6.85M
Категория: ИсторияИстория

Искусство Египта. Древнее царство (3200 - 2400 гг. до н.э.)

1.

(3200 - 2400 гг. до н.э.)

2.

Период Древнего царства - это время
окончательного сложения всех основных
форм египетской культуры.
В этот период большого развития достигли:
• сельское хозяйство,
•ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и
др.),
• прорыты новые оросительные каналы,
•снаряжались морские экспедиции в Финикию
и на остров Крит,
•совершались
неоднократные
походы
на
Синайский полуостров, богатый медью, в
Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом
и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме
природных богатств пригонялись пленники,
которых превращали в рабов.

3.

4.

Египетская архитектура делится
на две четко различимые группы:
1. Жилища.
Жилища людей
недолговечны, Они строились
из непрочных материалов —
глины и дерева.
2. Гробницы и храмы.
Гробницы и храмы,
посвященные религиозным
верованиям и памяти мертвых,
строились для вечности.

5.

Маста́ба — гробницы в Древнем Египте
периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму
усечённой пирамиды с подземной погребальной
камерой и несколькими помещениями внутри, стены
которых покрывались рельефами и росписями.
Cхема мастабы

6.

Мастаба Шепсескафа в Саккаре
Мастаба – гробницы знати.
В подземной части располагается погребальная камера,
где находится мумия. А в наземной расположена молельня со
статуей,
в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа
усопшего, в случае если мумия будет испорчена.

7.

Пирамида фараона Джосера в Саккаре.
Зодчий Имхотеп. 28 в. до н.э.
«Ступенчатая пирамида» - имеет 6 этажей. Сложенная из блоков белого
известняка на скальной террасе. Каменные блоки известняка, из которых
сложена пирамида, уложены без связующего раствора: устойчивость им
придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды.
Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего,

8.

Пирамиду в Медуме можно
назвать самой необычной из
Египетских пирамид
из-за её нестандартной формы.
(ок. 2680 г. до н. э.)
Состоит из 7 ступеней, из которых сегодня видны только 3. Сложена из
известняковых блоков. Была построена для фараона Хуни, последнего
правителя III династии. Его сын Снофру расширил и увеличил пирамиду,
добавив 8-ю ступень и сделав стороны пирамиды гладкими.

9.

Изначальная высота медумской
пирамиды составляла 118 метров,
а основание 146 на 146 метров, из
чего следует, что пирамиды была
довольно таки большой. Вход внутрь
был найден в самом низком слое
пирамиды и отрыт на высоте
примерно в 20 метров от первой
ступени.

10.

Три великих пирамиды.
Пирамиды фараонов Хуфу, Хафра, Менкаура
Первая половина 3 тыс. до н. э.

11.

Пирамида Хеопса (Хуфу) в Гизе. 28 в. до н. э.
Построена, вероятно, зодчим Хемиуном
►Пирамида Хеопса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид.
Первоначально высота пирамиды составляла 146,6 метра (сейчас 137,2 метра.)
Она сложена из 2.300.000 камней, массой около 2, 5 т. каждый.

12.

статуи( стоящие, сидящие),
скульптурный портрет,
рельеф,
мелкая пластика( фигурки
ушебти).

13.

Задачи египетского скульптурного портрета:
►1) Главная. Передать индивидуальность
человека. Для того, чтобы добиться сходства
мастер начинал работу со снятия маски.
►2) Убрать физические недостатки, предметы
возрастных изменений. Сообщить состояние
абсолютного покоя, широко открыть глаза, тело
сделать плотным, здоровым.

14.

Большой сфинкс в Гизе. Известняк. 28 в. до н. э.
Сфинкс - грандиозная скульптура (высота более 20 метров, длина
57 метро лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1,70 м.), расположенная в
Египте в комплексе пирамид Гиза. По мнению некоторых
исследователей это и одна из самых древних и самых загадочных
статуй.

15.

Его основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме
напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса,
причем, недостаюшие части были добавлены из соответственно обтесанных
известняковых плит. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен
урей(Священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. ), под
подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было
окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Лицо Сфинкса
передает основные портретные черты фараона Хафра.

16.

В круглой скульптуре
уже в Древнем царстве был выработан
определенный тип статуй:
стоящая и сидящая.
У спокойно, прямо стоящей
фигуры мужчины левая нога
выдвинута вперёд, руки
опущены вдоль тела или же
одна опирается на посох.
Женская фигура обычно стоит
с сомкнутыми ногами, правая
рука опущена вдоль тела,
левая лежит спереди на талии.
Статуя вельможи Ранофера
из его гробницы в Саккара.
Известняк. V династия. Середина
3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

17.

Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара.
Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир.
Музей.

18.

Портреты верховного жреца царского
некрополя Аменхотепа и его жены,
«певицы Амона», Раннаи — жрицы
храма бога Солнца.
Обе фигуры, изображённые с
выдвинутой вперед левой ногой и
прижатыми к телу руками,
представляют собой своеобразную
группу или, вернее, парную скульптуру.
Статуэтки, почти одинаковые по высоте
(40 и 39 см), вырезаны из эбенового
(чёрного) дерева драгоценного
материала приятного тёмнокоричневого цвета.

19.

Аменхотеп и Раннаи

20.

Триада Микерина (Каир).
Скульптурная группа из
заупокойного храма Микерина в
Гизе. Древнее царство.
Статуя фараона Микерина, богини
Хатхор и богинипокровительницы нома. Поза
движения в вечности. Тема
единения богоравного фараона с
богинями-покровительницами

21.

У сидящих фигур также
фронтальная
постановка,
тоже близко сдвинуты или
сомкнуты
колени,
ступни
ног, и одна, а то и обе руки
лежат на коленях.
Тела мужских статуй
окрашивались красноватокоричневой, а женских светло-жёлтой охрой,
передавая цвет загорелой
кожи. Одежды покрывали
белой краской, имитируя
льняную ткань, волосы
раскрашивались чёрной
краской, глаза
инкрустировались светлым и
тёмным камнем.
«Царевич Рахотеп и его жена Нофрет»
(статуи из гробницы Рахотепа в
Медуме). Известняк. 28 в. до н. э.
Фрагмент. Египетский музей. Каир.

22.

Статуя царского писца Каи
из Саккары.
Раскрашенный известняк.
Середина 3-го тыс. до н. э.
Лувр. Париж.
Эти статуи были всегда
строго
пропорциональны,
симметричны, статичны
и фронтальны.
Их туловища
напряженно
выпрямлены, прямо
поставленная голова
высоко поднята, а
беспристрастный взгляд
устремлен вдаль.

23.

Голова мужской статуи из собрания Сальт. Известняк. IV
династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Патиж. Лувр.

24.

Женщина, готовящая пиво.
Раскрашенная статуэтка из Саккара.
IV династия. Вторая половина 3 тыс.
до н. э. Флоренция.,
Археологический музей.
Резко противоположны по своему
характеру статуям царей и вельмож
статуэтки слуг и рабов (ушебти),
помещавшиеся в гробницы знати для
обслуживания умерших в загробной
жизни. Сделанные из камня, а иногда
и дерева и ярко раскрашенные, они
изображают
людей,
занятых
различными работами: мы найдем
Здесь и земледельца с мотыгой, и
ткачей, и носильщиков, и гребцов, и
поваров.
Отличающиеся
большой
выразительностью,
эти
статуэтки
выполнены
самыми
простыми
средствами, вне канонических норм.

25.

Рельеф в древнем Египте
Рельеф – один из видов скульптуры.
Подразделяется на типы:
- выпуклый рельеф;
- углублённый рельеф;
- рельеф с врезанным контуром.
Иногда все типы рельефов соседствуют в одной
композиции.
Рельефы и росписи подчинялись одним и тем же
художественным канонам.
Со времён Древнего Царства большое
распространение получили раскрашенные рельефы.

26.

Рельефные изображения встречались с древнейших
времен
►на бытовых и культовых предметах,
►погребальных стелах,
►но особенно часто — на стенах храмов и гробниц.
При различиях в сюжетах изобразительный принцип
остается единым и основывается на требованиях
древнеегипетского канона.
Перспектива и пространственные планы
отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не
используются.

27.

Характерные особенности изобразительного канона
1.Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости
горизонтальные пояса),композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе
упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах
шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с
повторяющимися жестами.

28.

2.Разномасштабность фигур.
Так как фараон был главным
действующим лицом в каждой
композиции, то его, как, впрочем,
и богов, изображали в больших
размерах, чем все остальные
фигуры.
3. Изображение предметов с
различных точек зрения с
помощью их вертикального
расположения: то, что
находится дальше,
изображается на плоскости
выше.
Палетка царя Нармера .

29.

Зодчий Хесира. Фрагмент рельефа из его гробницы в Саккара.
Дерево. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
4.Изображение человека - когда
голова и ноги изображались в
профиль, а торс и глаз - в фас.
Принцип распластывания
фигуры на плоскости,
Избирались самые четкие , ясно
читаемые аспекты, органично
соединенные силуэтом
обобщающего типа и
соотнесенные с двухмерной
плоскостью.

30.

5.Единство изображений и
иероглифических надписей.

31.

Палетка царя Нармера . Символическое изображение покорения Нижнего Египта.
Зелёный шифер. Около 3000 до н. э. Египетский музей. Каир.
В центре изображены переплетённые
длинношеие львы (серпопарды), которых
держат на поводках двое бородатых
мужчин.
В верхнем регистре, над серпопардами,
видна фигура правителя Древнего
Египта. Он одет в тунику, завязанную
через левое плечо и подпоясанную
бычьим хвостом. Фараон представлен в
«красной короне» правителей Нижнего
Египта, увенчивающей его в знак победы
над ними. В руках у него жезл и цеп. Он
участвует в процессии вместе с шестью
приближёнными к месту, где лежат
связанные и обезглавленные враги. Двое
из свиты изображены спереди и позади
фараона и предположительно являются
высшими чиновниками.
В нижнем регистре изображён бык,
разбивающий рогами вражескую стену и
олицетворяющий царя.

32.

Палетка царя Нармера .
Символическое изображение
покорения Нижнего Египта.
На обратной стороне палетки изображён царь
Нармер, который замахивается булавой на
пленного северянина. Фараон держит
пленного за волосы. Фигура Нармера
занимает центр композиции. На нём те же
одежды, но голову венчает уже «белая
корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор
в виде сокола держит в лапе веревку,
продетую сквозь губы пленника. Голова
пленника поднимается из иероглифического
знака земли. Под изображением сокола
помещены шесть стеблей папируса. Стебель
папируса в египетской системе счёта
означает тысячу. Сокол на пиктограмме
символизирует царя, который захватил в
завоеванной им стране шесть тысяч
пленников.
В нижнем регистре палетки видны
изображения убегающих врагов. Две
распростёртые фигуры обнажённых мужчин
могут изображать как пленённых, так и
мёртвых врагов.

33.

Журавли. Рельеф из Сакара.
Известняк. V династия.
Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.

34.

Живопись Египта
Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта.
Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире.
Сцены, изображённые на картинах:
• представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством
(суд Осириса).
• также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем
же в царстве мертвых.
• Что б в загробной жизни, усопшему были доступны все блага, которые он имел при
жизни, в усыпальню клали многочисленные украшения и предметы обихода и роскоши,
а также статуэтки слуг, которые должные ему прислуживать в загробной жизни. На тот
случай, если тело подвергалось негативному влиянию и разрушалось, создавалось еще
портретное изваяние.
При изображении фигуры человека :
-отличался цвет кожи мужчины и женщины;
-использовалось сочетание разных ракурсов :
голова в профиль,
глаз в фас,
плечи в фас,
руки и ноги - в профиль;
- размер фигуры указывал на бога и фараона.

35.

►В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра
желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа.

36.

Гуси. Роспись гробницы в Медуме.
III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
English     Русский Правила