Похожие презентации:
Сергей Васильевич Рахманинов
1.
Сергей Васильевич Рахманиноврусский композитор, пианист,
дирижёр. Синтезировал в своём
творчестве принципы петербургской и
московской композиторских школ (а
также традиции западноевропейской
музыки) и создал свой оригинальный
стиль.
2.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманиновсинтезировал различные тенденции русского искусства, различные
тематические и стилистические направления, и объединил их под одним
знаменателем— Русским национальным стилем.
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и
был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап.
Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки
интонационным багажом древнерусского знаменного распева.
Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку
XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов,
чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
3.
Значение исполнительского творчества Рахманинова неменее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для
многих поколений пианистов разных стран и школ, он
утвердил мировой приоритет русской фортепианной
школы, отличительными чертами которой являются: 1)
глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к
интонационному богатству музыки; 3) «пение на
фортепиано» — имитация средствами фортепиано
вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих
произведений мировой музыки, на которых учатся
многие поколения музыкантов.
4.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—
1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную
эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по
крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый
и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической
традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не
принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество
Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав
многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо
индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая
подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л.
ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за
пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при
этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
5.
Первый ранний период — начинался под знакомпозднего романтизма, усвоенного главным образом через
стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако
уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти
Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт
пример смелого творческого синтеза традиций романтизма
(Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной
традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это
произведение — один из первых в мировой музыке примеров
полистилистики — словно символически возвещает
преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и
вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой
Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты
ещё более смело, что и послужило одной из причин её
провала на премьере.
6.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного наинтонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского
романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в
фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль
Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и
модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма,
неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное
произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на
слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми
хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и
симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства
символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически
воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти;
апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала
влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
7.
Поздний — зарубежный период творчества — отмеченисключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из
цельного сплава самых различных, порой противоположных
стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза,
древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности
авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок
заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в
современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого
периода отличаются загадочной символикой, смысловой
полифонией, глубоким философским подтекстом.