Похожие презентации:
Великие Капподокийцы. Святитель Василий Великий (Кесарийский) (ок. 329-379)
1. Великие Капподокийцы Святитель Василий Великий (Кесарийский) (ок. 329-379)
2. Жизненный путь
• Святитель Василий Великий родился около 329 года в КесарииКаппадокийской, находящейся в Понтийской области, – так называлось
северо-восточное побережье Малой Азии, (современная Турция)
• Его семья была зажиточной, отец был юристом в Неокесарии
• Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание
• В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где
слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько
лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная
Платоном
• Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием
Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим
императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом
академии
3.
• Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль вдуховном воспитании Василия сыграла также его сестра, монахиня
Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых
• Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился
только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению
относились чрезвычайно серьезно (пример имп. Константина)
• Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным
энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он
захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился
путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами,
он стал духовным сыном Евстафия Севастийского знаменитого
подвижника и главы крайней монашеской группы
4.
• Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христианепридерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в
Гангре Пафлагонской (ок. 340 г.)
• Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм
на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и
несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца
«аристократическую» христианскую общину
• Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали
философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались
Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из
Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с
другим «Добротолюбием», составленным Макарием Коринфским и
святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим
собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков)
5.
• В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовалоконец его монашеской жизни. В 364 году он был рукоположен во
пресвитера епископом своего родного города Евсевием
Кесарийским, а в 370 году избран архиепископом Кесарии
Каппадокийской
• К этому периоду относится его деятельное участие в церковных
делах: он организует благотворительность, помогает бедным,
заступается за всех гонимых и несчастных. В сочетании с
безупречно строгим образом жизни все это принесло Василию
огромную популярность
• Помимо этого Василий ревностно занимался и общецерковными
делами. Он старался противодействовать арианам,
пользовавшимся поддержкой императора Валента
6.
• В это время среди восточного епископата почти никто непринимал никейского исповедания. Сам Василий был
рукоположен «омиусианами» (то есть сторонниками
подобосущия Сына Отцу). Близкое ему духовенство сознательно
не поддерживало еретических арианских взглядов, но все же
отказывалось принять идею единосущия Отца и Сына,
провозглашенную Никейским собором
• Василию предстояло объяснить единосущие таким образом,
чтобы оно стало приемлемым для этих епископов, колебавшихся
где-то между арианством и Православием
• Борьба Василия против арианства приобретала серьезный
характер. Назначенный правителем Каппадокийской провинции
арианин Модест потребовал от Василия признания правоты
арианства, в противном случае угрожая сместить его с кафедры
7.
• Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию надве части, оставив его митрополитом «первой» Каппадокии, а в
другой части посадив арианского архиепископа Анфима Тианского
• Стремясь избежать арианского зсилия, Василий продолжал
назначать православных епископов в переданной Анфиму части
Каппадокии. Так, епископом Нисским стал брат Василия Григорий
• Стараясь теснее сплотить силы Православия, Василий вступил в
переписку со святителем Афанасием Александрийским и с папой
римским Дамасом. В это же время он начал заниматься
писательской деятельностью
• В своих многочисленных произведениях он защищает никейское
единосущие, утверждая при этом наличие в Боге трех
ипостасей. Кроме этого он написал много сочинений на духовные
и аскетические темы
8.
• Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и отправославных. Ариане ненавидели его как прямого врага, а
приверженцы правой веры считали его слишком уступчивым в
отношении «полуариан» («омиусиан»)
• Святитель Василий разрушил свое здоровье неустанным
подвижничеством. Он умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет,
лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на
Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.)
9. Значение личности
• Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешенииарианского кризиса и умиротворении Церкви. Он также сыграл
огромную роль в «приручении» монашеского движения
• Убедившись на собственном опыте, что чрезмерное монашеское
рвение может привести к разрыву монашества с Церковью, и в то же
время сознавая важность монашеского движения для церковной
жизни, он всеми силами старался предотвратить уход монахов из
Церкви
• Будучи уже епископом, он опубликовал монашеские правила в двух
редакциях, пространной и краткой. Его же стараниями в
монастырский распорядок были введены восьмикратные общие
молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и
молитвы -первого, третьего, шестого и девятого часов
10. Труды
• 1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнегоарианства и основателем ереси аномеев. Он утверждал, что природа Сына не только
не тождественна, но даже и не подобна (греч. ανόμοιος (аномиос), неподобный:
отсюда (аномейство) природе Отца. Помимо этого Евномий считал, что наш разум
может иметь верное рациональное представление о природе Божества. Возражая
Евномию, святой Василий защищал православное учение о Святой Троице
• 2. «О Святом Духе». Книга написана доступным, легким языком. В ней Василий
доказывает божественную природу Святого Духа
• 3. Беседы, или проповеди (гомилии):
-«На Шестоднев», комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед)
- 16 бесед на разные псалмы.
- Полный комментарий к книге пророка Исайи.
- 21 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно «Увещание к
молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В
этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования
11.
• 4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится многобогословских рассуждений, особенно о Святой Троице. Число 365 не
случайно, оно имеет символический смысл, соответствуя числу дней в
году. Некоторые письма не подлинны: одни составлены из
произведений святого Василия, а другие вообще написаны не им, а его
друзьями или его братом, Григорием Нисским
• 5. «Монашеские правила», пространные и краткие. В них Василий
определял монашество не как обособленное движение, а как особую
категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной
идеей «Правил» было избавиться от индивидуалистического
понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он
уже не может делать все, что хочет, так же как и мы, живя в миру,
подчиняемся правилам человеческого общежития. Для святого
Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную
форму христианской жизни. Его «Правила» чужды всякого
формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью
12.
• Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви.Замечания на богослужебные темы рассеяны в его письмах и
встречаются в книге «О Святом Духе»
• Известная нам Литургия Василия Великого была составлена в
более поздний период, однако ученые считают, что
евхаристическая молитва этой Литургии действительно написана
самим Василием (в отличие от Литургии, носящей имя Иоанна
Златоуста, которая восходит к гораздо более позднему времени)
13. Богословские взгляды свт. Василия Великого Космология
• Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагаетсяв его комментариях к первой главе книги «Бытия» («Шестоднев»). Эти
комментарии представляют собой блестящий пример того, как умный
и образованный богослов использовал современные ему достижения
человеческого познания для защиты и проповеди христианства. Целью
Василия было объяснить христианство в категориях эллинизма, с тем
чтобы можно было проповедовать Евангелие образованной части
греческого общества. Он прекрасно понимал, что нет никакого
конфликта между научной информацией и библейским Откровением
(конфликт, искусственно возрожденный в наше время), ибо Библия не
является (и не претендует являться) источником научной информации
• Объясняя историю сотворения мира в категориях греческой
философии того времени, Василий ссылается на Платона
14. Учение о богопознании
• Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним,обсуждается в полемической книге «Против Евномия». Т.к. Евномий был
арианином, и в богословии его чувствуется сильное влияние греческой философии,
которое он не сумел должным образом превозмочь и примирить с христианским
откровением
• Свт. Василий расходился с Евномием по всем пунктам. Во-первых, при сотворении
мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении
присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира
нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их
Евномий, «нереальные образы» (φάντασμα, фантаста)
• Во-вторых, свт. Василий был убежден, что, несмотря на свою сотворенность Богом,
человеческий разум не может постичь божественной сущности, разум
«пресыщается», его ограниченность не позволяет ему постичь трансцендентное
• В-третьих, свт. Василий протестовал против употребления Евномием термина
«нерожденный», которое предполагало, что Сын Божий – тварь.
• Сын рожден от Отца, но о Нем нельзя сказать, что Он стал, то есть пришел в
бытие из небытия, как весь остальной тварный мир. Он вечно рожден Отцом
15. Триадологические проблемы IVв.
• На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принятовероопределение, в котором отношение между Сыном и Отцом
определялось как единосущие - «Верую... Во единого Господа Иисуса
Христа... единосущного Отцу...»
• Нужно заметить, что на Никейском соборе эта формулировка была
принята без особых раздумий и обсуждений, почти что между делом.
Позднее некоторые епископы спохватились, что, пожалуй, совершили
ошибку. Слово единосущие вызывало сомнение
• Т.к., в III в., следуя Оригену, говорили, что Бог существует в трех
ипостасях. Но греческое слово «ипостась» в Аристотелевой
терминологии означает примерно то же самое, что и «сущность»,
поэтому единосущие для многих предполагало, что три божественные
ипостаси имеют относительное значение и представляют собой всего
лишь различные способы выражения (модусы) одной и той же
сущности
16.
• После Никейского собора восточные епископы почтиединодушно решили отвергнуть единосущие... Западное же
духовенство, плохо разбиравшееся в богословских тонкостях, не
вникало в эти проблемы и продолжало придерживаться
православной никейской веры. Восточные епископы убедили
Константина I в неправильности единосущия, и на Востоке
началось преследование его сторонников. Через 10 лет после
Никейского собора (335 год) изгнание святого Афанасия
Великого ознаменовало победу арианства в восточной Церкви,
которая продолжалась вплоть до смерти императора Валента
(378 год)
17.
• Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианствопредставляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие, что Сын «не
подобен» Отцу. Более «благочестивые» ариане предпочитали говорить,
что Сын «подобосущен» Отцу, добавляя лишь одну маленькую йоту к
слову «единосущный»
• Таких умеренных ариан было очень много, и в 70-е годы IV в. они были
вполне готовы принять православную формулировку, предложенную
отцами-каппадокийцами – святыми Василием Великим и Григорием
Назианзином
• Среди сторонников Православия в то время также существовали
разногласия. Приверженцы так называемой староникейской веры
вслед за святым Афанасием хотели принятия единосущия без каких
бы то ни было добавлений или разъяснений. Отцы-каппадокийцы или
«новоникейцы» настаивали на необходимости принятия как
единосущия, так и учения о трех ипостасях
18.
• Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобыистолковать в терминах греческой философии, каким образом «один
равняется трем», они предложили новое понимание Аристотелевых
категорий сущности и ипостаси. Согласно Аристотелю, имеется два рода
сущностей – первая сущность, называемая также ипостасью, и вторая
сущность
• Аристотель верил в существование только конкретных, реальных
объектов, поэтому в его понимании реальное существование имеют
только ипостаси, или первосущности. Вторая сущность — не более чем
абстракция; мы можем представить ее себе, но реального конкретного
бытия она не имеет. В новоникейском учении святых Василия и
Григория вторая сущность также имеет реальное, хотя и
трансцендентное существование.
• Нововведение состояло в том, что понятие ипостаси, то есть
Аристотелева конкретного бытия, было связано с понятием
личности – категории чуждой и даже просто незнакомой греческой
философии, но основной для христианской библейской веры
19. Каппадокийская Триадология
• Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец,Сын и Дух Святой – три божественные ипостаси, три
первосущности, каждая из которых имеет отдельное, личное
бытие. Их вторая сущность, единая для всех трех, также носит
реальный характер, и в этом смысле к ней применимо понятие
единого Бога. Источник различия между Лицами Святой Троицы
не в сущности – сущность у них одна, а в их ипостасном
взаимоотношении. Таким образом, каппадокийская мысль
избавляла учение о Троице как от арианского субординационизма
по сущности (то есть неравенства, соподчинения Лиц), так и от
релятивистского модализма (при котором Лица Троицы
рассматриваются как различные выражения одной и той же
сущности)
20.
• Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы,каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по
сравнению со староникейской формулировкой. Они старались
объяснить христианскую веру своим современникам и утихомирить
раздоры внутри Церкви. Однако свт. Василия немедленно обвинили в
проповеди троебожия. Не понимая всей глубины учения о трех
ипостасях и одной сущности, некоторые считали, что новоникеиская
вера проповедует существование трех богов и одной абстракции
• В западном богословии учение каппадокийских отцов не было
воспринято с полным пониманием, и западные представления о
Троице до сих пор страдают некоторым модализмом (с этим связано
западное учение о Fllioque)
• Но на Востоке дело каппадокийских отцов увенчалось успехом. Их
богословие было утверждено Вторым Вселенским Собором (381г.), и
стало основополагающим в православном учении о Святой Троице
• Именно поэтому каппадокийцы стали почитаться истинно
«вселенскими учителями исвятителями»
21. Учение о Духе Святом
• Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом Духе»,адресованная Амфилохию, епископу иконийскому
• В книге «О Святом Духе» мы находим знаменитый текст о Предании. В нем говорится о
важности таких обычаев и верований, как осенение себя крестным знамением, обряды
совершения Евхаристии или Крещения
• В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу
Святого Духа, которых он называет «топиками»
• Они определяли Духа как богоприсутствие, как дар благодати Божией, но не как субъекта,
не как личность, Лицо Святой Троицы, Которому Церковь молится и воссылает славу
• Помимо очевидного расхождения с литургической традицией эта ересь была еще одной
формой субординационизма, ибо утверждала неравенство Лиц Троицы
• В книге «О Святом Духе» замечательна форма, Дух Святой есть Бог, что по своей
сущности Он не ниже Отца и Сына, Дух не назван прямо «Богом». Это яркий пример
икономии
• Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына
• Будучи «жизни Подателем», Дух не может не быть Богом, и более того – именно
через Него мы и получаем обожение
22. О крещении еретиков
• Очень важным для обсуждения некоторых вопросовканонического права является знаменитое письмо святого
Василия к Амфилохию «О крещении еретиков»
• В IV в. Церковь предстала перед проблемой: перекрещивать или
не перекрещивать еретиков, пожелавших стать православными, и
что делать с верующими, получившими крещение от еретиков
• До IV в. все единодушно считали, что невозможно получить
крещение вне Церкви, ибо вхождение в Церковь возможно
только через крещение. Поэтому крещение, полученное от
еретиков, недействительно, а еретики, желающие
присоединиться к Церкви, должны быть крещены заново
23.
• В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Всевосточные епископы, за исключением одного лишь святого
Афанасия, были – хотя бы формально – арианами. Сам Василий
получил рукоположение от полуарианских епископов
• Почитаемый в нашей Церкви святым император Константин
получил крещение от крайнего арианина Евсевия Никомидийского. В такой ситуации простое четкое решение было
невозможно. Василий предлагает различать степени
еретичности:
• Ибо в древности иное назвали ересями, иное – расколами, а иное
– недозволенными сборищами
24.
• Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми посамой вере;
• расколами, если в разногласии между собою по некоторым
церковным причинам и по вопросам, допускающим уврачевание;
• недозволенными сборищами собрания, составляемые непокорными
пресвитерами или епископами и невежественным народом
• Признавая, что крещение неотделимо от Церкви, свт. Василий
предлагает крестить заново только настоящих еретиков, ибо их
разногласие с Церковью «касается самой веры в Бога». Схизматиков
же или участников недозволенных собраний, то есть тех, кто
расходится с Церковью по менее важным вопросам правил, обычаев
или дисциплины и «принадлежащих еще к Церкви», можно
присоединять к Церкви без крещения, но после надлежащего
покаяния
25. Итог
• (Триадология) Учение каппадокийских отцов увенчалось успехом. Ихбогословие было утверждено Вторым Вселенским Собором (381г.), и
стало основополагающим в православном учении о Святой Троице
• (принятие еретиков) В течение последующих веков Православная
Церковь всегда руководствовалась этим принципом, установленным
святым Василием, принимая через крещение только тех, кто ни в
коей мере не принадлежал к Церкви, и всегда проявляя
снисхождение к тем, кто был в разрыве с ней, но не по причинам
сознательной ереси, отвергающей основы христианской веры