Периодизация искусства Древнего Египта
Эпоха Древнего царства
Пирамида фараона Хуфу, или Хеопса. Первая половина III тысячелетия до н.э.
Самая грандиозная ПИРАМИДА ХЕОПСА построена под руководством архитектора Химеуна. Это – одно из семи чудес света
Типы колонн Древнего царства. Слева: пилястра в виде белого лотоса; справа: колонна в виде связок папирусов.
Статуя фараона Хефрена. Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир. Музей
9.30M
Категория: ИсторияИстория

Искусство Древнего царства (урок 4)

1.

Искусство
Древнего царства:
3200-2400 г. до н.э.

2. Периодизация искусства Древнего Египта

Додинастический (конец V-IV тыс. до н. э. – начало
III тыс. до н.э.)
Древнее царство (3200–2400 гг. до н. э.)
Среднее царство (XXI–начало XIX вв. до н.э.)
Новое царство (XVI–XII вв. до н. э.)
Поздний период (XI в.–332 г. до н.э.).

3.

В период Древнего царства
Египет стал сильным
рабовладельческим государством, в котором власть фараона была
неограниченной.
В это время сложились основные формы древнеегипетской
культуры. Над всеми видами искусства главенствовала архитектура.
Древнее царство – время строительства великих пирамид,
которые стали символом египетской культуры для всех
последующих веков.
Заупокойный культ предполагал особую заботу о Ка фараона.
Едва взойдя на престол, каждый новый владыка начинал
строительство своего погребального комплекса, в который обычно
входила пирамида, заупокойный храм и несколько закрытых
дворов разного назначения. Сейчас учёные считают, что работа на
строительстве пирамид была привилегией, там не использовался
труд рабов.
Период Древнего царства был временем сложения
всех основных форм египетской культуры.

4. Эпоха Древнего царства

Ведущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Рождение египетского стиля

5.

Архитектура Древнего царства
В то время, как для жилищ, предназначенных для живых,
употребляли кирпич и дерево, гробницы — «дома вечности» —
явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не
сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить лишь по
изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же
о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для
души».
Вначале в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в
случае его порчи. Считалось, что душа за неимением тела может
войти в статую и оживить ее, благодаря чему будет продолжаться
посмертная жизнь человека. Следовательно, гробница - дом
умершего должна была служить таким помещением, где была бы в
полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и
куда его родные могли приносить все необходимое для него.
Гробницы знати называются «мастаба» («Мастаба» по-арабски
значит «скамья»).

6.

В эпоху Древнего Царства появляется новый тип гробниц —
СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА.
Первая из сохранившихся пирамид – пирамида фараона
Джосера в Саккара.
Она имеет ступенчатую форму (6 ступеней) и представляет собой
логическое развитие формы мастабы. Ступени пирамиды Джосера
- это словно несколько поставленных друг на друга мастаб. Поэтому
в плане пирамида представляет собой прямоугольник.
Её создателем считается знаменитый учёный и мудрец Имхотеп.

7.

Пирамида фараона Джосера в Саккара

8.

Пирамида
Джосера была частью большого погребального
комплекса, в который входило:
два заупокойных храма,
хеб-седный двор (двор для проведения ритуала хеб-сед –
обновления сил фараона),
сердаб (закрытый двор, в котором помещалась портретная статуя
фараона – новая оболочка для Ка).
Сама пирамида служила для погребения.
Эта пирамида высотой в 60 метров состоит из нескольких
уменьшающихся кверху мастаб .

9.

Заупокойный комплекс фараона Джосера в Саккара

10.

Зодчие искали наиболее простую и совершенную форму
пирамиды.
Результатом этого поиска стал комплекс пирамид в Гизе. Это
гробницы фараонов IV династии Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и
Микерина (Менкаура).
Комплекс в Гизе – высшая точка древнеегипетской культуры и
архитектуры. В эпоху Среднего и Нового царства не было построено
ничего подобного.

11.

Комплекс пирамид в Гизе.
Пирамиды принадлежат фараонам IV династии Хеопсу, Хефрену и
Микерину.

12.

ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ
Хефрен
Микерин
Хеопс

13.

В Гизе была найдена идеальная форма пирамиды. Угол её
вершины равен углу распределения всех сыпучих тел, а значит
камни, из которых она сложена, способны удерживаться
собственной тяжестью.
Египтяне не применяли связующего вещества: блоки камня
ничем не скреплены.
У всех пирамид комплекса квадратное основание, а наклонные
рёбра равны стороне основания.
Пирамиды точно сориентированы по сторонам света.

14. Пирамида фараона Хуфу, или Хеопса. Первая половина III тысячелетия до н.э.

Высота пирамиды Хеопса, около 147 метров. Сложена она из
блоков известняка весом в 2,5 тонны; всего потребовалось на ее
сооружение 2.300.000 таких блоков.

15. Самая грандиозная ПИРАМИДА ХЕОПСА построена под руководством архитектора Химеуна. Это – одно из семи чудес света

16.

Пирамиды в Гизе. Аэрофотосъёмка

17.

Пирамиды в Гизе. Аэрофотосъёмка

18.

Для строительства самой большой из пирамид – Хеопса было
использовано 1,6 млн блоков весом 2 – 2,5 тонн каждый.
Блоки добывались в каменоломнях в нескольких километрах от
Гизе, тщательно обрабатывались и доставлялись на строительную
площадку сначала баржей по Нилу, а после ручной тягой. Лошадей
египтяне эпохи Древнего царства ещё не использовали.
Главные инструменты архитектора в то время – отвес и мерная
линейка, инструменты каменщика – деревянный угольник, молоток
и долото. Вот этими простейшими средствами и были построены
величайшие сооружения древности.
Высота пирамиды Хеопса 146 метров, что составляет 50
современных этажей.

19.

Инструменты, используемые египтянами
для строительства Великих пирамид:
Инструменты египетских каменщиков и строительных
рабочих Древнего Египта.

20.

Приспособления для перемещения каменных блоков.

21.

Предполагаемый способ транспортировки и установки
каменных блоков.

22.

После завершения кладки пирамиды облицовывались
каменной
оболочкой,
поверхность
которой
тщательно
полировалась.
Отражая яркое африканское солнце, грани пирамид светились
как некое рукотворное чудо, были видны издалека
и
противостояли однообразному ландшафту окружающей пустыни.

23.

Пирамиды в Гизе: современное состояние кладки

24.

Единого интерьера внутри пирамид нет. Посещение их после
ритуала погребения не предполагалось.
Внутри находились лишь узкие коридоры, которые вели в
погребальные камеры. После смерти фараона саркофаг с его
телом помещался сначала в одну из этих камер, а потом
переносился в другую. Входное отверстие заделывалось.
В ансамбль Гизе входили заупокойные храмы, пирамидыспутники для погребения жён и ближайших слуг умершего, а также
большой сфинкс (вырубленное из скалы изваяние с телом льва и
головой человека – портретным изображением фараона Хефрена).
Комплекс был соединён с Нилом.

25.

Внутреннее устройство Пирамиды

26.

Со временем размеры храмов при пирамидах увеличиваются, их
архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые
появляются ставшие затем столь характерными для египетской
архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связок
нераспустившихся папирусов.

27. Типы колонн Древнего царства. Слева: пилястра в виде белого лотоса; справа: колонна в виде связок папирусов.

• В
пирамидных
храмах
впервые
в
Египте
встречаются
свободно
стоящие колонны то с
круглыми
стволами
и
простыми абаками, то в
виде
четырехгранных
столпов.

28.

Скульптура Древнего царства также была связана с
заупокойным культом. Статуи выполнялись в соответствии со
строгими канонами. Это были сидящие фигуры или стоящие с
выставленной
вперёд
левой
ногой.
Скульптор добивался портретного сходства: новая оболочка для
Ка должна быть узнаваемой. Статуи фараонов выполнялись из
камня твёрдых пород – гранита или базальта, которые были трудны
в обработке, но зато давали гарантию вечности.
Позы изображённых статичны, скованны, в них прочитывается
прямоугольная
форма
каменного
блока,
послужившего
материалом.
Фараоны Древнего царства изображались
в «идеальном
возрасте» – сложившимися, цветущими, не имеющими недостатков
и изъянов. Таковы сидящие фигуры фараонов Джосера, Хефрена,
стоящая фигура фараона Микерина с двумя богинями.

29.

Статуя фараона Джосера

30. Статуя фараона Хефрена. Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир. Музей

• Вот он - канон
египетской
монументальной
портретной
скульптуры.
Незыблемость,
олицетворяемая
неподвижностью
образа. Полное торжество закона
фронтальности,
при
котором
человеческая фигура строится лицом
к зрителю, строго вертикально и
симметрично.

31.

Статуя фараона Хефрена

32.

Фараон
Менкаура,
богиня Хатор и богиня
нома.
Скульптурная
группа из заупокойного
храма Менкаура в Гизэ.
Серо-зеленый шифер.
IV династия.
Первая половина 3
тыс. до н. э. Каир.
Музей.

33.

Бюст царского сына Анххафа
является, может быть, наиболее
примечательным скульптурным
портретом из всех упомянутых
шедевров Древнего царства.
Удивляет мастерство передачи
мускулатуры лица, скадок кожи,
нависающих век, нездоровых
«мешков» под глазами. Вся лепка
лица
выполнена
не
по
известняку, из которого высечен
бюст, а по гипсу, плотным слоем
покрывающему камень.
Бюст царевича Анххафа из
гробницы в Гизэ. Известняк. IV
династия. Первая половина 3
тыс. до н. э. Бостон. Музей
изящных искусств.

34.

Голова
мужской
статуи из
собрания Сальт. Известняк. IV
династия. Первая половина 3 тыс.
до н. э. Патиж. Лувр.

35.

Тормозящая
роль
канона
мешала
художникам преодолевать установившийся
подход к передаче образа человека,
вынуждая неизменно сохранять скованность
поз,
бесстрастное
спокойствие
лиц,
подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру
мощных тел. Это можно хорошо видеть,
например, на статуе вельможи Ранофера он
изображен идущим с опущенными вдоль
тела руками и поднятой головой; все в этой
скульптуре выдержано в рамках канона —
поза, одеяние, раскраска, чрезмерно
развитые мускулы неподвижного (несмотря
на ходьбу) тела, устремленный вдаль
равнодушный взгляд.
Статуя вельможи Ранофера из его гробницы
в Саккара. Известняк. V династия. Середина 3
тыс. до н. э. Каир. Музей.

36.

Однако
жизнь
была
сильнее
требований религии, которые не смогли
полностью задержать творческий рост
египетского
искусства.
Лучшие
скульпторы сумели даже в рамках
освященных временем традиций создать
ряд
подлинно
замечательных
произведений. Среди них следует
особенно выделить деревянную статую
зодчего Хемиуна, бюст царского сына
Анххафа, статуи писца Каи и царского
сына Каапера, голову мужской статуи из
коллекции Сальт в Лувре, голову женской
статуи из коллекции Карнарвона.
Статуя царевича Каапера из его
гробницы в Саккара. Дерево. V
династия. Середина 3 тыс. до н. э.
Каир. Музей.

37.

Статуя царевича Каапера

38.

Статуи простых смертных выполнялись из более мягкого камня,
например, известняка, реже из дерева. Они раскрашивались, глаза
инкрустировались стекловидными пастами. Изображения были
более реалистичны.
Таковы портреты супругов Рахотепа и Нофрет (женская кожа
окрашивалась более светлым тоном) и фигура царевича Каапера.

39.

Статуя вельможи Рахотепа и его супруги Нофрет

40.

Статуи Рахотепа и Нофрет:
фрагменты.
Раскрашенный известняк .
Древнее царство Начало 3 тыс. до н. э.
Каир, Египетский музей

41.

Ещё один тип статуй периода Древнего царства – статуи
писцов.
Писцы были привилегированным сословием в Египте, они вели
записи хозяйственного характера, занимались летописанием, им
же были доступны речи богов. Поэтому у статуй при помощи
инкрустации глаз подчёркнут взгляд, устремлённый туда, куда не
проникнуть никому другому.
Писцы изображались сидящими со скрещенными ногами, с
листом папируса на коленях и рукой, держащей палочку для
письма.

42.

Статуя писца Каи

43.

Статуя писца Каи
Древнее царство. Париж. Лувр. Известняк.
Глазница - медь.
Белок - алебастр.
Радужка - горный хрусталь.
Зрачок - выточенный конус, заполненный сажей

44.

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности
фараона был образ сфинкса — фантастического существа с
туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были
первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и,
следовательно, доступными для обозрения народных масс, на
которые
они
должны
были
производить
впечатление
сверхъестественной и потому неодолимой силы.
Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и
вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс,
находящийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды
Хафра в Гизэ. Его основу составляет естественная известняковая скала,
которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была
обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие
части были добавлены из соответственно обтесанных известняковых
плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота равна 20 м, длина 57 м,
лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1,70 м. На голове Сфинкса надет царский
полосатый платок, на лбу высечен урей (Священная змея, которая, по
верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. ), под подбородком
искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо
было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и
красные.

45.

Сфинкс у пирамиды Хефрена

46.

Это самый большой сфинкс (гигантское существо с головой
человека и телом льва): он высечен из цельной скалы. Голова
его в 30 раз больше человеческой, длина тела – 57 метров.
Быть может портрет самого Хефрена в львином обличии.
Сфинкс у пирамиды Хефрена

47.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и
росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Египетский рельеф существовал в 2-х видах:
обычный барельеф и врезанный, углубленный рельеф ( при котором
поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а
врезались контуры изображений, оказывавшихся, таким образом,
довольно плоскими).

48.

На рельефной плите из гробницы зодчего Хесира он изображён с
инструментами своей профессии. Плита выполнена в технике
низкого рельефа, изображение совсем немного возвышается над
поверхностью фона.
Египтяне любили и технику врезанного рельефа, когда
изображение слегка углублено относительно фона, а главным
выразительным средством является линия контура. Обе техники
обусловлены характером освещения: солнце в Египте столь резкое,
что не позволяет работать сильно выступающими объёмами и
полутонами.

49.

Зодчий Хесира. Фрагмент рельефа из
его гробницы в Саккара. Дерево. III
династия. Начало 3 тыс. до н. э.
Каир. Музей.

50.

Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина
3 тыс. до н. э. Берлин.

51.

Ладья с матросами. Рельеф из гробницы времени V династии.
Середина 3 тыс. до н. э. Париж. Лувр.

52.

Уже в эпоху Древнего царства рельеф начали раскрашивать. Из
раскрашенного рельефа возникла живопись.
Были известны и два вида техники стенной росписи: темперой
по сухой поверхности, а 2 способ сочетался с вкладкой цветных
паст в заранее приготовленные углубления. Краски были
минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная —
из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого
малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая —
из желтой охры..
Один из первых примеров живописи – изображение гусей из
гробницы в Медуме. Оно декоративно, плоскостно, в нём
главенствует линия. Однако характер движения и пластика птиц
переданы убедительно.

53.

Изображение гусей из гробницы в Медуме

54.

В период Древнего царства большое значение и развитие
получило художественное ремесло.
Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита,
порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита,
бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из
фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева —
кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые
листовым золотом, деревянные ложа с художественно
обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы,
глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных
предметов, которые уже вырабатывались в эпоху Древнего царства.
Как и в других видах искусства, в художественном ремесле этого
периода также складывались основные формы и технические
приемы, существовавшие в дальнейшем очень долго.
English     Русский Правила