Похожие презентации:
Принципы социально-культурного проектирования
1. Принципы социально-культурного проектирования
ПРИНЦИПЫСОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Выполнили :
Шнайдер К.
Ску тина И.
2. Социально-культурное проектирование
СОЦИА ЛЬНО-КУЛЬТ УРНОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ
Социокультурное проектирование — это технология решения
проблем в условиях максимальной неопределенности задач и
вариативности их возможных решений.
Социально-культурный проект представляет собой
целевой блок, который реализуется через систему
практических мероприятий. В основе генерирования
идеи проекта и разработки условий и способов его
воплощения лежит система принципов, т.е.
основных исходных положений, теоретикомировоззренческих оснований и наиболее общих
нормативов проектной деятельности.
3.
Этот принцип предполагает учет границ и возможностейуправляемости объекта проектирования (который
одновременно является субъектом самоорганизации и
саморазвития), степени корректируемости социокультурных
процессов и оценку социально значимых последствий такой
модификации.
Следовательно, смысл проектирования заключается не в
жестком управлении культурными процессами или развитии
культуры в смысле отрасли, инфраструктуры, но в поддержке
самоорганизующейся социально-культурной среды, для
которой культура есть имманентный, универсальный и
пронизывающий ее компонент.
Данный принцип можно рассматривать как стратегическую
задачу региональных культурных программ, смысл которых
заключается в создании системы условий, оптимизирующих
процессы саморазвития и самоорганизации всех субъектов
социально-культурной жизни территории.
(любое
изменение
имеет свои
пределы)
4.
Разработка условий, способствующих саморазвитиюсоциально-культурного субъекта посредством решения или
предупреждения проблем. Подразумевается оптимизация
непосредственной среды обитания человека, создание
условий, стимулирующих личностное развитие.
Необходимость в этом объясняется тем, что
социокультурная среда является основополагающим
фактором, определяющим человеческие ценности, нормы,
идеалы т.д.
(непосредственной
среды обитания
человека)
5.
Он означает, во-первых, альтернативность идей и проектов, создающая условиядля свободного самоосуществления, самореализации человека средствами
культурной деятельности ..
Во-вторых, характеризуемый принцип предполагает восстановление связи
культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в
отечественной и мировой истории нравственных референтов.
В-третьих, принцип персонифицированности процесса и результатов
социокультурного проектирования строится на восприятии культуры как особого
духовного мира, наполненного значимыми для человека образами, смыслами,
идеями, ценностями, на понимании проблем развития культуры как
определенного противоречия между наличной и желаемой системами ценностей
(которые утрачены и которые необходимо воссоздать).
В-четвертых, персонифицированность — это ценностная причастность автора
программы (и субъекта культурной политики) к анализируемым и проектируемым
процессам — восприятие себя как органичной части целого культурного мира,
идентификация с ним — с его радостями, болями, проблемами.
6. 4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение
4. ПРИНЦИП ОПТИМА ЛЬНОЙОРИЕНТАЦИИ НА СОХРАНЕНИЕ И
ИЗМЕНЕНИЕ
Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства культурного
наследия и процессами культурной инновации предполагает безусловное
доминирование ориентации на сохранение (традиций, ценностей, форм
жизнедеятельности и т.д.), поскольку культура – это не столько настоящее, сколько
прошлое, в котором она обретает свою подлинность.
Оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает
востребованность историко-культурных ценностей, включенность их в контекст
современных культурных процессов. Следовательно, в основу культурного развития
(по крайней мере, на данном этапе) должна быть положена идея преемственности,
сохранения, созидания.
Приоритетными задачами социокультурного проектирования в этой связи следует
рассматривать поддержку тех ценностей, норм, традиций, культурных практик,
которые “отфильтрованы” историческим опытом многих поколений, отвечают
критериям нравственности и гуманистичности, отражают специфику территории и
могут рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов
жизнедеятельности общества и человека.
7.
5. Принцип проблемноцелевой ориентацииВедущий технологический принцип социокультурного
проектирования. Его реализация предполагает прежде всего
целевую ориентацию программ на решение различного рода
проблем, носителями которых является личность, социальная
группа, определенная территория или регион, общество в
целом; их направленность на самоосуществление личностей и
социальных групп, на самореализацию человека в
социокультурной сфере.
Данный принцип также осуществляет поиск соответствующих
социальных сил, заинтересованных в разрешении тех или
иных проблем.
8.
— К местной администрации, поскольку культура занимает исключительное местов развитии социально-культурной жизни, в сохранении и возрождении народных
традиций, промыслов, ремесел, придающих территории историко-культурную
уникальность, в эстетизации среды обитания.
— К органам управления и субъектам культурной политики (областному,
городскому, районному комитетам по культуре) как к возможным источникам
поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам
культурной политики.
— К общественности, творческой интеллигенции, лучше других знающей
проблемы и перспективы сферы культуры и заинтересованной в осуществлении
своих социально-культурных инициатив
— К различным фондам социальной направленности, для которых сфера и
учреждения культуры могут стать площадкой реализации социально-культурных
проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и
группы населения.
9. К частным принципам относят:
К ЧАСТНЫМ ПРИНЦИПАМ ОТНОСЯТ:1. Принцип соразмерности проектируемых перемен (их соответствие
социокультурным, психологическим, физиологическим особенностям
человека);
2. Принцип социальной и личностной целесообразности (соответствие
ожидаемых результатов личностным потребностям);
3. Принцип комплексности (учет всех основных направлений
взаимосвязи людей с их социальным и культурным окружением);
4. Принцип реалистичности (опора на измеримые и достижимые
результаты).
10.
Источники:- Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социокультурного проектирования.
Учебное пособие. Санкт-Петербург.1997.- Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное
проектирование. Теория и методология // Теоретические основания
культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993-
Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 6-е изд., перераб. и
доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2006.-240с.
- Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной
молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003
- Фатхуллина Л.В. Социокультурное проектирование: Учебно-методическое
пособие / Казан.гос.университет культуры и искусств.- Казань.2008. – 56с