Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Учебные вопросы.
1. Феодальное государство и право в странах Востока.
2. Арабский Халифат.
Государственный строй.
Местное управление.
Суд.
Армия.
Упадок халифата.
274.32K
Категория: ИсторияИстория

Государства и право средневекового Востока

1. Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего
образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного
комитета Российской Федерации»
Тема № 7. «Государства и право
средневекового Востока»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов

2. Учебные вопросы.

1.Феодальное государство и право в
странах Востока.
2.Арабский Халифат.

3. 1. Феодальное государство и право в странах Востока.

Для Востока характерна размытость классовых
границ: основой общественной структуры была не
вассально-ленная иерархия, а иерархия
феодальных титулов и рангов. Во всех восточных
феодальных обществах в господствующий класс
входили непосредственные потребители рентыналога, представители военно-бюрократического
государственного аппарата. В наибольшей степени
господствующий класс совпадал с бюрократией в
Китае.

4.

В Китае сложилась своеобразная "восточная деспотия":
всесилье военно-бюрократического аппарата во главе с
императором, феодальная централизация, тотальный
полицейский контроль, широта экономических
функций государства, веками воспитывалось раболепие
и безусловное подчинение "сыну неба". Индия
характеризовалась значительной прочностью
общинной организации, относительной слабостью
контроля центрального военно-бюрократического
аппарата. В Японии в период позднего феодализма
сложились черты абсолютной монархии: своеобразная
автократическая форма относительно
централизованного государства.

5.

Типичными чертами восточных феодальных
государств являлись консерватизм, стабильность,
традиционность права и морали. Отсюда
убежденность людей в извечности, высшей
мудрости, завершенности правил общественного
поведения. Проявлением консерватизма была
тесная связь норм морали и права с религией:
индуизмом, исламом, конфуцианством.

6. 2. Арабский Халифат.

Арабский Халифат cложился в результате
объединения арабских племен, центром которых
был Аравийский полуостров.
Характерной чертой складывания государства у
арабов была религиозная окраска этого процесса:
тесная связь формирования государственности и
возникновения новой религии - ислама.

7.

Халиф Омар (634-644) завершил политическое
объединение Аравии. В VII-VIII вв. другие халифы
осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней
Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В
результате сложилась феодальная империя - Арабский
халифат с центром в Дамаске.
В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский
(сирийский), когда у власти находилась династия
Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский),
когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают
основные этапы государственности.

8.

Процесс феодализации арабского общества
начался после завоеваний первой половины VII вв.
Специфика арабского феодализма состояла в
многоукладности экономики: наряду с
феодализмом существовали патриархальнородовые и рабовладельческие отношения. Труд
рабов использовался в личных хозяйствах
феодалов и в государственном хозяйстве.

9.

Государственная собственность на землю
доминировала и считалась собственностью халифа.
Она была основой централизации государства. По мере
разложения общинного землевладения происходил
рост частной собственности на землю. В дамасский
период был распространен мульк, аналогичный
европейскому аллоду. В багдадский период развивается
форма условного держания икта - бенефициарные
владения, выделяемые феодалам за службу из
государственной земли. Икта выделялась пожизненно
или на время отправления должности с правом
взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта
превращается в наследственное держание типа лена.

10. Государственный строй.

В результате завоеваний VII в. происходит оформление
своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат
этого периода - относительно централизованное
теократическое государство. Во главе находился халиф
- преемник пророка. В его руках была сосредоточена
духовная (имамат) и светская (эмират) власть.
Первые халифы избирались мусульманской знатью, но
вскоре власть халифа стала наследственной,
передаваемой по завещательному распоряжению.
Юридически власть халифа была неограниченной, но
фактически он был вынужден считаться с интересами
феодальной верхушки и мусульманского духовенства.
Главный советник и высшее должностное лицо при
халифе - визирь.

11. Местное управление.

Первоначально местный чиновничий аппарат в
покоренных странах оставался нетронутым,
сохранялись и старые методы управления. По мере
упрочения центральной власти происходит
упорядочение местной администрации по персидскому
образцу. Территория халифата была разделена на
провинции под управлением военный наместников эмиров, которые были ответственны только перед
халифом и назначались им из числа приближенных. В
ведении эмиров были вооруженные силы, местный
административный, финансовый и полицейский
аппарат. У эмиров были помощники - наибы.

12. Суд.

Судебные функции в халифате были отделены от
административных. Местные власти не имели права
вмешиваться в решения судей.
Верховным судьей был халиф, но в целом отправление
правосудия являлось привилегией духовенства.
Высшая судебная власть на практике принадлежала
коллегии наиболее авторитетных богословов, которые
одновременно были и правоведами. От имени халифа
они назначали из представителей духовенства
нижестоящих судей (кади) и специальных
уполномоченных, которые контролировали
деятельность судей на местах.

13. Армия.

В основе формирования армии лежала исламская
доктрина о завоевании "неверных" путем
"священной войны". Принимать в ней участие
обязаны все совершеннолетние и свободные
мусульмане.

14. Упадок халифата.

Ослабление центральной власти сочеталось с
этнической и экономической разобщенностью
огромных территорий, усилением национальноосвободительной борьбы. В IX-XI вв. происходит
политический распад и падение халифата.
English     Русский Правила