Похожие презентации:
Символизм – одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков
1. Символизм
Козлов А. , 11б2. Определение
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) –одно измодернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков.
Сосредоточено преимущественно на выражении
посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей,
смутных, часто изощрённых чувств и видений.
3. Суть
+ направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов.+ В. Брюсов (считал символизм чисто художественным
направлением)
+ Мережковский (опирался на христианское учение)
+ Вяч. Иванов (искал теоретической опоры в философии и эстетике
античного мира, преломленных через философию Ницше)
4. Понятие
+ “Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, –писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни,
внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм
общежития.
+ реализм и символизм
5.
6. Особенности зарождения …
+ Символизм становится первым значительным модернистским направлением вРоссии
+ совпал с началом Серебряного века
+ В русском символизме не было единства концепций
+ объединяло - недоверие к обыденному слову, стремление выражаться
посредством аллегорий и символов
7. Ранний символизм
+ Само искусство начинает пониматься как накопитель и сохранительпрекрасного (чистого опыта и истинного знания)
«Природа создаёт недоделанных уродцев, — чародеи
совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик» (К. Бальмонт)
8. Постепенное развитие идеи
+ Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русскийсимволизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом
нового поколения,
с их интересом к народности и русской песне,
с их более чутким и органичным обращением к русским
литературным традициям.
9. Первые итоги
+ Новую интерпретацию в свете символизма получают многиепроизведения русских классиков
10. Старшие символисты
+ Появление в официальной публикации«О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского
Альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом
Валерием Брюсовым в 1894 году.
Мережковский находились у истоков символизма в Петербурге
Валерий Брюсов — в Москве
11.
12. Миф об Александре Добролюбове
Странная и необыкновенная жизнь: что-то отпоэта, что-то от Алёши Карамазова, ещё
многие разные „что-то“, таинственно
перепутанные в этом человеке, обаяние
которого, говорят, было неотразимо».
13. Особенности
+ передача тончайших движений души;+ максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
+ изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
+ поэтика намёка и иносказания;
+ знаковое наполнение обыденных слов;
+ отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
+ недосказанность, утаённость смысла;
+ стремление создать картину идеального мира;
+ эстетизация смерти как бытийного начала;
+ элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
14. Факты
+ Расцвет русского символизма связан с приходом в литературу А. Блока, А.Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского,
+ Существенную роль в развитии и распространении символизма в России
сыграли издательства "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", журналы "Весы",
"Золотое руно".
15.
16. Фёдор Сологуб
Я – бог таинственного мира,Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
28 октября 1896
17. Дмитрий Мережковский
Дома и призраки людей Всё в дымку ровную сливалось,И даже пламя фонарей
В тумане мёртвом задыхалось.
И мимо каменных громад
Куда-то люди торопливо,
Как тени бледные, скользят,
И сам иду я молчаливо,
Куда - не знаю, как во сне,
Иду, иду, и мнится мне,
Что вот сейчас я, утомлённый,
Умру, как пламя фонарей,
Как бледный призрак, порождённый
Туманом северных ночей.
1889