Контрольная работа № 1 по социологии «Теории происхождения общества»
Инструментальная теория
Сексуальная теория
Кратическая теория
Гендерная теория
Семантическая теория
Социальная эволюция и социальный прогресс
Эволюционные теории
Циклические теории
553.09K
Категория: СоциологияСоциология

Контрольная работа № 1 по социологии «Теории происхождения общества»

1. Контрольная работа № 1 по социологии «Теории происхождения общества»

Государственное казенное
образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ
ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Контрольная работа № 1 по социологии
«Теории происхождения общества»
Выполнила
Студентка 2 курса
Группы ТС 05/1504
Горбатенко Нияра

2.

"Стихийные социологи" обычно называют три гипотезы
происхождения общества: эволюционную ("труд создал
человека", превратив стадо в сообщество производителей)
теологическую ("Бог создал человека и дал ей Закон»);
космическую ("все это дело рук инопланетян»).
Все эти теории одинаково дискуссионные, однако ни одна
из них не дает ответа о "технологические детали" процесса
социального организма.
Общество возникает тогда, когда возникает общественная
жизнь, то есть отношения людей перестают быть
спонтанными
и
хаотичными,
а
приобретают
определенной структуры.

3. Инструментальная теория

Используя орудия труда, люди учились
работать, повышался их благосостояние. Это
привело к функционального разделения
общины, закрепление разделения труда, к
появлению имущественных различий. Затем
- взаимоотношения людей приобретают
определенной структуры, возникает и
начинает
развиваться
социальная
организация.

4. Сексуальная теория

Базируется на такой особенности человека - вне сезонный характер
размножения и удовольствие от сексуальных отношений. Это могло
приводить
к
спонтанному,
неконтролируемому
вспышки
рождаемости, который выбивал жизни группы с ритма, ослаблял
ее, создавая нагрузку непосильные для этой группы. Установление
контроля за рождаемостью привело к появлению семьи и норм,
регулирующих сексуальные, а вместе с тем и всевозможные другие
отношения членов сообщества. Регламент воспроизведения привел
к планированию хозяйственной жизни, а результатом этого стало
появление социальной организации.

5. Кратическая теория

Сила и разум распределены среди
людей неравномерно. Сочетаясь с
естественной
экспансивностью
(жадность
и
любопытство),
эти
качества превращаются в факторы,
которые позволяют определенным
группам занять лидерскую позицию и
получить лучшую пищу, лучших
сексуальных
партнеров
и
тому
подобное.
Лидеры
начинают
формировать и утверждать систему
правил, честь вождей, распределение
привилегий, передачи власти. Нормы,
направленные
на
сохранение
и
поддержание неравенства, составляют
основу социальной организации, то
есть
регламентированной,
упорядоченной и подконтрольной в
своей
деятельности
человеческой
ассоциации.

6. Гендерная теория

Базируется на анализе распределения социальных ролей между полами. Женщина
вынашивает и воспитывает потомство, поэтому она, "согласно природе", имеет
большую значимость и распорядительную волю (она учит, передает традиции).
Мужчина - индивидуально незначительный, заменяемый и функционально играет
роль "сервера" для обслуживания процесса воспроизводства: обеспечивает жилье,
питание, одежду и тому подобное. Недовольные своей вспомогательной ролью,
мужчины создают противовес женской монополии на воспроизводство - мужскую
монополию на установление порядка. В этом смысле политика - порождение
андрогенной цивилизации.

7. Семантическая теория

Строится на признании слабости человека как биологического
существа. Поэтому закон выживания побуждает людей к объединению
усилий, создания "коллективного организма", способного решать самые
сложные задачи. Групповое взаимодействие связана с координацией
усилий, дифференциацией функций. Это возможно только с развитием
общения, языка. Формируется упорядоченный мир коммуникаций,
система упорядоченных коллективных взаимодействий.
Учеными подсчитано, что критическая масса людей (а также, как
показали опыты, и приматов), достаточное для распространения новых
идей и технологий составляет 15-20% от массы. Это и необходимое
количество лидеров, которые поведут страну к новому.

8. Социальная эволюция и социальный прогресс

Социальную эволюцию часто отождествляют с социальным прогрессом. Однако
существует разница между этими двумя понятиями. Социальная эволюция
означает любой вид развития, а термином "прогресс" обозначают развитие тех
качеств, которые люди оценивают как положительные с точки зрения
определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным, другой может
считать регрессивным). О том добре, а плохие есть изменения, желаемые они
или нет, совершенствуют они определенное явление или нет - можно судить поразному, в зависимости от выбранной точки зрения. Например, во времена
"реального социализма" прогрессивным декларировалось все, что служило
укреплению и расширению социалистического строя.
Таким образом, понятие "прогресс" несет в себе оценку изменений, которые
происходят. А "социальная эволюция", "социальное развитие" - понятие
нейтральные. Поэтому прогресс не может быть отождествлен с социальным
развитием. Прогрессом называем те качественные или структурные изменения
определенного общественного явления или социальной системы, которые, с
точки зрения определенных определенных оценочных критериев, составляют
усовершенствования этого явления, по сравнению с его предыдущим
состоянием.

9. Эволюционные теории

Эволюционные
(оптимистические)
теории - общество последовательно
проходит
определенные
стадии
развития,
становясь
все
более
совершенным. Так, Огюет Конт выделял:
теологическую
(до
1300),
метафизическую (до середины XIX в.) И
положительную стадии (период от
середины XIX в. По настоящее время).
На каждой из них, по мнению Огюста
Конта, общество становилось все более
рациональным,
богаче
и
менее
агрессивным.
Герберт Спенсер считал, что в основе
эволюции лежит естественный отбор.
Должны выжить "лучшие" общества, а
"неприспособленные" - обречены на
гибель. А также, что финальной стадией
развития
человечества
развитые
индустриальные общества.
Герберт Спенсер

10.

Карл Маркс связывал прогресс с развитием
производительных сил и классовой борьбой.
Развитие техники выводит на арену истории
новые общественные классы, соответственно,
рабовладельцев и рабов - феодалов и зависимых
крестьян - буржуазию и рабочий класс и др.
Среди современных ученых, которые являются
сторонниками эволюционной теории развития
общества является распространено мнение о
том, что эволюция не обязательно направленной
в одну сторону, а развивается во многих
направлениях. Они признают, что изменения не
обязательно предполагают прогресс и могут
осуществляться разными путями. Вместе с тем,
они соглашаются, что несмотря на то, что не
существует единого процесса эволюции для всех
народов, человечество в целом система
развивается, причем некоторые народы
осуществляют эволюционные прорывы, которые
обеспечивают всему человечеству легкую
адаптацию к условиям окружающей среды, а
также открывают совершенные формы
социальной организации.
Карл Маркс

11. Циклические теории

Сторонники такого подхода считают, что прогресс - как линейного
процесса - не существует, а вместо этого есть циклы, в пределах которых
повторяется история на все более высоком уровне. Однако итог всегда
тот же - через определенный промежуток времени цивилизация
погибает.
На протяжении всей истории человечества существует определенное
количество цивилизаций. Освальд Шпенгпер в книге "Закат Европы"
выделяет их восемь: "египетская", "индийская", "вавилонская",
"китайская", "аполлоновское" (греко-римского), "магическая"
(византийско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и
культура майя. Ученый считал вероятным появление еще одной,
девятой - русско-сибирской культуры. Арнольд Тойнби в работе
"Постижение истории" выделяет 37 цивилизаций, разделяет на три
группы: "цветущие цивилизации" (их 27 - китайская, египетская,
западная и др.), "Неразвитые цивилизации" (их всего бы несторианского христианская, монофизитского христианская - обе не
развились из-за того, что были поглощены исламской и др.) и
"застывшие цивилизации" (эскимосская, спартанская и др.).

12.

Сторонники циклических теорий убеждены, что цивилизации, как люди,
рождаются, расцветают, стареют и приходят в упадок. Освальд Шпенглер
считал, что каждая цивилизация существует примерно и000 лет. Поскольку,
по его мнению, западная культура зародилась около 900 г. н. Э. есть. то ее
упадок в начале XX в. должен был быть уже не за горами. Отсюда название
его книги и вызванный ею в начале XX в. общий общественный интерес.
Английский исследователь Арнольд Тойнби высказывал идею, что
цивилизация возникает как ответ на определенный "вызов". Таким может
стать действие природных сил (например, суровый климат) или
человеческий фактор (воинственные соседи). Интересно, что "вызов", по
мнению Тойнби, не сразу порождает адекватную "ответ". Сначала происходит
своего рода "замыкание в себе", период видимой бездеятельности, а со
временем возникает "обратная реакция", нередко взрывная по своему
характеру. Если элита общества не способна сплотить его и дать отпор общество погибнет. В противном случае оно будет развиваться. Однако в
процессе развития противоречия в обществе накапливаются и в конце концов
он начинает приходить в упадок. Гибель или, по терминологии Тойнби "надлом" цивилизации обусловлены двумя причинами. Первая - потеря
инициативы у лидеров, "творческого меньшинства". Вторая - "отказ от
мимезису", то есть механизма уподобления лидерам, "творческим
личностям". Этот отказ приводит к НЕ контролируемости потока жизни,
революций, анархии.

13.

По мнению российского ученого
Льва Гумилева, каждая нация
составляет своеобразный живой
организм - с циклом жизни от
рождения до смерти примерно 1200
лет.
Сторонники циклических теорий не
видят значительного прогресса
одних цивилизаций, по сравнению с
другими, считая, что прогресс
происходит в основном в
технологической сфере, но
сущностные показатели остаются те
же.
Лев Гумилёв

14.

Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный
(революционный) виды социального прогресса.
Реформа - частичное усовершенствование в определенной сфере
жизни, ряд постепенных преобразований, которые не касаются основ
существующего строя.
Различают разные реформы, в зависимости от того, какой сферы
жизни общества они касаются, например, социальные реформы - те,
которые непосредственно связаны с людьми, последствия которых
отражаются на уровне или образе жизни людей, их здоровье, участие в
общественной жизни, доступе к социальным благам. Скажем, такие,
как: введение общего среднего образования, медицинского
страхования, пособий по безработице и т. Соответственно:
экономические - реформы в экономической сфере; политические реформы в политической сфере.

15.

Революция - комплексное изменение многих или всех сторон общественной
жизни, которая касается непосредственно основы существующего строя.
Революции охватывают различные сферы жизни общества и, соответственно,
выделяют революции: религиозные, технические, политические, научные и
тому подобное. По своей продолжительности они также могут быть
различными - считается, что революцию не завершено, пока не будет
достигнута ее цель. Неолитическая революция, скажем, длилась около 8 тыс.
Лет. Она считается самой крупной в истории человечества. Суть
неолитической революции - приручение животных и окультурнення
растений. Вследствие неолитической революции возникло классовое
общество.
По социальной значимости неолитической революции конечно сравнивают с
промышленной революцией XVIII-XIX вв., Которая привела к замене
феодальных порядков капиталистическими (продолжалась более 100 лет).
English     Русский Правила