Похожие презентации:
Философия экзистенциализма, XX век
1. Философия экзистенциализма
XX век2.
3.
• Экзистенциализм обращается к проблемекритических и кризисных ситуаций, в которые
зачастую попадает человек в период жестоких
исторических испытаний.
• Для него характерно радикальное
разочарование в истории, которое приводит к
истолкованию современного общества как
периода кризиса цивилизации, кризиса разума
и кризиса гуманности
4.
• Немецкие: философы М. Хайдеггер, К. Ясперс• Французские: философы и писатели Жан Поль
Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю,
• Русские: философы Л. Шестов, Н. Бердяев.
• испанские: Мигель де Унамуно, Ортега и Гассет
• религиозный экзистенциализм (К. Ясперс,
Габриэль Марсель)
атеистический (М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр,
Альбер Камю).
5.
• все философы делятся на две неравныегруппы:
• Представители одной группы утверждают, что у
человека есть какая-то заранее определенная
сущность, и человек в своей жизни (существовании)
следует тому, что эта сущность ему диктует.
• Такие философии называются
эссенциализмом: сущность человека в них
предшествует его существованию и определяет
существование.
• Можно сказать, что человек запрограммирован
изначально на какую-то жизнь, и поделать с этим
он ничего не может.
6.
• В философиях эссенциалистского типа учеловека нет никакого выбора. Он
запрограммирован. Его существование
определено его сущностью заранее.
• А потому человек не может нести никакой
ответственности за свои поступки.
• Он может заявить: « Ничего тут не поделать, уж
такова моя сущность».
7.
И лишь немногие философские учения не предусматриваютникакой человеческой сущности.
существование
человека предшествует его
сущности и определяет его
сущность.
Их создатели заявляют, что
Говоря проще, человек ни к чему не предопределен заранее - ни от
бога, ни от природы. Он сам выбирает свою жизнь и сам
«делает себя», определяя свою «сущность».
Здесь уже вся ответственность за собственную жизнь лежит на
человека: он станет таким, каким выберет себя.
8.
Противопоставлениесущности и
существования
человека.
• Вначале он
существует, а потом
формируется его
сущность («Человек
–проект самого
себя»).
• Проблема выбора.
Разум
Воля
Человек
Инстинкты
Долг
9.
10.
• жизнь по стандартам лишает человекаиндивидуальности, он живет не своей жизнью, он
отчужден и одинок в этом мире обыденности и
повседневности.
Человек должен вырваться из круга
повседневности и познать уникальность и
неповторимость своего существования.
– как раз и обозначает
собственное
, т. е.
существование, не определяемое ничем внешним,
только лишь его собственной индивидуальностью.
Главная тема экзистенциализма – переход от
«существования человека в мире» к подлинному
существованию, т. е. к экзистенции.
11. Пограничные ситуации
Человек неспособен расстаться с удобным ибеспечным способом существования как
«существование в мире», без сильнейшей
эмоциональной встряски.
Существует 3 пограничных ситуации – «случая»,
«борьбы и вины» и «смерти».
Переживание пограничной ситуации приводит
человека к осознанию смысла своей
экзистенции.
12.
13. Проблема выбора
14. Проблема свободы
• Сартр говорил – «Человек заброшен в свободу».• Свобода – это способность делать выбор, быть
самим собой и нести ответственность за
свой выбор.
• Так как свобода предполагает ответственность,
она является также и тяжелым бременем,
которое должен нести человек, потому что он
личность и обречён быть свободным – быть
самим собой.
• Отказ от свободы – означает отказ от своей
личности.
15. Проблема одиночества
Человек обречен на одиночество• Однако есть способы его преодоления –
• По К. Ясперсу - подлинное человеческое
общение, или коммуникация,
• По А. Камю - людей объединяют реальные
страдания и бунт против абсурдного мира.
• Преодолению одиночества способствует и
творчество (Н. Бердяев).
16.
• Экзистенциализмнельзя
рассматривать
как
философию бездействия, т. к. человек в этом мире
может сохранить сам себя, т. е. «силу в бессилии».
• Неслучайно Хайдеггер называет свою философию –
«философией горделивого отчаяния», а также будет
утверждать, что «человек в своем бытии невластный
Бог».
• Философию
экзистенциализма
также
называют
«героическим нигилизмом», т. к. ее представители
проповедуют не пассивную покорность судьбе, а
активное принятие всей ответственности за свою
судьбу.
17. «Решить стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии»
Основные работы:роман «Чума»,
повесть «Посторонний»,
«Миф о Сизифе»,
эссе об «Абсурде»
А. Камю
(1913-1960)
лауреат Нобелевской премии
Главные темы:
Отчужденность,
покинутость,
одиночество
личности
при
всей
видимости
её
включенности
в
социальные отношения.
Проблема
абсурда
человеческого
существования, выходом из которого
являются: самоубийство и «философское
самоубийство» (уход в мир иллюзий)
Абсурд необходимо изжить (миф об
утверждении самого себя)
Человек должен нести бремя жизни, не
смиряясь с ним
18.
• Что же делать, если абсурд непреодолим?• Ответ Камю парадоксален: единственное
средство в борьбе с абсурдом - признание его
данности.
• Один из знаменитых афоризмов Камю звучит
так: «Не ждите Страшного Суда - он происходит
ежедневно».
19.
• Каждый раз, когда мы сталкиваемся сбессмысленностью в нашей жизни, с тупостью, с
глупыми попытками реформировать все, мы не
должны, по мнению Камю, протестовать
против них, а принимать как данность.
Протест придает им значимости, надо жить
как бы « мимо них».
• Человек страдает только от того, что
представляет себе неабсурдный мир. Но такого
мира нет и быть не может.
20. «Человек заброшен в свободу» «Будьте реалистами - добивайтесь невозможного» «Жить как все – безответственно»
Основные работы:
«Бытие и ничто»,
«Экзистенциализм – это
гуманизм», «Мухи»,
«Тошнота»
Главные темы:
• Проблема свободы –
«Человек обречен быть
свободным»,
• «В мире нет знамений» в мире нет высшего смысла
и надежды.
• Человек обречен на
одиночество
Ж.П.Сартр
(1905-1980)
21.
• Повседневная жизнь человека, по Сартру,порабощает его. Человек чувствует себя
зависимым от ситуации, в которую он попал в
жизни в данный момент, от прошлого, от
собственного тела и состояния здоровья.
• Переживание своей жизни во власти профессии,
окружения, родственников и т.п. тяготит человека.
Когда это тягостность становится невыносимой,
наступает «тошнота».
• Привычный и, казалось бы, наполненный смыслом
мир вдруг за один миг превращается в мир
чуждый, бессмысленный. У человека вдруг словно
пелена спадает с глаз.
• Он « ничтожит» этот неподлинный мир.
22.
• « Человек есть место, где Ничто врываетсяв мир».
• Мечты, которыми живет человек, называются у
Сартра «проектами». Они вполне могут быть
несбыточными - но подлинное существование
человека - именно в таких «проектах»
23. Карл Ясперс (1883 – 1969)
Основные работы:«Смысл и назначение истории»,
«Вопрос о вине».
Ясперс ввел в философию понятие «пограничной ситуации» и
связанное с ней понятие раковины или футляра.
Человек в целях самосохранения живет в футляре, прячась от
кризисных ситуаций.
Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождает
страх, отчаяние и вина.
В работе «Вопрос о вине» - классифицировал типы вины –
уголовная, политическая, моральная и метафизическая.
Источником метафизической вины является само человеческое
бытие.
24.
.• К. Ясперс различает три способа, которыми
человека встречает сущее: мир, экзистенция и
трансценденция
• Первый, поверхностный уровень постижения
человека — это рассмотрение его жизни в мире.
Науки знают человека, но – поверхностно.
• Но человека можно рассмотреть и как экзистенцию
- как это делают художники, поэты и
экзистенциалисты.
• существует еще более глубокая инстанция,
наполняющая экзистенцию этим глубинным
смыслом — трансценденция
25.
• третий - самый последний, самый глубокий уровень в постижении человека.• Что такое трансценденция? Из самого термина
видно, что он призван обозначать нечто
запредельное, потустороннее, недоступное
непосредственно человеку.
• Трансценденция — это что-то, лежащее за
пределами мира и человеческого существования,
но придающее им ценность и смысл.
• Вся человеческая культура и история, природа, миф,
поэзия, философия — это лишь шифры
трансценденции, через которые она “сказывает
себя”.
26.
• Таким образом, речь идет не просто отеоретическом различении «существования
в мире» и «подлинного существования
внутри себя». Речь идет не о двух разных
взглядах на человека, а о двух разных
способах существования его самого.
• Наука, рассматривая человека “в мире”, не
просто прилагает к нему свой метод
мышления. Она, превратившись в
господствующую в обществе идеологию, давно
уже формирует человека в соответствии со
своими представлениями.
27.
• наукой за прошедшие четыре века уже сформированстандартный - человек.
• Введение «образовательных стандартов» только
раскрыло глаза на то, что существует уже давно образование стандартно, образование
производит стандартных людей.
• Человек жалуется, что ему не дают проявить
индивидуальность. Но у него нет и не было
индивидуальности ( все его индивидуальные
«креативы» настолько мелки, что их не стоит
принимать во внимание).
• Человек – стандартный - продукт стандартных
технологий. А с прогрессом глобализации
стандарты станут общепланетными - и процесс
завершится.
28.
• Ясперс говорит: «Мы никогда не постигнем, чтотакое Бог, душа, мир в целом и свобода. Наука тут
бессильна.
• Но человек не может жить, не отвечая на эти
вопросы. Он должен дать себе ответы на них потому что без этих ответов, пусть и ненаучных, он
впадет в тяжелый невроз. Человек заболеет, если
будет иметь все, но не будет знать, зачем он
живет.
• Таким образом, всегда должны быть вопросы
философии, но никогда не должно быть ответов
философии.
• « Философия как результат - ничто.
Философствование как процесс, как постоянное
человеческое занятие - это все».
29. Мартин Хайдеггер (1888 – 1976)
«Бытие и время»называют «Библией экзистенциализма»
Главные темы: конечность человеческого существования,
неподлинность человеческого существования в социуме.
В условиях социума человек становится неподлинным
существом.
Человек живет в мире «заботы» и это мешает ему
осознать подлинный смысл своего бытия.
30.
• По Хайдеггеру, домом Бытия выступает Язык.• Он оформляет мысль. Поэтому люди,
говорящие на разных языках, видят мир по
разному.
• Язык оказывает влияние не только на структуру
мышления, но посредством этой структуры и на
поведение, способ действия и результаты
деятельности . Различие языков определяет
различие культур и, возможно, до такой
степени, что между ними существует
труднопроходимая пропасть.