469 году были тщетными.

17.

Гунны быстро растворились в
среде других номадов, которые
продолжали непрерывно
прибывать с востока. Однако их
имя ещё долго использовалось
средневековыми авторами в
качестве общего наименования
всех кочевников Причерноморья,
безотносительно к реальным
связям таковых с бывшим
гуннским союзом.

18.

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх.
Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись
кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне
видели не столько людей, сколько порождения демонов. Римский историк
Аммиан Марцеллин так описывает их:
…все они отличаются плотными и крепкими руками и
ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным
видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям,
которые грубо вытёсываются при постройке мостов.
«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к
ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели
приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят
в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не
считается безопасным спать под кровлей.

19.

Гунны применяли дальнобойный
лук, который достигал в длину более
1,5 метра. Лук делался составным, а
для большей прочности и упругости
его укрепляли накладками из костей
или рогов животных. Стрелы
употреблялись как с костяными, так
и с железными или бронзовыми
наконечниками. Иногда к стрелам
прикреплялись костяные шарики, с
просверленными в них
отверстиями, издававшие в полёте
устрашающий свист. Лук
вкладывался в особый футляр и
прикреплялся к поясу слева, а
стрелы находились в колчане за
спиной воина справа. «Гуннский
лук», или «скифский лук» (scytycus
arcus) — по свидетельствам римлян,
самое современное и эффективное
оружие античности, — считался
очень ценным трофеем у римлян.

20.

21.

А́нты — название славянских племён IV-VII веков, применявшееся
византийскими писателями VI-VII веков. Объединение древнеславянских
племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже
в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены
войсками Амала Винитария (Витимира). Упоминаются в византийских и
готских источниках VI—VII веков.

22.

Готский историк
Иордан, повествуя о
племени венетов,
сообщает, что они
именуются поразному, в
зависимости от родов
и местностей, и
преимущественно они
называются
склавенами и антами.
Также Иордан
сообщает, что все
племена венетов
«происходят от
одного корня и ныне
известны под тремя
именами: венетов,
антов, склавенов».

23.

В VI веке, накануне
присоединения к аварскому
Каганату, анты жили на
территории современной
Украины, в междуречье Днепра
и Днестра, примыкающем к
Черному морю. В период
наивысшего расцвета занимали
территорию от Дона до
Румынии и дальше на
Балканию. Во время раскопок
археологи обнаружили
укреплённые пункты, где нашли
оружие, ценные украшения. Это
свидетельствует, что кроме
гражданского населения, здесь
жили воины. Анты были
закалёнными воинами. Каждый
воин имел на вооружении два
небольших копья, деревянные
луки и стрелы.

24.

У антов уже была частная собственность,
что
повлияло
на
имущественное
расслоение.
Возглавлял
антские
объединения военный вождь. Ближайшее
окружение военного вождя составляли
старейшины племён. Военные вожди
имели дружины, из которых со временем
выделялись зажиточные люди. Основной
ячейкой общества у славян являлась
община, называемая «род». Судя по
характеру жилищ и поселений, община
состояла из семей, которые включали лишь
ближайших родственников. Семейные
обычаи у разных племен различались.
Упоминаемые византийцами семейные
порядки, похожи на обычаи полян,
описанные «Повестью временных лет». Это
были патриархальные нравы, с «утренними
дарами» за невесту и ритуальными
убийствами жен на могиле мужа.
Основным занятием общинников было
земледелие.

25.

С усложнением социальной структуры
антского общества появляются
протогородские поселения. К
антскому времени относят
возникновение Киева, имевшего
значение религиозного и племенного
центра. Пастырское городище имело
полиэтническое население. Здесь
жили воины и ремесленники, которые
производили гончарную посуду и
украшения, распространявшиеся
далеко за пределы города и антской
земли. В антское время возникает и
город Волынь на Западном Буге,
известный как поселение воинов и
центр племенного союза волынян.
«Грады» ещё не имели роли торговых
центров. Их население было
непостоянным, включало князя,
воинов и жрецов. Здесь проходили
веча, религиозные праздники, пиры, а
крепости служили для обороны.

26.

С нападением
аваров в
значительной
мере
связывается
исчезновение с
исторической
арены антов. В
последний раз
анты
упоминаются в
602 году.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Подготовила Ерёменко Катя
English     Русский Правила