Похожие презентации:
Дружинин Александр Васильевич (1824–1864)
1. Дружинин Александр Васильевич (1824–1864)
2. Биография
Дворянского происхождения. Получил домашнее образование, учился в Пажескомкорпусе (1841—1843). Служил в лейб-гвардии Финляндском полку и сблизился с
сослуживцем П. А. Федотовым, впоследствии известным художником. Дружинин
заведовал полковой библиотекой и много читал. По слабому здоровью и желанию
посвятить себя литературе в январе 1846 вышел в отставку в чине подпоручика и в
феврале поступил в канцелярию Военного министерства. С 1847публиковал в журнале
(«Современник» свои рассказы, повести, романы, позднее также очерки текущей
периодики и литературно-критические статьи. В ноябре 1849 был выведен за штат без
жалованья; с января1851 в отставке (коллежский асессор).
В редакционном кружке «Современника» с конца 1840-х по конец 1850-хгодов Дружинин
был близок с Д. В. Григоровичем, И. С. Тургеневым и в особенности
с П. В. Анненковым и В. П. Боткиным, с которыми его сближали не только литературноэстетические предпочтения, но и житейские развлечения. Под заметным влиянием
Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856—1858 находился Л. Н. Толстой.
С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Современника», был близок к кругу
журнала О. И. Сенковского «Библиотека для чтения». В 1856 Дружинин по приглашению
издателя «Библиотеки для чтения» В. П. Печаткина возглавил журнал. В 1860 Дружинин
передал редактирование А. Ф. Писемскому, который уже был к тому времени его
соредактором. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский
вестник» и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В «Журнале
садоводства» поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии»
(1856, т. 2). В журнале «Век» в 1861 был соредактором П. И. Вейнберга.
В ноябре 1856 на обеде у графа Г. А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать
по образцу английскогоLiterary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал
статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для
пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» («Библиотека для
чтения», 1857, т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина
в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным
просуществовало около 60 лет.
Умер от чахотки. Похоронен на Смоленском православном кладбище в СанктПетербурге, рядом с матерью и отцом. Смерть и похороны прошли почти не
замеченными; заслуги Дружинина перед русской литературой
отметили Н. А. Некрасов в некрологе («Современник», 1864, № 1) и И. С. Тургенев в
поминальной речи («Русский инвалид», 1864, 18 февраля).
3. Литературная деятельность
«Современник»Дебютировал в печати повестью «Полинька Сакс» («Современник»; 1847, № 12).
Повесть обратила на себя доброжелательное внимание публики и критики. Она
воспринималась как произведение «натуральной школы», написанное в духе жоржсандизма. В описании женской любви оказался предшественником И. С. Тургенева.
Образ энергичного деятеля-практика Константина Сакса предвосхищает образы
Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» и Калиновича из романа «Тысячи
душ» А. Ф. Писемского. Главные темы следующего произведения «Рассказ Алексея
Дмитрича» («Современник», 1848, № 2) — судьба «лишнего человека», семейный
гнёт, гибельное самопожертвование героини. Повесть «Лола Монтес», как и весь
«Иллюстрированный альманах»Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург, 1848), была
запрещена цензурой.
По инициативе Дружинина в «Современнике» появились ежемесячные лёгкие очерки
текущей периодики. С января1849 начались регулярные публикации его «Писем
иногороднего подписчика в редакцию „Современника“ о русской журналистике» (с
перерывами до апреля 1854). Вскоре в «Современнике» были введены аналогичные
обзоры зарубежной литературы: «О современной критике во Франции» (1850, № 10—
12), «Письма иногороднего подписчика об английской литератур и журналистике»
4.
«Библиотека для чтения»В «Библиотеке для чтения» Дружинин с начала 1850-х годов публиковал свои
художественные произведения (повесть «Петергофский фонтан», 1850, т. 104,
рассказы), а также очерки и рецензии. В 1852—1853 в «Библиотеке для чтения»
печатались его «Письма иногороднего подписчика о русской журналистике».
Приглашение возглавить журнал, полученное от издателя В. П. Печаткина, совпало
с приходом в «Современник» в 1856 Н. Г. Чернышевского, который вызывал
неприязнь Дружинина как литератор и человек чуждого идейно-психологического
склада. Во главе «Библиотеки для чтения» Дружинин вёл борьбу с революционнодемократической критикой и пропагандировал теорию «чистого искусства».
Дружинин привлёк к участию в
журнале А. Н. Островского, Д. В. Григоровича, И. С. Тургенева, С. В. Максимова,
печатал стихотворения Н. А. Некрасова, А. А. Фета, Л. А. Мея, Н. Ф. Щербины. Тем
не менее журнал под его редакцией большим успехом не пользовался.
В 1858 В. П. Печаткин пригласил А. Ф. Писемского стать соредактором Дружинина.
В конце 1860 Дружинин оставил «Библиотеку для чтения».
Поздние годы
С 1861 Дружинин прекратил писать о русской литературе. Он
регулярно печатал фельетоны и очерки, а также обзоры современной
английской литературы и публицистики в «Русском вестнике»,
«Веке», «Санкт-Петербургских ведомостях». Продолжал писать
художественные произведения. Однако заметными событиями его
поздние повести «Легенда о кислых водах» («Современник», 1855,
№ 3, 4), «Обручённые» («Библиотека для чтения», 1857, т. 145, 146),
роман «Прошлое лето в деревне» («Русский вестник», 1862, № 2, 3,
5—9) не стали.
5. Литературно-критическая деятельность
Эстетические взгляды Дружинина сформулированы в статьях «А. С. Пушкин ипоследнее издание его сочинений» (1855, т. 130) и «Критика Гоголевского периода
русской литературы и наши к ней отношения» (1856, т. 140). Последняя направлена
против «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского.
В статьях противопоставляются Пушкин как идеально «гармоничный и светлый
писатель», «свободное», «аристократическое» искусство, а также критика,
ориентированная на вечные ценности, с одной стороны, и гоголевская школа в
литературе, выпячивающая грязные и темные стороны жизни, и связанная с этой
школой «дидактическая» критика (от В. Г. Белинского до Чернышевского),
подчиняющая литературу злободневным внешним социальным целям и
агитирующая за «отрицательное направление».
Эти идеи развивались в статьях «Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского»
(1857, т. 141), «Повести и рассказы И. С. Тургенева» (1857, т. 141—143), в
рецензиях на повести Л. Н. Толстого (1856, т. 139, 140) и других. Вместе с тем
Дружинин за знание быта и жизненную правду высоко оценивал произведения
Толстого, Писемского,М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мастерство анализа лирической
поэзии воплотилось в статьях «Стихотворения А. А. Фета» (1856, т. 137) и
«Стихотворения А. Н. Майкова» (1859, т. 153). В рецензии на роман
И. А. Гончарова «Обломов» (1859, т. 158) Дружинин, полемизируя
с Н. А. Добролюбовым, подчеркивал нравственную чистоту Обломова и ставил его
выше Ольги и Штольца. Рецензируя сочинения Белинского (1860, т. 159) Дружинин
высоко оценил его значение для русской литературы и критики.
Дружинина считают первым русским критиком и литературоведом, который широко
освещал историю и современное состояние английской, французской, отчасти
американской литератур. В литературно-критических статьях не использовал
традиционного пересказа сюжетов и подробное рассмотрение образов. Основное
внимание уделял идейно-эстетическому ядру и нравственным аспектам
произведений. Критическим статьям Дружинина свойственны аргументированные
теоретические вступления и выводы.