Основные теории этноса и этногенеза
Примордиализм
Примордиализм
Конструктивизм
Конструктивизм
Инструментализм
В отечественной литературе
Концепция Л. Н. Гумилева
Концепция Ю. В. Бромлея
Концепция Ю. В. Бромлея
Концепция этногенеза Л. Гумилева
Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева
Заключение
Спасибо за внимание!
1.26M
Категория: СоциологияСоциология

Основные теории этноса и этногенеза

1. Основные теории этноса и этногенеза

2. Примордиализм

Начнем с примордиализма, самого старого
из научных подходов к представлению об
этничности. Сам термин «примордиальные
связи» ввел в научный оборот в середине XX
века американский социолог Э.Шилз,
который употребил его для характеристики
внутрисемейных отношений, однако
наиболее распространенная формулировка
примордиалистского подхода к анализу
этничности принадлежит основателю
интерпретативной антропологии,
американскому антропологу К.Гирцу.
Последний наиболее отчетливо
сформулировал суть примордиалистского
подхода: «В каждом обществе во все
времена некоторые привязанности
проистекают больше из чувства
естественной, некоторые сказали бы духовной близости, чем из социального
взаимодействия»
Э. Шилз и К. Гирц

3. Примордиализм

Сторонники примордиализма считают,
что «осознание групповой
принадлежности заключено в
генетическом коде и является
продуктом ранней человеческой
эволюции, когда способность
распознавать членов родственной
группы была необходима для
выживания» (Тишков В. А.)

4. Конструктивизм

Конструктиви́зм — научное направление в изучении этноса,
представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи
интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и
властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком
спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических
традиций. Среди разработчиков данного направления выделяют Б.
Андерсона, П. Бурдьё, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. В России главным
последователем конструктивизма является В. А. Тишков.

5. Конструктивизм

Б. Андерсон понимал воображаемость этнических категорий в том
смысле, что они представляют собой символические ресурсы,
позволяющие сообществу существовать, в то время как «члены даже
самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих
собратьев по нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то
время как в умах каждого из них живет образ их общности». Нация по
Андерсону — продукт творчества, воображения людей. Э. Геллнер и
вовсе говорил о искусственности, фальшивости наций, не имеющих
ничего общего с реальностью повседневного опыта. Критику
классического конструктивизма осуществлял П. Бурдьё, а также его
последователь Р. Брубейкер, оба отрицали необходимость
рассматривать этнические группы как предмет исследования, говоря
о качественно иных проявлениях этничности. По мнению последнего,
этничность в принципе проявляет себя не столько через группу,
сколько через категории, схемы, идентификации, языки, истории,
институты, организации, связи и действия. В. А. Тишков определяет
этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и
элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую
память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки —
результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства».

6. Инструментализм

Взгляды инструменталистов оказали влияния на ряд наук, в том числе этнологию,
где сложилось одноимённое течение. Приверженцы инструментализма в этнологии
сосредотачивали своё внимание не на изучении объективной основы
существования этноса, а лишь на роли последнего в культуре. В рамках данного
подхода этничность признаётся инструментом, с помощью которого люди
добиваются тех или иных целей.
Этническая идентичность, считают инструменталисты, — это ситуативная роль, её
сознательный выбор, который делает человек или группа лиц для достижения
политической власти или целей экономического характера. Основными
представителями данной теории в этнологии являются Д. Белл, Г. Вулп, Н.
Глейзер, Д. Мойнихен. Среди российских исследователей похожих принципов
придерживаются М. Н. Губогло, Г. С. Денисова.
Приверженцы инструментализма не заботятся о том, являются ли рассматриваемые
ими явления реалистичными и могут ли они объяснить тот или иной феномен, в
отличие от приверженцев эмпиризма, которые считают, что теория непременно
должна давать объяснения наблюдаемому явлению.

7. В отечественной литературе

Исторически первым опытом научного
осмысления проблемы этноса и этничности в
российской науке стали работы
С.М.Широкогорова, написанные им в 20-х годах.
Однако из-за эмиграции автора они не получили
распространения в отечественной этнологии в
советское время. Даже в настоящее время
полное изложение его теории остается
неопубликованным и только в отдельных
работах встречаются фрагменты его идей.

8. Концепция Л. Н. Гумилева

Выдающийся русский ученый Л.Н.Гумилев рассматривает этнос как
биофизическую реальность, всегда облаченную в ту или иную
социальную оболочку. Для Гумилева этнос не социальная группа, так
как напрямую с производительными силами он не связан. Этнос не
раса, так как это не форма общежития, а биологическая
характеристика. Этнос не популяция (сумма особей, живущих в одном
ареале и беспорядочно скрещивающихся между собой). Этнос явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его
ландшафтом.
Объединение людей в этносы, по мнению Гумилева, происходит по
принципу комплиментарности.
При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассио-нарных
полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо
гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В
первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция,
плодотворные этнические контакты; во втором - нарушение ритма
одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и
при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников
такого контакта. Так Гумилев подводит объективную основу под
чувство комплиментарности - деления на «своих - чужих»,
являющегося важнейшей характеристикой этноса.

9. Концепция Ю. В. Бромлея

Другая концепция была разработана коллективом
ученых Института этнологии и антропологии во
главе с Ю.В.Бромлеем. Согласно взглядам авторов
этой концепции, человечество, будучи единым
целым в биологическом отношении, развиваясь по
общим социальным законам, вместе с тем
распадается на множество исторически
сложившихся общностей. Среди этих общностей
особое место занимают этносы, которые
представляют собой особую форму человеческой
групповой интеграции. От других общностей
этносы отличаются чрезвычайно устойчивыми
связями и отношениями, сохраняющимися при
различных формах социальной организации.

10. Концепция Ю. В. Бромлея

Рассматривая проблему «расово-этническую», Бромлей отмечает, что
расы человека характеризуются общими наследственными
физическими особенностями, связанными с единством происхождения
и определенной областью распространения. В этом плане центральным
тезисом Бромлея является тезис о «несовпадении расового и
этнического деления человечества»: «Совершенно неправомерно
положение о том, что расовое единство является обязательным
единством любой этнической общности, любого народа». Эта точка
зрения весьма значительно отличается от подхода западной
антропологии, согласно которому восприятие физических (внешних)
различий служит основанием для маркирования этнических границ.

11. Концепция этногенеза Л. Гумилева

Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев положил в ее основу в
качестве главного постулата тезис о природно-биологиче-ском
характере этноса, обусловленном тем, что он является составной частью
биоорганического мира планеты и возникает в определенных
географических и климатических условиях. Гумилев определяет этнос
как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он
ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи
составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам,
участвуя в тех процессах, которые протекают в ней. А это гигантские по
своим масштабам процессы, в значительной мере сформировавшие весь
современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим
затратам с величайшими геологическими процессами.

12. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие
поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа
космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена
человека, отвечающего за восприятие энергии организмом из внешнего мира.
Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет
было достоверно зафиксировано 9 пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за
последние два тысячелетия. процесс этногенеза Гумилев связывает с пассио-нарностью образованием внутри старого этноса или нескольких этносов некоторого количества
людей с повышенной тягой к действию. Это становится пусковым механизмом
этногенеза.
После этого этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл
жизни этноса продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по
внешней причине.
Этногенез по Гумилеву - процесс получения однократного запаса энергии после вспышки
космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока
последний не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природой, при котором
уровень пассионарности равен нулю.

13. Заключение

Представленные теории и концепции этноса и этничности
позволяют сделать вывод, что этнос и этничность - это
одновременно и рациональные, и иррациональные явления, со
всеми присущими им атрибутами. Только в совокупности всех
точек зрения и подходов можно составить представление об
этничности и этносе, более или менее приближенное к
реальности.

14. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила