Похожие презентации:
834. Святитель Василий Великий. Псалмы
1.
834. Святитель Василий Великий (29.01.2005 13:56)Укоряющим нас за Троебожие да будет сказано,что исповедуем Бога единого не числом,а естеством. Ибо
все,именуемое по числу единым,в действительности не одно и по естеству не просто: о Боге же всеми
исповедуется,что Он прост и несложен. Следовательно,Бог един не числом.
Ибо часто говорим: один человек; но он,состоя из тела и души,не прост... Ибо число - принадлежность
количества,а количество сопряжено с телесным естеством; потому число - принадлежность телесного
естества. А мы веруем,что Господь наш есть Создатель тел. Посему всякое число означает нечто такое,
что получило в удел природу вещественную и ограниченную,а единичность и единство есть признак
сущности простой и беспредельной. Поэтому кто Сына Божия или Духа Святого исповедует как число
или тварь,тот скрытным образом вводит вещественное или ограниченное число. ...Притом мы,по
истинному учению,не называем Сына ни подобным,ни не подобным Отцу,ибо то и другое в отношении к
Ним равно невозможно. Подобным или неподобным называется что-либо относительно к качествам,а
Божество свободно от качественности. Исповедуя же тождество естества,и единосущие приемлем и
избегаем сложности,потому что в сущности Бог и Отец родил в сущности Бога и Сына.
Правда,что и человек называется богом,как-то: Я сказал: вы - боги(Пс.81,6),и бес наименован богом,
как-то: все боги народов - идолы(Пс.95,5): но одни именуются так по благодати,а другие лживо. Единый
же Бог в сущности есть Бог. Слова один и единый употребляются в Писании о Боге не в различии от
Святого Духа,а в отношении к /недействительным богам,именуемым богами лживо.
Тождество сущности в том,что Сын от Отца не повелением произведен,но рожден из естества; не
отделился от Отца,но совершенный воссиял от пребывающего совершенным. Не два Бога - потому что
не два Отца. Кто вводит два начала,тот проповедует двух Богов... Ибо есть Отец,имеющий совершенное
и ни в чем не скудное бытие,корень и источник Сына и Святого Духа. Но есть и Сын,в полном Божестве
живое Слово и ни в чем не скудное Рождение Отца. Но полон и Дух; Он не часть чего-либо другого,но
совершен и всецел,созерцаемый Сам в Себе. И как Сын неразлучно соединен с Отцом,так с Сыном
соединен Дух. Ибо нет ничего такого,что разграничивало бы или рассекало вечное соединение. Никакой
век не пролегает между Ними,и душа наша не допускает и мысли о разлучении,чтобы или Единородный
не был всегда с Отцом,или Святой Дух не существовал вместе с Сыном.
Посему когда соединяем Троицу,не представляй себе как бы трех частей одного нераздельного,но
разумей неразлучное сопребывание Трех бестелесных совершенных. Ибо где присутствие Святого
Духа,там и пришествие Христово,а где Христос,там несомненно присутствует и Отец. Посему
освящаемые Духом приемлем Христа,обитающего во внутреннем нашем человеке,и с Христом
Отца,Который творит общую обитель в достойных. Сие же соединение доказывают и предание
крещения,и исповедание веры.
Ни видение,ни пророчество не бывает от Отца или Сына или Святого Духа отдельно.
Естество Божества Отца и Сына и Святого Духа едино,но именования различны и представляют нам
определенные и полные понятия. И пока мысль не достигает до неслитного представления о личных
свойствах Каждого,дотоле невозможно ей совершить славословие Отцу и Сыну и Святому Духу.