Анализ повести А. И. Куприна «Поединок»
История создания Служба в армии
Работа над повестью
Потеря XIV-ой главы Финал "Поединка"
Первая публикация
Тема и идея
Композиция
Система персонажей
Авторская позиция
Актуальность
Значение в творчестве писателя
1.79M
Категория: ЛитератураЛитература

Анализ повести А. И. Куприна «Поединок»

1. Анализ повести А. И. Куприна «Поединок»

2. История создания Служба в армии

Как известно, выдающийся
писатель А. Куприн служил в
армии и был хорошо знаком с
военной средой, ее
проблемами и трудностями.
Служба в армии оставила в
Куприне сильные
впечатления, которые дали
ему богатый материал для
произведений, в том числе
для повести "Поединок".

3. Работа над повестью

Первые наброски повести "Поединок" были
сделаны Куприным в 1902 г. Весной 1903 г. в
Мисхоре Куприн набросал отдельные главы, но
уничтожил рукопись, которая не удовлетворила
его. Весной 1904 г. Куприн вплотную приступил к
работе над "Поединком" и летом продолжал
активно трудиться. Произведение писалось в
обстановке русско-японской войны, когда тема
военой службы имела особую актуальность.

4. Потеря XIV-ой главы Финал "Поединка"

Потеря XIV-ой главы
Финал "Поединка"
С XIV главой случилась неприятность: в числе других
рукопись главы забрали жандармы во время обыска у
Куприна. Писателю пришлось восстанавливать главу
по памяти.
Чтобы успеть сдать повесть в печать, Куприн был
вынужден отказаться от детального изображения
дуэли, поэтому повесть заканчивается кратким
рапортом о поединке Ромашова и Николаева. Образец
рапорта о дуэли Куприн взял в Дуэльном кодексе,
когда остальные главы повести уже были
напечатаны.

5. Первая публикация

Изначально повесть
"Поединок" предназначалась
для журнала «Мир божий», но
потом автор решил печатать
ее в сборнике "Знания",
посвященном памяти А. П.
Чехова. Повесть "Поединок"
была впервые напечатана в
мае 1905 г. в "Сборнике
товарищества «Знание» за
1905 год" в книге VI с
посвящением Максиму
Горькому "с чувством
истинной дружбы и глубокого
уважения".

6. Тема и идея

Писатель в своей повести параллельно развил
три тематические линии: это жизнь солдат,
офицерская среда и личные отношения.
Основная идея повести выражена мыслями
главного героя произведения Юрия Ромашова:
“Каким образом может существовать сословие,
которое в мирное время, не принося ни одной
крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо,
одевается в чужие одежды, живет в чужих домах,
а в военное время - идёт бессмысленно убивать и
калечить таких же людей, как они сами? ”

7. Композиция

Композиция повести строится на сочетании
нескольких сюжетных линий, каждая из которых
представляет отличный от других тип любовных
отношений. На переднем плане обычные семейные
пары с обычными представлениями о любви. В
центре - любовь и смерть чиновника, которая
обнажила рутину текущей жизни и мелочность ее
любви. Персонажи отличаются топкой
психологической отделкой, продуманы детали
интерьера, сюжетные линии. В письмах друзьям
автор признавался, как трудно писалась эта
своеобразная вариация на вторую сонату Бетховена.

8. Система персонажей

Полковник Шульгович, капитан
Слива, капитан Осадчий — люди
разные, но все они — ретрограды
армейского воспитания и обучения.
Молодых офицеров, кроме
Ромашова, представляют Веткин,
Бобетинский, Олизар, Лобов, БекАгамалов. Как воплощение всего
грубого и бесчеловечного среди
офицеров полка выделяется
капитан Осадчий. Человек диких
страстей, жестокий, полный
ненависти ко всему, сторонник
палочной дисциплины, он
противопоставлен главному герою
повести подпоручику Ромашову.

9. Авторская позиция

Герой-резонер Назанский, который
выражает все идеи автора, является
представлением авторской позиции :
он ненавидит военную жизнь (как
ненавидел всю эту жестокую
дисциплину и бесчеловечность сам
Куприн), предчувствует будущие
социальные потрясения,
его философия - чистый эстетизм.
Основной исходный пункт его
программы - это освобождение
личности, сначала надо
совершенствовать себя, а потом уже
совершать социальные
преобразования. Крайний
индивидуализм и отрицание
гражданских обязательств.

10. Актуальность

Повесть сохранила значение и до наших дней и до
сих пор является свежей и интересной. Причина
актуальности повести в наши дни кроется в том,
что «Поединок» изображает трагедию человека
(существа природного и духовного) ,
перерастающего рамки, в которое заключает его
общество. И в своем стремлении вырваться из
этого круга человек либо опускается, как
опустился муж Шурочки, либо погибает, как
Ромашов.

11. Значение в творчестве писателя

«Поединок» стал в творчестве Куприна итоговым
произведением, в котором были более глубоко
разработаны темы, затронутые им в предыдущих
работах. Отдельные сюжетные мотивы, которые
уже встречались у Куприна («Молох», «Скорбящие
и озлобленные», «На войне» и др.), здесь
обретают новое звучание.
English     Русский Правила