Христианство
4.24M
Категория: РелигияРелигия

Христианство. Возникновение христианства

1. Христианство

2.

Х Р И С Т И А́ Н С Т В О ( О Т Г Р Е Ч . Χ Ρ Ι Σ Τ Ό Σ — « П О М А́ З А Н Н И К » , « М Е С С И́ Я » ) — А В Р А А М И Ч Е С К А Я
МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ЖИЗНИ И УЧЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА, ОПИ САННЫХ
В НОВОМ ЗАВЕТЕ. ХРИСТИАНЕ ВЕРЯТ, ЧТО ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА ЕСТЬ МЕСС ИЯ, СЫН
БОЖИЙ И СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ХРИСТИАНЕ НЕ СОМНЕВАЮТСЯ В
ИСТОРИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА.
ХРИСТИАНСТВО — САМАЯ КРУПНАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ КАК ПО ЧИСЛЕННОСТИ
ПРИВЕРЖЕНЦЕВ, КОТОРЫХ ОКОЛО 2,3 МЛРД, ТАК И ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ
РАСПРОСТРАНЁННОСТИ — В КАЖДОЙ СТРАНЕ МИРА ЕСТЬ ХОТЯ БЫ ОДНА
ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА.
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ — КАТОЛИЦИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ И
ПРОТЕСТАНТИЗМ. В 1054 ГОДУ ПРОИЗОШЁЛ РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА
ЗАПАДНУЮ (КАТОЛИЧЕСКУЮ) И ВОСТОЧНУЮ (ПРАВОСЛАВНУЮ). ПОЯВЛЕНИЕ
ПРОТЕСТАНТИЗМА СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В
КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В XVI ВЕКЕ.
ХРИСТИАНСТВО ВОЗНИКЛО В I ВЕКЕ В ПАЛЕСТИНЕ, НАХОДИВШЕЙСЯ НА ТОТ МОМЕНТ
ПОД ВЛАСТЬЮ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО В СРЕДЕ АРАМЕОЯЗЫЧНОГО
НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ И УЖЕ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВ АНИЯ
ПОЛУЧИЛО РАСПРОСТРАНЕНИЕ И В ДРУГИХ ПРОВИНЦИЯХ И СРЕДИ ДРУГИХ
ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.
В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ ХРИСТИАНСТВО ВПЕРВЫЕ БЫЛО ПРИ НЯТО В
ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ В 301 ГОДУ. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ КОНСТАНТИНЕ I, НАЧИНАЯ С
ЭДИКТА 313 ГОДА О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (СМ. МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ),
ХРИСТИАНСТВО СТАЛО ОБРЕТАТЬ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ И В Р ИМСКОЙ
ИМПЕРИИ.

3.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
НИКОЛАЙ ЛОМТЕВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ВОДРУЖАЕТ КРЕСТ НА Г ОРАХ
КИЕВСКИХ
ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В I ВЕКЕ В ПАЛЕСТИНЕ, В ИУДЕЙСКОЙ СРЕДЕ В
КОНТЕКСТЕ МЕССИАНСКИХ ДВИЖЕНИЙ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ИУДАИЗМА. УЖЕ ВО В РЕМЕНА
НЕРОНА ХРИСТИАНСТВО БЫЛО ИЗВЕСТНО ВО МНОГИХ ПРОВИНЦИЯХ РИМСКОЙ
ИМПЕРИИ.
ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ НОВОЗАВЕТНОГО ТЕКСТА ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ ( ДЕЯН. 11:26),
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «ΧΡΙΣΤΙΑΝΟΊ» — ХРИСТИАНЕ, ПРИВЕРЖЕНЦЫ (ИЛИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ) ХРИСТА, ВПЕРВЫЕ ВОШЛО В УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕ НИЯ
СТОРОННИКОВ НОВОЙ ВЕРЫ В СИРИЙСКО -ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ ГОРОДЕ АНТИОХИ И В I
ВЕКЕ.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО ХРИСТИАНСТВО РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ В СРЕДЕ ЕВРЕЙСТВА
ПАЛЕСТИНЫ И СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ДИАСПОРЫ, НО УЖЕ НАЧИНАЯ С ПЕРВЫХ
ДЕСЯТИЛЕТИЙ, ОСОБЕННО БЛАГОДАРЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПОСТОЛА ПАВЛА, ОНО
ПРИОБРЕЛО МНОЖЕСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ («ЯЗЫЧНИ КОВ»).
ДО V ВЕКА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРОИСХОДИЛО ГЛАВНЫМ ОБРАЗ ОМ В
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДЕЛАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, А ТАКЖЕ В СФЕРЕ ЕЁ КУЛЬ ТУРНОГО
ВЛИЯНИЯ (АРМЕНИЯ, ВОСТ. СИРИЯ, ЭФИОПИЯ), В ДАЛЬНЕЙШЕМ (В ОСНОВНО М ВО 2-Й
ПОЛОВИНЕ 1-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ) — СРЕДИ ГЕРМАНСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОД ОВ,
ПОЗДНЕЕ (К XIII—XIV ВВ.) — ТАКЖЕ СРЕДИ БАЛТИЙСКИХ И ФИНСКИХ НАРО ДОВ. В
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ВНЕ ЕВРОПЫ
ПРОИСХОДИЛО ЗА СЧЁТ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИССИОНЕРОВ.

4.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
ЕДИНОБОЖИЕ, УГЛУБЛЁННОЕ УЧЕНИЕМ О ТРОИЧНОСТИ ИПОСТАСЕЙ (ЛИЦ) В
СУЩЕСТВЕ ОДНОГО БОГА. ЭТО УЧЕНИЕ ДАЛО И ДАЁТ ПОВОД К ФИЛОСОФСКИМ И
РЕЛИГИОЗНЫМ СПЕКУЛЯЦИЯМ, ОБНАРУЖИВАЯ ГЛУБИНУ СВОЕГО СОДЕРЖАНИЯ В
ТЕЧЕНИЕ ВЕКОВ ВСЁ С НОВЫХ И НОВЫХ СТОРОН.
ПРИНЯТИЕ БОГА КАК АБСОЛЮТНО СОВЕРШЕННУЮ ЛИЧНОСТЬ — НЕ ТОЛЬКО
АБСОЛЮТНЫЙ РАЗУМ И ВСЕМОГУЩЕСТВО, НО И НЕОГРАНИЧЕННАЯ БЛАГОСТЬ И
ЛЮБОВЬ, С КОТОРЫМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕЦЕЛО СОЕДИНИТЬСЯ В ТАИНСТВЕ
ПРИЧАЩЕНИЯ — «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» (1ИН. 4:16).
УЧЕНИЕ О БОГОЧЕЛОВЕКЕ — ВОПЛОТИВШЕМСЯ И ВОЧЕЛОВЕЧИВШЕМСЯ ДЛЯ
СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ И СМЕРТИ ПРЕДВЕЧНОМ СЫНЕ БОЖИ ЕМ,
ОТОЖДЕСТВЛЯЕМОМ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ С ЕЁ ОСНОВАТЕЛЕМ — ИИСУСОМ
ХРИСТОМ. «БОГ ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ОБОЖИЛСЯ» (СВ. АФАНАСИЙ
ВЕЛИКИЙ).
УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАК БЕССМЕРТ НОГО,
СВОБОДНОГО ДУХОВНОГО СУЩЕСТВА, СОЗДАННОГО БОГОМ ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ И
ПОДОБИЮ, И УЧЕНИЕ О РАВЕНСТВЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ В ИХ ОТНОШЕНИЯХ К БОГУ: ВСЕ
РАВНО ВОЗЛЮБЛЕНЫ ОТЦОМ НЕБЕСНЫМ, КАК ЕГО ДЕТИ, ВСЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ К
ВЕЧНОМУ БЛАЖЕННОМУ БЫТИЮ В СОЕДИНЕНИИ С БОГОМ, ВСЕМ ПОДАЮТСЯ
СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ ЭТОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ — СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И
БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ.
УЧЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, ЗАКЛЮЧАЮЩЕМСЯ В
БЕСКОНЕЧНОМ, ВСЕСТОРОННЕМ, ДУХОВНОМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ — «..БУДЬТЕ
СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕНЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ»

5.

СМ ИР Е НИЕ — ОСНОВА Х Р И СТ И АНСК ОГО М И Р ОСОЗЕ РЦ АНИ Я — « М Ы
П Р ОП ОВЕ Д УЕМ Х Р И СТ А Р А СП Я Т ОГО, Д ЛЯ И У Д Е ЕВ СОБ ЛА ЗН, А Д ЛЯ Е ЛЛИ НОВ
Б Е ЗУМИЕ» ( 1 К ОР . 1 : 2 3) .
У ЧЕ НИЕ О П ОЛНОМ Г ОСП ОД СТ ВЕ Д У Х ОВНОГ О НА ЧА ЛА НА Д М А Т Е РИ ЕЙ : Б ОГ
— БЕ ЗУСЛОВНЫ Й ВЛА Д Ы К А М А Т Е РИ И , К А К Е Ё Т ВОР Е Ц : ЧЕ ЛОВЕ К У И М
ВР УЧЕ НО Г ОСП ОД СТ ВО НА Д М А Т ЕР ИА ЛЬНЫ М М И Р ОМ , ЧТ ОБ Ы ЧЕ Р Е З
М А Т ЕР ИА ЛЬНОЕ Т Е ЛО И В М А Т ЕРИ А ЛЬНОМ М И Р Е ОСУ Щ Е СТ ВИ Т Ь СВОЁ
И Д Е А ЛЬНОЕ НА ЗНА ЧЕ НИ Е. Т А К И М ОБ Р А ЗОМ , Х Р И СТ И А НСТВО,
Д УА ЛИСТ ИЧЕСК ОЕ В МЕ Т АФИЗИКЕ ( Т АК К АК ОНО ПР ИНИМАЕТ Д ВЕ
И НОР ОД НЫ Е СУБ СТ А НЦ И И — Д У Х И М А Т Е РИЮ ) , М ОНИ СТ И ЧНО К А К
Р Е ЛИГ ИЯ, ИБО СТ А ВИ Т М А Т ЕРИ Ю В Б Е ЗУ СЛОВНУ Ю ЗА ВИ СИ М ОСТ Ь ОТ Д У Х А ,
К А К Т ВОР Е НИЕ И СР Е Д У Д Е Я ТЕЛЬНОСТИ Д У Х А .
У ЧЕ НИЕ О ВСЕ ОБ Щ Е М ВОСК Р Е СЕ НИИ ЛЮ Д ЕЙ И О Б ЛА Ж ЕНСТВЕ ВОСК Р Е СШЕЙ
П ЛОТ И П Р А ВЕ Д НИК ОВ ВМ Е СТ Е С И Х Д У ША М И В П Р ОСВЕ Т ЛЁННОМ, ВЕ ЧНОМ ,
МАТ ЕР ИА ЛЬНОМ МИР Е .
ОД ИНА К ОВА Я ОТ Д А ЛЁННОСТЬ К А К ОТ М Е Т А ФИ ЗИ ЧЕСКОГ О И М ОР А ЛЬ НОГО
М А Т ЕР ИА ЛИЗМА, Т А К И ОТ НЕ НА ВИ СТ И К М А Т ЕРИ И И М А Т ЕРИ АЛЬНОМУ
М И Р У. ЗЛО СЧИТ А Е Т СЯ К ОР Е НЯЩ ИМ СЯ НЕ В М А Т ЕРИ И , А В И ЗВР А Щ ЁННОЙ
СВОБОД НОЙ ВОЛЕ Д У Х ОВНЫ Х СУ Щ Е СТ В ( А НГ Е ЛОВ И ЛЮ Д Е Й ) , ОТ К ОТ ОР Ы Х
ОНО П Е Р Е ХОДИТ НА МАТ ЕРИЮ — «ПР ОК ЛЯТА ЗЕ МЛЯ В Д Е ЛАХ Т ВОИХ » ( БЫТ .
3 : 1 7 ), — Г ОВОР И Т Б ОГ А Д А М У . П Р И Т ВОР Е НИ И Ж Е ВСЁ Б Ы ЛО « Д ОБ Р О
ЗЕ ЛО»

6.

ОТСЮДА МОЖНО ВИДЕТЬ, ЧТО ХРИСТИАНСТВО СТРЕМИТСЯ К
ГАРМОНИИ МАТЕРИИ И ДУХА. ОНО НЕ ОТРИЦАЕТ НИ ОДНУ ИЗ
СФЕР ЖИЗНИ, НО СТРЕМИТСЯ ОБЛАГОРОДИТЬ ИХ ВСЕ, СЧИТАЯ,
ОДНАКО, ЛИШЬ СРЕДСТВАМИ К ДОСТИЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКОМ
ДУХОВНОГО БОГОПОДОБНОГО СОВЕРШЕНСТВА.
КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРТ, ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
СВОЙСТВЕННЫ:
1-СУЩЕСТВЕННАЯ МЕТАФИЗИЧНОСТЬ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ
2-УЧЕНИЕ О НЕПОГРЕШИМОСТИ ЦЕРКВИ В ВОПРОСАХ ДОГМАТА,
В СИЛУ ДЕЙСТВУЮЩЕГО В НЕЙ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ДУХА СВЯТОГО
English     Русский Правила