Еретические течения
Содержание
Личность Феодосия Косого
Основные этапы жизни
Причины широкого распространения учения Феодосия Косого
Возникновение названия
Основные принципы учения Феодосия Косого
Список литературы
272.65K
Категория: ИсторияИстория

Еретические течения. Рабье учение Феодосия Косого

1. Еретические течения

«Рабье учение» Феодосия Косого
Подготовил :Касьянов Николай, группа- ПТЛб -21 ,2016.

2. Содержание

1.Личность Феодосия Косого
2.Основные этапы жизни
3. Причины широкого распространения учения
Феодосия Косого
4. Основные принципы учения Феодосия Косого
5. Список литературы

3. Личность Феодосия Косого

Феодосий Косой (XVI в.) — еретик, вольнодумец,
монах Кирилло-Белоозерского монастыря, из
беглых холопов. Проповедовал социальное и
политическое равенство людей. Создал и
проповедовал новое учение, в котором критиковал
догматы христианской церкви. Его сочинения не
дошли до наших дней.

4. Основные этапы жизни

1547 г.-восстание в Москве, возможно организованный побег
Феодосия Косого и ряда холопов .
До 1551 г.- появление Феодосия Косого с товарищами на
Белоозере .
1551 —1552 гг. считались временем «явления» учения Ф.
Косого.
1554—1555 гг. Арест Ф. Косого и его ближайших сторонников
(Вассиан, Игнатий и Порфирий), были доставлены в Москву.
?-Феодосий и Вассиан бежали из Москвы и направились в
Литву
1556—1557 гг. состоялся собор, разбиравший дело ряда
новоозерских монахов, учеников Артемия, т. е.
последователей Феодосия Косого.

5.

?-Феодосий бежал из Витебска в глубь Литвы
Открытие «мощей» русских святых и
распространение легенд о «чудесах» ,как ответ на
пропаганду «еретиков»:1553 г. было сообщено о
«нетлении» мощей архиепископа новгородского
Никиты, в 50-х годах XVI в. произошло и обретение
«мощей» архиепископа Ионы.
1575 г. -А. М. Курбский написал письмо волынскому
пану Чапличу. Это письмо- последнее сведение о
Феодосии Косом. Дата его смерти не известна.

6. Причины широкого распространения учения Феодосия Косого

Страшнейший голод 1547—1549 и усиление поборов
сочетались с «неправедными судами».
Некоторые феодалы, стремясь воспользоваться
народным бедствием и умножить свое богатство,
взимали повышенные дани с оставшихся крестьян
за опустевшие дворы.
Положение усугубилось невиданным ранее мором
(лето 1552 г.), во время которого погибло в
Новгородской земле, по одним подсчетам, свыше
100 000, а по другим — около 280 000 чел.

7. Возникновение названия

Это учение являлось выражением интересов
юродской бедноты и низов крестьянства. Уже
обличитель «ереси», Зиновий Отенский, именовал
его не иначе, как «рабье учение». Под термином
«рабы», которым Зиновий Отенский именует
сторонников «нового учения», скрываются,
конечно, не одни холопы, но и другие выходцы из
социальных низов.

8. Основные принципы учения Феодосия Косого

Отрицание Феодосием Косым догмата троицы связано с
отрицанием так называемого «воплощения» бога во
Христе и с признанием в Христе не бога, а простого
человека.
Феодосий Косой видел цель своего учения в том, чтобы
«открыть», т. е. объяснить, тексты священного писания.
Не признавал церковных правил и таинств (крещение,
причащение), постов, приношений в церковь и
монашества.
Церковь Феодосии Косой отвергал как «кумирницу». Ей
он противопоставлял «верных соборы», то есть союзы
единомышленников.

9.

Иконы для Феодосия — самые обыкновенные идолы.
Так же резко выступал Феодосии Косой и против
поклонения кресту, называя это одним из видов
идолопоклонства.
Феодосий Косой едко высмеивал поклонение мощам —
это «человекослужение», запрещенное, по его мнению,
писанием.
Сокрушительной критике Косой подверг и
материальные основы церкви — церковномонастырское землевладение.
Критика церкви и монашества у этого радикального
мыслителя дополнялась смелым тезисом о
неповиновении властям вообще.
Феодосии решительно выступал против войн.

10.

Отрицая власть, церковь и войны, Косой
противопоставлял им раннехристианское учение.
У Феодосия Косого крайне важным положением
было равенство всех людей перед богом.

11. Список литературы

А.А.Зимин. «И.С.Пересветов и его современники.
Очерки по истории русской общественно-политической
мысли середины XVI века». М., изд-во АН СССР, 1958.
(тир. 2000 экз.)
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. «Россия времени Ивана
Грозног, Наука, 1982».
Статьи И. Емельянова: «О происхождении учения
Башкина и Косого», «Учение Феодосия Косого» и
«Полемика против учения Косого» (все три в «Трудах
Киевской Духовной Академии», 1862)
Ф. Калугин, «Зиновий, инок Отенский» (СанктПетербургская Библиотека, 1894).
English     Русский Правила