Похожие презентации:
Язык как средство общения
1.
Федеральное государственное казенноеобразовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия
Следственного комитета Российской Федерации»
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
2.
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫКВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тема 1. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Вопросы:
1. Язык и мышление
2. Язык и речь
3. Вербальное и невербальное общение
4. Сущность и основные функции языка как
знаковой системы. Алфавит и азбука
5. Язык и культура. Основные функции языка
Ключевые понятия: мышление, язык, речь, монолог,
диалог, полилог, алфавит, азбука, функции языка.
3.
Вопрос № 1. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕСамая большая ценность народа это язык, язык, на котором он пишет,
говорит, думает. Думает! … Ведь это
значит, что вся сознательная жизнь
человека проходит через родной ему
язык.
Эмоции, ощущения - только
. окрашивают то, что мы думаем, или
подталкивают мысль в каком-то
отношении, но МЫСЛИ НАШИ ВСЕ
ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЯЗЫКОМ…
Дмитрий Сергеевич
Лихачев
(1906-1999)
4.
МЫШЛЕНИЕ — это процесс активногоопосредованного отражения действительности в
обобщённых образах, неразрывно связанный с
языком.
ЯЗЫК – система словесного выражения мысли.
ЯЗЫК — это система
знаков и способов
их соединения, он служит
орудием выражения мыслей,
чувств, волеизъявления
и является средством
общения.
5.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем своеместо в нем. Люди, получая и перерабатывая
информацию о предметах или явлениях, оперируют с
помощью языка уже не ими, а их знаками,
обозначениями понятий.
Еще древние греки
использовали слово «logos»
для обозначения слова, речи,
разговорного языка и
одновременно для
обозначения разума, мысли.
Разделять понятия стали
значительно позднее.
6.
Виды мышленияВербальное
(«понятийное»)
Невербальное
(«техническое»,
«инженерное»,
«творческое»)
7.
ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕОперирует понятиями,
закрепленными в словах,
суждениями,
умозаключениями,
анализирует и обобщает,
строит гипотезы и теории.
Протекает в формах,
установившихся в языке,
т. е. осуществляется в
процессах внутренней или
(при «размышлении вслух»)
внешней речи.
8.
НЕВЕРБАЛЬНОЕМЫШЛЕНИЕ
Осуществляется
с помощью наглядночувственных образов,
возникающих в результате
восприятия впечатлений
действительности и затем
сохраняемых памятью и
воссоздаваемых
воображением.
9.
Существуют три точки зрения о природе икачестве этой связи языка и мышления:
•Механизм мышления тесно связан с языком и без
языка не может быть мышления.
(В. Гумбольт, А. Шлейхер);
•Мышление может быть как вербальным, так и
невербальным (наглядно-образным).
(Ф. Гальтон, Н. Винер, А. Эйнштейн);
•Механизм мышления не связан с вербальным
кодом и осуществляется независимо от языка.
(Л. C. Выготский).
10.
ВИЛЬГЕЛЬМ ГУМБОЛЬДТ,великий
немецкий
лингвист,
основоположник
общего
языкознания как науки, считал
язык формирующим органом
мысли. Он отождествлял язык со
всем духовным миром человека и
рассматривал язык и мышление
в качестве одного и того же
явления.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
И
ЯЗЫКА
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО.
Вильгельм Гумбольдт
(1767-1835)
Развивая этот тезис, он
говорил, что «язык народа – его
дух, дух народа – это его язык».
11.
Август Шлейхер(1821-1868)
Известный немецкий лингвист Август Шлейхер
считал, что МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК СТОЛЬ ЖЕ
ТОЖДЕСТВЕННЫ, КАК СОДЕРЖАНИЕ И
ФОРМА.
12.
Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, ФренсисГальтон и другие ученые признаются, что
используют в процессе мышления не слова или
математические знаки, а расплывчатые образы,
используют игру ассоциаций и только затем
воплощают результат в слова.
13.
Сторонники данной теорииутверждают, что мышление и речь это два ПАРАЛЛЕЛЬНО
ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССА,
развитие которых осуществляется
неравномерно.
Лев Семенович Выготский
(1896-1934)
Отрицая отсутствие полного тождества между языком и
мыслью, Л.С. Выготский был убежден, что это зависимые друг
от друга явления. Ученый писал, что речь и мышление – это
ДВА ВЗАИМОПРОНИКАЮЩИХ ЯВЛЕНИЯ деятельности
человеческого мозга и образно сравнивал эти процессы с
«облаком мысли, проливающимся дождем слов».
14.
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ НЕ СОСТАВЛЯЮТТОЖДЕСТВА:
это разные, хотя
и взаимосвязанные явления,
их области ПЕРЕСЕКАЮТСЯ,
но НЕ СОВПАДАЮТ ПОЛНОСТЬЮ.
15.
ЯЗЫКМЫШЛЕНИЕ
Сущность
явления
Материален.
Его единицы имеют
материальное выражение,
звуковую оболочку и
воспринимаются органами
чувств, на слух
(все его единицы
облечены в звуки и знаки).
Идеально.
Мысли не имеют
материального
воплощения (не имеет
свойств материи:
массы, протяженности,
плотности).
Функции
Обслуживает
познавательную
деятельность,
помогая оформить
мысли и закрепить
знания, передать их .
Отражает
действительность.
Целью мышления
является
получение новых
знаний, их
систематизация .
16.
Законыпостроения
единиц
Языковые
законы носят
индивидуаль
ный
характер.
Законы
мышления,
наоборот, носят
всеобщий,
общечеловеческ
ий характер.
Логический строй
мысли одинаков у
всех людей,
независимо от того,
с помощью какого
языка они
формируют и
выражают свои
мысли.
Основные
единицы
Слово и
предложение
Понятие и
суждение
17.
ВАЖНО: Речь без мысли - пуста, мысль безречи - нема, а, следовательно, не понята.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Было бы ошибкой отождествлять
мышление и речь, ибо мыслить не
значит говорить, а говорить не всегда
значит мыслить, хотя РЕЧЬ была и
остается ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ И
СПОСОБОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЫШЛЕНИЯ.
18.
Вопрос 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ.
Сам термин «язык» обычно употребляется в двух
значениях:
1) язык как абстрактное представление о едином
человеческом языке – определенном классе знаковых систем;
2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая
система, используемая для общения в определенном социуме в
определенное время.
19.
ЯЗЫК– социально обработанная,
исторически изменчивая
знаковая система,
служащая основным
средством общения и
представленная разными
формами существования,
каждая из которых имеет,
по крайней мере, одну из
двух форм реализации –
устную и письменную.
20.
Термин «роднойязык» не значит
«врожденный»,
а значит
«усвоенный в
раннем детстве».
21.
В сознание каждого человека язык проникает,безусловно, «извне», проникает потому, что этим
языком пользуются другие люди, окружающие.
О подлинном существовании языка
можно говорить лишь постольку,
поскольку им пользуются. Язык
существует как живой язык, потому
что он функционирует в речи, в
высказываниях, в речевых актах.
22.
Фердинанд де Соссюр(1857—1913)
Разграничение понятий
«язык» и «речь» впервые
в четкой форме было
выдвинуто и обосновано
швейцарским лингвистом
ФЕРДИНАНДОМ ДЕ
СОССЮРОМ
- крупнейшим теоретиком
в области общего
языковедения и одним из
зачинателей современного
этапа в развитии
языкознания.
23.
Основные положения учения Ф. де Соссюра• Язык – это важнейшее средство человеческого
общения.
Язык одновременно достояние
коллектива и предмет истории.
•Речевой акт – это индивидуальное и каждый
раз новое употребление языка как средства
общения различных индивидов.
•Речь – это форма существования языка, его
воплощение, реализация.
24.
Речевой акт может быть не только услышан,но и записан.
РЕЧЕВОЙ АКТ
УСТНЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ
= говорение + слуховое
восприятие + понимание
услышанного.
Речевой
акт
деятельности.
есть
ПИСЬМЕННЫЙ РЕЧЕВОЙ
АКТ
= написание + чтение +
понимание написанного
проявление
речевой
25.
В России понятия «язык» и«речь» разрабатывались
многими учеными, в частности
академиком
Л.В. Щербой и его учениками.
В работе «О трояком аспекте
языковых явлений и об
эксперименте в языкознании»
РАЗГРАНИЧИЛ языковой
материал, ЯЗЫКОВУЮ
СИСТЕМУ И РЕЧЕВУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, развив тем
самым идею Ф. де Соссюра о
разграничении языка
и речи.
Лев Владимирович
Щерба
(1880—1944)
26.
РЕЧЬ – это форма существования языка, еговоплощение, реализация.
Речь – это сам процесс общения; она
индивидуальна для каждого носителя языка. Это
явление переменное в зависимости от говорящего
лица.
ЯЗЫК присущ любому
человеку,
а РЕЧЬ - конкретному
человеку.
27.
Основные различия между языком и речьюЯЗЫК
РЕЧЬ
Слово в языке многозначно, Слово в речи – однозначно, оно
оно может обладать тем или привязано к контексту своего
иным значением
предложения, к ситуации, в
которой произнесено
Язык
социален
–
он
принадлежит определенному
народу. Язык не зависит от
отдельного человека
ЯЗЫК – ЭТО ТО, ЧТО
ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ
Речь является исключительно
продуктом
говорения
индивидуума.
Коллективная
речь не возможна.
РЕЧЬ – ЭТО ТО, ЧТО
ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ
УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ О ЗНАНИИ ЯЗЫКА
И НАВЫКАХ РЕЧИ.
28.
Вопрос 3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ.
ЗНАК представляет собой заменитель предмета в
целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в
сознании собеседника образ предмета или понятия.
СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАКАМИ ПРЕДМЕТОВ И
ПОНЯТИЙ – это самые многочисленные и главные
знаки в языке.
ЗНАЧЕНИЕ – это содержание языкового знака,
образующееся вследствие отображения внеязыковой
действительности в сознании людей.
29.
Знаки, входящие в состав языков как средствкоммуникации, в обществе называются
ЗНАКАМИ ОБЩЕНИЯ.
Знаки
ЕСТЕСТВЕННЫХ
языков
звуковые знаки
(ЗВУКИ)
Знаки
ИСКУССТВЕННЫХ
языковых систем
знаки
письма
(БУКВЫ)
СИМВОЛЫ
ЯЗЫК – ЭТО СИСТЕМА ЗНАКОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ
ПОНЯТИЯ
30.
Язык – это система знаков, выражающих понятия.31.
ЯЗЫК ВЕЕРА32.
ЗавтраЯ тебя люблю
Я не могу
33.
ДаВсе кончено
Я одна
Напиши мне
34.
СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА, ПРИНЯТАЯ НА ФЛОТЕ35.
ЗНАКИ ЗОДИАКА36.
Вопрос 4. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕВ
процессе человеческого общения
обмен информацией осуществляется его
участниками сознательно, преднамеренно и
целенаправленно.
Компонентами общения
являются:
1) его участники;
2) предмет общения
3) средства общения
(словесные и несловесные).
37.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ –
это общение словесное,
т.е. на одном из естественных
национальных языков.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ
ОБЩЕНИЕ – это общение
несловесное, в котором
системой знаков служит: в
устной речи – образы
(художественные, графические,
скульптурные), поведенческая
атрибутика (сочетание позы,
жестов, мимики, и т.п.,
а в письменной –
расположение текста,
формулы, схемы, таблицы,
графики и т. д.
38.
«Укротители коней» перед королевскимдворцом в Неаполе.
Пётр Карлович Клодт
(Клодт фон Юргенсбург)
(1805—1867)
Берлин. Клейст-парк.
39.
СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ40.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – устнаяраспространенный способ коммуникации.
речь
–
самый
УСТНАЯ РЕЧЬ – это любая звучащая речь,
функционирующая в сфере непосредственного общения.
Выделяют следующие функциональные разновидности
устной речи:
– устную научную речь,
– устную публицистическую речь,
– виды устной речи в сфере официально-делового общения,
– художественную речь и разговорную речь.
Разговорная речь оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я»,
личностного начала в речи. Поэтому в устной речи
используются эмоционально и экспрессивно сравнительные
конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже
просторечные элементы.
41.
ПИСЬМО – созданная людьми вспомогательная знаковаясистема, которая используется для фиксации звукового языка
и речи.
Графика – (от греч. graphikos – письменный) совокупность
знаков, используемых в данной системе письма.
Письмо служит средством коммуникации между
людьми в тех случаях, когда непосредственное общение
невозможно, когда они разделены пространством и временем.
Основное свойство письменной
речи – способность к длительному
хранению информации.
Основной единицей
письменной речи является
предложение.
42.
Устная речьПередается звуками
Письменная речь
Передается графическими знаками - буквами
Возникла исторически изначально
Обращение к собеседнику непосредственно
Возникла на базе устной речи
Обращение к отсутствующему адресату
Реакция собеседника происходит сразу после Реакция собеседника отложена. Она может
или даже в момент произнесения
быть отнесена от времени написания на
тысячелетия
Собеседник может вмешаться, перебить, Собеседник не может повлиять на
повлиять на ход устной речи.
развертывание письменной речи
Производится раз и навсегда, изменения Возможно редактирование и даже полная
внести
невозможно,
можно
только замена высказывания
повторить с изменениями
Поддается улучшению навык, но
произнесенная речь
Базовым навыкам человек учится сам
не Поддается улучшению и навык, и уже
написанная речь
Базовым навыкам человека учат специально
Следует
естественным
правилам
обеспечивающим понимание
Сопровождается интонацией, мимикой,
жестами
Изначально мимолетна, существует в
момент произнесения
Подчиняется целому кодексу специально
созданных правил
Сопровождается
графическим
сопровождением текста
Способна существовать сколь угодно долго
– зависит от материала на котором
записана.
43.
Кроме устной и письменной, различаются монологическая идиалогическая формы речи.
МОНОЛОГ (от греч. monos
– один и lоgоs – слово, речь) –
это развернутая форма речи,
осуществляемая
одним
говорящим (пишущим).
ДИАЛОГ (от греч. dialogos –
разговор, беседа) – это форма речи,
протекающая между двумя
собеседниками, которая представляет
собой обмен репликамивысказываниями и зависит, как
правило, от речевой ситуации.
Во-первых,
монологическая речь
Во-вторых, монолог – это
представляет собой процесс
речь наедине с самим собой.
целенаправленного
Монолог не направлен
сообщения, сознательного
непосредственному слушателю и
обращения к слушателю и
соответственно не рассчитан на
характерна для устной формы
ответную реакцию собеседника.
книжной речи: устная научная
речь, судебная речь, устная
Разговор нескольких лиц
публичная речь.
называется ПОЛИЛОГОМ.
44.
ПОЛИЛОГ (от греч. poly – много, logos – речь) - формаречи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких
говорящих и непосредственной связью высказывания с
ситуацией.
ПОЛИЛОГ - это групповое общение (беседа, собрание,
дискуссия, диспут, игра и т. п.). Участники полилога должны
видеть и слышать друг друга.
ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ПОЛИЛОГЕ
КАЖДЫЙ УЧАСТНИК:
говорит коротко и убедительно;
внимательно слушает, следит за ходом обсуждения;
задает вопросы, уточняет мысль у разных
собеседников;
дружелюбен, корректен.
45.
Вопрос № 4. АЛФАВИТ И АЗБУКААлфавит, которым
мы сейчас пользуемся,
называется
КИРИЛЛИЦЕЙ.
Создание нашего
алфавита связано с
именами двух
замечательных людей –
братьев
Кирилла и Мефодия
(827-869)
46.
47.
48.
Реформа Петра I былареформой
графики: не затрагивала вопросов
орфографии, синтаксиса, лексикии т.п.
они не проникают в саму суть языка: его
ПетрI
упрощает
правописание,
избавляясь от греческих букв пси, кси и
омеги.
Эти буквы не обозначали в русском
языке никаких звуков и их потеря язык
нисколько не обедняла.
Царь попытался избавиться еще от ряда букв русского
алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал
надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы
пришлось вернуть.
49.
50.
АЛФАВИТНАЯ РЕФОРМА облегчала жизнь не толькошкольникам петровской поры (букв-то приходилось учить
меньше), но и типографиям, которым не надо было больше
печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
М.В. Ломоносов об этом
отозвался так:
«При Петре Великом не одни
бояре и боярыни,
но и буквы сбросили с себя
широкие шубы и нарядились в
летние одежды».
При Петре I был выработан новый
(1708-1710), гражданский шрифт, с более простым рисунком
букв, более ясный и разборчивый.
51.
АЛФАВИТ52.
АЛФАВИ́Т (от греч. alpha и beta - названий первых двух букв греч. азбуки).1. Принятый порядок расположения букв в азбуке.
Например: Расставить книги по алфавиту авторов.
2. Перечень слов или имен, расположенных по порядку
букв, принятых в азбуке; алфавитный указатель.
Например: Книге приложен алфавит собственных имен.
А́ЗБУКА (от
старинных названий первых двух букв “аз” и “буки”).
1. Совокупность букв, принятых в данной письменности,
располагаемых в установленном порядке, буквенный
алфавит.
Например: Русская азбука.
2. То же, что БУКВАРЬ (устар.).
3. перен. Основные, простейшие
начала какой-н. науки, дела. А. науки.
Например: Азбука Морзе телеграфный код, в котором каждый
знак представлен комбинацией точек и тире.
Нотная азбука система нотных знаков.
53.
54.
55.
АлександрНиколаевич Бенуа
(1870-1960)
- русский художник,
историк искусства
«Азбука»
(1904 г.)
– это целый мир,
будоражащий фантазии
и ожидающий
волшебного
превращения.
56.
Николай Леонтьевич Бенуа(1813-1898)
Камилла Альбертовне Кавос
(1828 – 1891)
Николая Леонтьевича Бенуа - родоначальник художественной династии
Бенуа. окончил петербургскую немецкую школу святого Петра — Петришуле. В 18271836 годах он учился в Академии Художеств у В. А. Глинки и Х. Ф. Майера. После
окончания работал помощником архитектора Константина Андреевича Тона.
Долго жил в Италии. После возвращения в Россию, был принят на службу в
Кабинет Его Императорского Величества. В 1848 году Бенуа получил звание
академика.
57.
В середине XIX века рядом слетним императорским дворцом были
построены два Фрейлинских корпуса
по проекту архитектора Н.Л. Бенуа.
В 1850 году назначен главным
архитектором Петергофа.
В 1863-1873 годах был главным
архитектором
императорских
театров, а в 1880-1893 годах –
председателем
Петербургского
общества архитекторов.
В 1903 году, по воспоминаниям А.Н. Бенуа, это был
очаровательный «карапузик Коля», который тянулся к
старшим сестрам и нередко «присаживался к ним,
стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в
нескольких любимых книжках, среди коих почётное
место занимал сборник сказок в зелёном с золотом
переплёте».
Николай Александрович Бенуа (1901—1988), был
директором постановочной части театра Ла Скала.
58.
Однажды, размышляя одетских книгах, А.Н. Бенуа
сказал, что хотел бы выразить
в них
«непосредственное
увлечение, веселье,
настоящие, непридуманные
чувства, солнце, лес, цветы,
мечты о далёком и опасном,
мужественный, героический
дух, стремление к подвигу,
красивую гордость».
«Азбука
в
картинах»
Александра Николаевича Бенуа
– первая книга, в которой
художник выступил как автор,
создатель замысла, иллюстратор и
оформитель в одном лице.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Читательскаяреакция
на
появление
«Азбуки»
была
неоднозначной: некоторые критики
обвинили книгу в манерности, а
Мстислав Добужинский назвал её
«чудесной» и писал и о том, что его
дети с наслаждением разглядывают
«Азбуку» Бенуа.
В
библиотеке
детей
императора
Николая
II
имелись экземпляры этой
великолепной книжки.
«Азбука в картинах»
достойно
выдержала
проверку временем.
76.
Некоторые персонажи «Азбуки» Бенуа впоследствии взошли нанастоящую театральную сцену. Так, открывающий и закрывающий
книжку Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка»,
декорации и костюмы к которому разработал сам основатель «Мира
искусства». Этот балет впервые увидел свет в 1911 году во время
знаменитых «Русских сезонов» в Париже.
Стравинский Игорь
Федорович
(1882-1971)
Композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945) озвучил
азбучные сюжеты своего друга - «14 эскизов для фортепьяно к «Азбуке»
Александра Бенуа».
77.
78.
Вацлав Нижинского (1889—1950). Современникиназывали
«Бог
танца»,
«восьмое
чудо
света», «царь воздуха» . Он один из тех, кто принес
мировую славу русскому балету. Его танец, как и жизнь,
были мистическими, яркими.
Огюст Роден говорил, что Нижинский «один из тех
немногих, кто мог выразить в танце все волнения
человеческой души».
В. Нежинский в роли Петрушки из балета
И. Ф. Стравинского
«Петрушка».
79.
За несколько лет до смерти А.Н. БенуаИ́горь Эммануи́лович пишет своему другу И.Э. Грабарю, в Россию:
Граба́рь
« И как хотелось бы быть там, где у меня
(1871—1960)
открылись глаза на красоту жизни и природу, где
Русский советский
я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все
живописец, реставратор,
вспоминаются какие - то кусочки самого
искусствовед, педагог,
скромного, но столь милого пейзажа».
профессор
80.
Вопрос 5. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОСНОВНЫЕФУНКЦИИ ЯЗЫКА
КУЛЬТУРА
почитание).
(лат. cultura — возделывание, воспитание,
ЯЗЫК – это система фонетических, лексических,
грамматических единиц, являющаяся
людей, выражения мыслей и чувств.
КОММУНИКАЦИЯ
communicatio 'общение')
обмен информацией.
средством
(от
лат.
– общение,
общения
81.
Основными функциями языка являются:Коммуникативная
– функция общения;
Когнитивная (мыслеформирующая) – функция воплощения
и выражения мысли;
Аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о
действительности, традициях, культуре, истории народа;
Номинативная – функция называния новых понятий и
явлений;
Экспрессивная
–
функция не только сообщает
информацию, но и выражает отношение говорящего к
содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения,
т. е. язык выражает не только мысли, но и эмоции человека;
Эстетическая – функция заключается в установке
на то, чтобы сообщение своей формой в единстве
с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.
82.
Д. С. ЛИХАЧЕВ (1989)ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
… без культуры в обществе нет и
нравственности.
Без
элементарной
нравственности не действуют социальные
и экономические законы, не выполняются
указы
и
не
может
существовать
современная наука, ибо трудно, например,
проверить
эксперименты,
стоящие
миллионы,
огромные проекты «строек века» и так далее. <...>
Низкая
культура
нашей
страны
отрицательно
сказывается
на
нашей
общественной
жизни,
государственной работе, на наших межнациональных
отношениях, так как национальная вражда одной из причин
имеет низкую культуру. ЛЮДИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ
ВРАЖДЕБНЫ К ЧУЖОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, К
ЧУЖОМУ МНЕНИЮ И НЕ АГРЕССИВНЫ. <...>
83.
О крайне низком состоянии культуры в нашей странесвидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и
истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить.
Во-вторых, это состояние библиотек и архивов <...>.
В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую
очередь - среднего и начального, когда закладывается культура
человека.
<...> Должна быть долгосрочная
программа развития культуры в нашей
стране… (появилась в 2002 г.) Только
тогда у нас не будет национальных
споров, свидетельствующих о низкой
культуре, зато будет нормальная
экономическая
жизнь,
понизится
преступность. Возрастет, в частности, и
порядочность общественных деятелей
<...>.
84.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы
Целями
госпрограммы
являются
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПОТЕНЦИАЛА
РОССИЙСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
КАК
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА, а также развитие туризма.
Достижение указанных целей предполагается путём
.
решения
следующих задач:
– сохранение культурного и исторического
наследия народа, обеспечение доступа граждан к
культурным ценностям и участию в культурной
жизни, реализация творческого потенциала нации;
– повышение качества и доступности услуг в сфере
внутреннего и международного туризма;
– создание благоприятных условий устойчивого развития
сферы культуры и туризма.
85.
Президент Владимир Владимирович Путин объявилрусский язык и культуру элементами национальной
безопасности и идентичности России:
«СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ –
ЭТО ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СОХРАНЕНИЯ
СВОЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»
86.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ1. УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО
Инициатива, криминальный, аккомпанемент,
инкриминировать, криминогенный, аккредитация,
интеллект, легализация, алименты, интеллигент,
авторитарный, адаптация, альтруист, юрисдикция,
эфемерный, чартер, эксгумация, пиетет, одиозный.
В СЛОВАРЕ ДАТЬ ТОЛКОВАНИЕ КАЖДОГО
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА,
ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
СЛОВА В РЕЧИ.
87.
2. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ (письменный опрос)
1. Язык и мышление. Виды мышления.
2. Прокомментируйте три точки зрения о природе и
качестве связи языка и мышления.
3. Сравните понятия «язык» и «речь».
4. Что представляет собой речевая деятельность?
5. Вербальное и невербальное общение.
6. Какая форма речи называется диалогом?
7. Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы
монологической речи.
8. Как вы понимаете полилог?
9. Основные функции языка.
10. Алфавит и азбука.