2.28M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Сергей Васильевич Рахманинов. Фортепианное творчество

1.

Ортман Ирина Викторовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Городской дворец детского (юношеского)
творчества им. Крупской
Новокузнецк 2016

2.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - русский композитор,
пианист-виртуоз, дирижер. Синтезировал в своём творчестве принципы
петербургской и московской композиторских школ (а также традиции
западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший
впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века.

3.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве.
Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена
учительница музыки А. Д. Орнатская . При её поддержке осенью 1882 года
Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской
консерватории в класс В. В. Демьянского.

4.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И.
Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его
первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина
«Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в
том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее
известных произведений Рахманинова.

5.

Для характеристики одной из главных особенностей рахманиновского
фортепианного творчества Д. В. Житомирский вводит понятие «концертности», не
ограничивая его рамками лишь собственно концертного жанра. Концертность
понимается им как качество противоположное камерности с присущей ей
детализированностью музыкального письма.

6.

Первый концерт, написанный им в семнадцати-восемнадцатилетнем возрасте (1890—1891),
еще до окончания консерватории, — произведение неровное и недостаточно самостоятельное.
В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и
формировался юный Рахманинов (Чайковского, Рубинштейна), так и западных романтиков —
Шопена, Шумана, отчасти, может быть, Грига и Листа.

7.

На протяжении нескольких ближайших лет после окончания
концерта Рахманиновым был написан ряд фортепианных пьес,
объединенных в две серии:
«Пьесы-фантазии»
«Салонные пьесы»
Несмотря на их неравноценность и не вполне еще установившийся авторский «почерк»,
некоторые из них уже содержат черты яркого индивидуального своеобразия.

8.

В первой из указанных серий особенно выделяется прелюдия до-диез
минор, очень скоро после своего появления в свет ставшая знаменитой.
Полнота и насыщенность звучания, эффектная контрастная регистровка, гулкие
«колокольные» басы придают этой небольшой по длительности пьесе черты
монументальности.

9.

Вторая серия фортепианных пьес в целом неравноценна и содержит
наряду с высокохудожественными образцами некоторое количество неярких и
малосамостоятельных вещей, иногда даже отмеченных чертами
поверхностной салонности. К лучшим из пьес этой серии надо отнести
поэтичную Баркаролу с ее мягкой меланхолической задумчивостью.

10.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами
«самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике
выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его
наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество
Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который
объединил и сплавил творческие принципы московской и петербургской
композиторских школ в единый и цельный русский стиль.

11.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и
был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап.
Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки
интонационным багажом древнерусского знаменного распева.
Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой
уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные
произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
English     Русский Правила