А.И.Куприн «Поединок»
История создания повести
Тематика произведения
Герои
Развитие сюжета
Вывод
860.93K
Категория: ЛитератураЛитература

А.И. Куприн «Поединок»

1. А.И.Куприн «Поединок»

2. История создания повести

3.

• Повесть А.И.Куприна «Поединок» во многом автобиографична.
А.И. Куприн был воспитанником 2-го Московского кадетского
корпуса, выпускником Московского Александровского военного
училища. В 1890- 1894 гг. будущий писатель служил в 46-м
Днепровском пехотном полку, дислоцированном в г. Проскурове
Юго-Западного края. Таким образом, важнейшие жизненные
впечатления молодости Куприна были тесно связаны с
российской армией, ее бытом и проблемами.
Возможно, А.И.Куприн, по складу своего характера,
особенностям личности и темперамента вообще не был создан
для военной службы, тем более в мирное время. Но профессию
военного будущий писатель себе не выбирал: так сложилась
жизнь. Его мать, вдова, не имея средств, чтобы дать сыну
достойное образование, отдала мальчика в военную гимназию,
впоследствии преобразованную в кадетский корпус. Обида за
несвободу собственного выбора сказалась на всей дальнейшей
военной карьере Куприна, а также и в его литературном
творчестве. Словно в кривом зеркале, она нашла своё отражение
на страницах многих «военных» произведений писателя и в
наибольшей степени – в повести «Поединок».

4.

• Начав работу над повестью еще в 1902 г., Куприн
длительное время напряженно трудился над ней,
испытывая значительное воздействие М. Горького,
который не просто поддержал и ободрил писателя, но
и вдохнул в него уверенность в своих силах. Впервые
"Поединок" был напечатан в горьковском "Сборнике
товарищества "Знание" за 1905 год" с посвящением М.
Горькому "с чувством истинной дружбы и глубокого
уважения".
Принято считать, что своеобразными эскизами к
"Поединку" стали многочисленные ранние рассказы
из военного быта - "Дознание" (1894), "Куст сирени"
(1894), "Ночлег" (1895), "Ночная смена" (1899),
"Поход" (1901), повести "Прапорщик армейский"
(1897) и "На переломе" ("Кадеты", 1900). В 1902 г. был
написан рассказ "В казарме", который явился первым
наброском "Поединка": в переработанном виде этот
рассказ вошел в XI главу повести.

5. Тематика произведения

• В повести несколько тематических линий: офицерская
среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные
отношения между людьми. «По своим...чисто
человеческим качествам офицеры купринской повести —
люди очень разные...почти каждый из офицеров обладает
необходимым минимумом “добрых чувств”, причудливо
перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием»
(О.Н. Михайлов). Полковник Шульгович, капитан Слива,
капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды
армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров,
кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский,
Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего
бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан
Осадчий. Человек жестокий, полный ненависти ко всему,
сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен
главному герою повести подпоручику Ромашову.

6.


В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески
относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно
унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему
офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой
системе он бессилен. Служба гнетёт его. Ромашов приходит к мысли об
отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль
пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... и вот
уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по
домам».
Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не
источником вдохновения, не стимулом для непосредственного
действия, а средством ухода, бегства от действительности.
Привлекательность же этого героя в его искренности.
Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с
этим миром. Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается
повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта
Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный,
«естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с
трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и
одиноким, чтобы одержать верх. Преданный своей возлюбленной, посвоему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой
Шурочке, Ромашов погибает.

7. Герои

• Ромашов Георгий Алексеевич — главный герой повести. Шурочка
называет его «неуклюжим», «милым мальчиком», «добрым,
трусливым», слабым. В молодом выпускнике кадетского училища,
ныне подпоручике, второй год служащем в полку,
расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно
соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для него
тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и
пошлостью полкового быта.
• «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего
сложения, но от большой застенчивости неловок». Однако именно
застенчивый, краснеющий даже в разговоре с офицерами Ромашов
заступается за солдата-татарина перед полковым командиром
Шульговичем, чем вызывает его гнев. Он осознает свое
одиночество и затерянность среди чужих, недоброжелательных или
равнодушных людей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где
ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной,
праздничной жизни. Он сохранил детскую привычку «думать о
себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Но однажды он
увидел, что стоящие на платформе курьерского поезда красивая
дама и ее спутник смеются над ним — бледным, близоруким и
неловким.

8.

• Называя себя «маленьким», «слабым», «песчинкой», Ромашов
жалуется на Бога, но затем просит прощения: «Делай со мной
все, что Тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью». Р.
испытывает глубокий душевный надлом, чувствует себя намного
старше своих двадцати двух лет.
• После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за
сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание
офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка
между Георгием и Василием. Шурочка просит Ромашова не
убивать ее мужа, но и не отказываться от дуэли, так как это
может помешать его поступлению в академию. По словам
Шурочки, Николаев обо всем знает и тоже будет стараться не
попасть в него. Тут «между ними незримо проползло что-то
тайное, гадкое, склизкое», и Шурочка, зная, что видит Ромашов
в последний раз, отдается ему.
На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

9.

• Не называя имени Шурочки, Василий рассказывает Ромашову
историю своей любви. Он как бы предупреждает Ромашова о
грозящей ему опасности, видя, что в Шурочке живут сразу «два
человека: один — с сухим, эгоистичным умом, другой — с
нежным и страстным сердцем».
Во второй раз Казанский и Ромашов встречаются перед дуэлью.
Он доказывает, что отказ от дуэли был бы более смелым
поступком, чем согласие на нее. Василий уговаривает Ромашова
уйти в отставку, так как служба в армии уродует даже лучших
людей, видит в душе Ромашова «какой-то внутренний свет»,
который погасят в «берлоге»-в полку. Ромашов чувствует в
Казанцеве сумасшествие, передающееся «волнами ужаса» ему
самому.

10. Развитие сюжета

• Придя с полковых занятий, молодой подпоручик Георгий
Алексеевич Ромашов получает письмо с приглашением от
Раисы Александровны Петерсон, с которой он имел
давнюю, надоевшую связь, но не приходит на встречу, а
письмо рвет. Вместо этого, нарушая данное себе
обещание, подпоручик отправляется к Николаевым (где
часто бывает), где мило беседует с Шурочкой — женой
капитана Николаева. Тот готовится поступать в военную
академию и почти не принимает участия в разговоре.
• На полковом балу Ромашов объявляет Раисе Патерсон о
разрыве их отношений, на что та в негодовании говорит
кучу оскорблений и клянётся мстить.
• В конце апреля Ромашов получает письмо от Александры
Николаевой с приглашением на пикник в честь её
именин. На пикнике происходит признание в любви
Шурочки и Ромашова. Одновременно с этим Александра
просит больше не приходить к ним из-за того, что кто-то
посылает её мужу лживые анонимные письма об их связи.

11.

• Во время смотра полка Ромашов терпит провал перед
командующим генералом из-за своей ошибки, приведшей к
тому, что строевой порядок был потерян. Главный герой глубоко
переживает неудачу. После случившегося надлом в отношении
его с офицерами ещё усилился. В довершении всего он встречает
Николаева, который холодно говорит с ним об анонимных
письмах, касающихся его жены, и также просит не бывать более
у него.
• После самоубийства солдата в одной из рот в обществе офицеров
пьянство вспыхивает с особенно ожесточённой силой. Товарищ
Ромашова уговаривает его пойти с ним в офицерский клуб.
Ближе к утру происходит конфликт между Николаевым и
Ромашовым, заканчивающийся дракой. На следующий день
офицерский суд выносит решение о том, что конфликт не может
быть закончен примирением и назначает время поединка.
• После длинного разговора со своим другом — Незнанским,
Ромашов готов отказаться от дуэли и уйти из полка, но, придя
домой, обнаруживает там Шурочку, которая просит не
отказываться от дуэли, так как это повредит её мужу, который
готовится к поступлению в академию Генерального штаба. Она
утверждает, что устроит так, чтобы никто из дуэлянтов не был
ранен. Перед уходом между ними происходит любовная сцена.

12.

• Повесть заканчивается кровавым поединком,
бессмысленной смертью юноши от руки
ничтожного карьериста Николаева. Финальный
аккорд пронизан чувством непримиримости с
нелепой смертью, а также осуждением
эгоистичных людей, неоценивших прекрасно
расцветающую юность. Сухой, казенный рапорт об
убийстве Ромашова усиливает ощущение
абсурдности, а, вместе с тем, и трагичности смерти
молодого человека, до последнего мгновения
страстно стремившегося к правде и красоте, но
вступившего в поединок с пошлостью и
подлостью. Ценность человеческой жизни, её
хрупкость видится в свете этих событий особенно
ярко.

13. Вывод

• Ищущий справедливости Ромашов проиграл в поединке с
действительностью. Заставив прозреть своего героя, автор
не нашел для него дальнейшего пути, и смерть офицера
стала спасением от нравственной гибели.
• Ромашов - жертва времени, обстоятельств и нравов. Он
искал выход, его внутренние душеные переживания
обнажены перед читателем. Однако, для решения таких
глобальных проблем в армии необходимо, чтобы
потребность в осуществлении перемен поняло
большинство людей, так как единицы неспособны
переменить ход истории. Но не стоит забывать, что
историю вершат конкретные люди. От того, каких людей
воспитывает общество, зависит, будет ли военная мощь
страны пустым звуком, фарсом, или же воплощением
правды и смелости, когда молодые люди с готовностью
будут пополнять офицерские ряды и гордо, без угрызения
совести, произносить «Честь имею!»
English     Русский Правила