Похожие презентации:
Основные общественно-политические течения
1.
2.
УТОПИЯ?«Место, которого нет».
3.
Как развиваетсяобщество?
Что лучше революция
или реформа?
Куда движется история?
4.
Оформились в западной Европе в XIX в.5.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕТЕЧЕНИЯ
Нацисты
1. Отношение к устройству социума - правые за разделение общества на
классы, левые - за всеобщее равенство и отсутствие социального расслоения и
эксплуатации.
2. Отношение к собственности. Левые - за национализацию и коллективную
собственность. Правые - за сохранение действующей политической и
экономической системы, неприкосновенности частной собственности.
6.
Национали́ зм (фр. nationalisme) главный принцип - ценность нации каквысшей формы единства общества, образующей государство.
Нацизм – радикальный национализм с призывами к вражде,
дискриминации либо насильственным действиям по национальному
признаку (в гитлеровской Германии – по отношению к славянам, евреям
и цыганам).
То есть: националист любит и хочет служить своей Родине и своему
народу, при этом не принижая другие народы или страны. Нацизм же
не только превозносит свой народ и страну, но и принижает и
осуществляет насильственные действия по отношению к другим
народам и странам.
Если национализм несет созидательный смысл, то нацизм –
насильственный.
Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного
подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности
правителя, однопартийной системы управления и превосходства
титульной нации над другими народами. Фашизм существовал в
Италии, Румынии, Испании, Португалии, Бразилии и других странах.
7.
Правые и ультра-правые о-п течения.Названи
е о-п
течения
Нацизм
Национализ
(национал
м
социализм) – герм.
Фашизм – итал.
Интересы
Превосходство
государства прежде
Интересы
титульной нации,
всего, полное
нации
ее интересы
подчинение личности
прежде
прежде всего.
ему, культ личности
всего.
Вражда,
правителя,
Отличия
Другие
насильственные
превосходство
народы и
действия,
титульной нации, но
страны не дискриминация по
возможность
принижаютс национальному и
взаимодействия с
я.
политическому
другими нациями в
признаку.
интересах своего
государства.
8.
Работа с таблицейОбщественно-политические
течения 18-19 вв.
Вопросы для
сравнения
Консервати Либерализ
Социализм
зм
м
Главные
принципы
Роль государства в
экономической
жизни
Минимизация.
Отношение к
социальным
вопросам
Пути решения
социальных
вопросов
Отношение к
свободе
Свобода достигается
обеспечением, а не только
провозглашением всех соц.
благ
Анархизм
9.
10.
11.
ТРЕБОВАНИЯПринцип свободы личности
(каждый самостоятельно несет ответственность за
собственное благосостояние)
Свободный рынок и свободное состязание
между предпринимателями без
посредников и без судей, не
ограничиваемый государством
товарообмен. Роль «ночного сторожа»,
охраняющего собственность.
12.
Джон Локк (1632-1704) – английский педагог ифилософ.
Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства (создание «нужных» законов и их
исполнение), Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и
подчинить законодателей действию ими же созданных законов, которые осуществляет
исполнительная власть.
Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
1. Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для
крестьянина за плугом.
2. Закон создается не для подавления людей, а для их блага.
3. Без согласия народа нельзя увеличивать налоги.
4. Законодатели никому не могут передоверять свои функции.
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) – французский
писатель и философ.
Свободное государство должно основываться на принципах разделения властей, взаимного
сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными
социальными слоями общества.
Законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию
знатных (представительное собрание и законодательный корпус заседают отдельно). Законы
принимаются при взаимном согласии.
Исполнительная власть – монарх /лица - не члены законодательного собрания. Личность монарха
священна – сдерживает законодательную власть от произвола – вето на решения / роспуск.
Судебная власть - лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости.
13.
Предотвратить революционные взрывы, уничтожить враждумежду классами, достигнуть всеобщего благосостояния.
14.
В НАЧАЛЕ XX В. ПРЕДЛАГАЛИ:15.
16.
18 в.17.
Признавали за государством право насильную власть, подчиняющую личность
Право на регулирование экономики, при
этом право собственности неприкосновенно
Возможность «охранительных»
социальных реформ – крайняя мера
Выступали за сохранение сословных и
кастовых различий
Свобода человека – возможность
соблюдения традиций
«Все люди имеют
равные права, но не
одни и те же блага».
18.
Лидер партии английскихконсерваторов
Канцлер Германской
империи
Расширение избирательных прав;
Невмешательство государства в экономику.
19.
XIX в.Идеи утопического / критического социализма о необходимости
отмены частной собственности, защите общественных интересов;
Идеи уравнительного коммунизма (XVI-XVIII) – «общность имуществ», т.е.
коллективная собственность на средства производства и предметы потребления; уравнение всех потребностей.
20.
МЫСЛИТЕЛИ-УТОПИСТЫ XIX В.Устройство
идеального
общества
Общие
черты
Реализация
идей на
практике
Мое
мнение
Роберт Оуэн
Анри Сен-Симон
(1771-1858)
(1760-1825)
Бесклассовое общество.
Свободная федерация
небольших
социалистических
самоуправляющихся
общин (трудовых
коммун), включающих не
более 3 тыс. человек.
Главный вид занятий в
общине – земледелие, а
также промышленное
производство.
Суды, тюрьмы, наказания
станут не нужны.
Единственный производительный класс – промышленники
(предприниматели (кроме рантье), ученые и рабочие),
которому необходим передать власть. Хотел создать новый
общественный строй – «индустриализм», в основе которого
крупная промышленность. Она должна управляться из единого
центра и работать по плану. Для этого необходимо создать
партию промышленников, которая в союзе с королевской
властью должна установить строй, отвечающий интересам
трудящегося большинства.
Выступал против конфискации частной собственности, из
будущего общества изгонял только землевладельцев и
ростовщиков.
Принцип обязательности труда. Идея бога устарела. Должно
прийти «новое христианство» и подчинить себе светскую
власть. Распространение научных достижений через
божественное откровение.
Объединение Европы во главе с первым промышленником –
королем. Инициаторы мирного переворота – промышленники.
«Каждому по его способности, каждой способности по её
делам».
Шарль Фурье,
(1772-1837)
Основа будущего общество должно состоять из
трудовых ассоциаций («фаланг») по 2000 чел.,
которые будут жить в «фаланстерах» и
работать на участке земли или промышленном
предприятии, решать что и как производить. В
общине сохраняется частная собственность и
капитал.
Наемного труда и з/п не будет. Доходы
распределяются по отношению к размеру
вложений («труда и таланта», денег).
Сохранение имущественного неравенства.
Переход от одной работы к другой.
Гарантия жизненного минимума. Фаланга
предоставляет членам школы, театры,
библиотеки, организует праздники.
Мирный путь преобразования общества на основе религиозных убеждений и по доброй воле людей.
Полностью регламентировали личную жизнь человека, диктовали обязательный образ действий и поведения.
Частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная
государственная власть не нужна.
Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там
опытную колонию на началах общности владения.
Стал инициатором принятия фабричного законодательства об
ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда
женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно
активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах
трудящихся.
Была создана школа Сен-симонизма,
которая с течением времени превратилась в
религиозную секту, но вскоре распалась.
Всего история знает примерно о сорока
попытках создать фаланстеры в Европе
и Америке, но ни одному из них не
удалось продержаться более пяти лет.
Писатель Николай Чернышевский
изобразил такое сообщество рабочих в
своем романе «Что делать?».
21.
Фабрикант-филантроп. Главное:улучшение условий труда и быта
рабочих.
Оуэн ввел на фабрике короткий
рабочий день - 10,5 часов, создал ясли,
д/с и школу для детей и рабочих.
«Частная собственность была и есть
причина бесчисленных преступлений и
бедствий, испытываемых человеком»,
она причиняет вред всем классам.
Роберт Оуэн – англ.
(1771-1858)
Считал необходимым
замену частной
собственности
общественной, отмену
денег, введение
совместного труда.
Умер в нищете.
22.
Анри Сен-Симон, фр.граф (1760-1825)
Два класса
Собственники
Индустриалы
Состав
крупные
землевладельц
ы, капиталистырантье,
военные,
чиновники
96% -
Доход
паразитическ
ий
трудовой
Частная
собственность
Контроль со стороны общества
Идеал
общества
«Общество индустриалов», где
интересы двух классов совпадут,
собственники должны честно
делиться своими доходами.
фабриканты,
купцы, банкиры,
рабочие,
крестьяне,
ремесленники,
художники,
ученые
«Сенсимонизм» - учение.
«Золотой век человечества
не позади нас, а впереди»
23.
Основа будущего строя –земледелие.
Шарль Фурье, фр.
(1772-1837)
Структура
общества
трудовые ассоциации
(«фаланги») по 2000 чел.
(капиталисты, ученые, рабочие).
Места
трудовой
деятельности
Работа на участках земли или
промышленных предприятиях.
Условия
труда
Отсутствие з/п и наемного труда.
Фаланги сами решают что и как
производить. Участники фаланги
вносят в общий фонд взносы, на
которые приобретаются средства
производства. Переход от одной
работы к другой в течение дня.
Распределен
ие доходов
В фаланге сохраняется частная
собственность и капитал, т.е.
неравенство.
Социальное
обеспечение
Гарантия прожиточного
минимума, фаланга обеспечивает
членов театрами, школами,
библиотеками и т.д.
24.
25.
Выступал против абсолютизма, цезуры, помещичьейсобственности, защищал интересы рабочих,
выдвигал идею создания демократической
республики.
26.
27.
28.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИОбнищание народных масс будет усиливаться,
а богатство буржуазии возрастать.
ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ
Победа социалистической революции под
руководством социал-демократических
партий.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
ОТМЕНА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ПОДАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ БУРЖУАЗИИ
29.
ПРИНЦИПЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА1. Всестороннее гармоничное развитие
человека;
2. Установление политических свобод;
3. Равенство в правах;
4. Участие работников в управлении
предприятиями;
5. Государственное регулирование экономики
для обеспечения социальных прав всех
граждан.
30.
«Манифест коммунистическойпартии». В 1847 г. был создан «Союз
коммунистов» - МКО.
В его основе учение о:
- классовой борьбе;
- коммунистической революции
(позже изменение взглядов на нее);
- исторической миссии рабочего
класса как «могильщика буржуазии».
31.
1864-1867 гг.I Интернационал или
Международное товарищество
рабочих. Создан для сплочения
сил международного
пролетариата.
Конгресс
СЕКЦИИИ
СЕКЦИИИ
Генеральный совет
СЕКЦИИИ
СЕКЦИИИ
32.
СОЦИАЛИЗМ – общественныйи государственный строй.
ПРИНЦИПЫ:
1. Уничтожение частной
собственности;
2. Ликвидация семьи;
3. Уничтожение религии;
4. Равенство.
33.
34.
СОЦИАЛИЗМКОММУНИЗМ
Общественная собственность на средства производства (технологии,
природные ресурсы)
1. Средства производства
национализированы, но
присутствует минимальная личная
собственность.
2. Используется ручной труд.
3. От каждого по способностям каждому по труду (сколько
заработал, столько получишь).
4. Классовое общество: рабочие,
интеллигенция, крестьяне.
5. Товарно-денежные отношения.
6. Полное удовлетворение основных
потребностей.
1. Средства производства
ПОЛНОСТЬЮ национализированы,
личная собственность отсутствует.
2. Ручной труд полностью заменен
машинным.
3. От каждого по способностям каждому по потребностям
(пользоваться результатами
общественного труда).
4. Бесклассовое общество.
5. Не денежное распределение.
6. Полное удовлетворение всех
разумных потребностей.
35.
36.
Эдуард Бернштейн и рождение ревизионизма1. Развитие АО – лишь
увеличивает число
собственников;
2. Классовая структура
общества усложняется,
средний слой населения
увеличивается быстрее
ЭТОГО
по отношению
к В
наемным рабочим;
3. Неоднородность
рабочего класса
усиливается;
4.Рабочие не составляли
большинства населения.
Эдуард Бернштейн (1850-1932)
Теоретик и политик
социалистического движения.
Социалистическая революция – не
единственный метод
переустройства общества.
Переустройство можно достигнуть
путем экономических и
социальных реформ через
всенародно и демократически
избранные органы власти.
Социализм может победить не в
результате революции, а в условиях
расширения избирательных прав.
Главное – борьба за демократию и
принятие законов,
обеспечивающих права рабочих.
К/Р НЕ БУДЕТ
37.
АНАРХИЗМГреч. αναρχία – безвластие. Разновидность социализма в XIX в.
Ликвидация любого принудительного управления и власти
человека над человеком.
Левые и правые течения (бунтарские, движения кооператоров).
Характерные черты:
1. Вера в хорошие стороны человеческой природы;
2. Вера в возможность общения между людьми на основе
любви, а не насилия и принуждения;
3. Необходимость уничтожение государственной власти,
осуществляющей насилие над личностью.
И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 в.,
писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых
людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно
вырождается в звериное».
38.
Представители анархизмаПьер Жозеф Прудон
(1809-1865)
М.А. Бакунин
(1814-1876)
П.А. Кропоткин
(1842-1921)
Разорившиеся мелкие собственники и ремесленники поддержали идеи Прудона.
«Собственность есть кража» (только крупная собственность). Для счастья людей следует
уничтожить деньги. Идеальное общество состоит из мелких товаропроизводителей,
обладающих равной собственностью.
39.
Идеи Бакунина и Кропоткина найти и выписать.Четыре цикла накопления капитала. Сейчас мы находимся в конце четвертого
цикла.
Цикл гегемонии. Их было три: голландская 1625-1672;
британская (1815- до победы в Наполеоновских войнах и ).
США
Отец Максим.
Троцкий после высылки из страны написал книгу «Преданный революции».
СССР неслыханно отошел от первоначальных планов. Вновь семья объявлена
священной ячейкой общества. Мы добились права женщин на аборт, а теперь аборты
и свобода разводов стали порицаться. В 30-е гг. безбожникам В СССР приказали сдать
боевые знамена и прекратили гонения на церковь.
На самом же деле анархия – это безвластие, точнее отсутствие централизованного
управления, при этом дается максимальная степень свободы для личности. Анархия
не дает возможность одному человеку возвыситься за счет другого, она должна
исключить большое количество ненужных бюрократических операций.
Каждое предприятие будет управляться собственными рабочими. Правда, остается
неясным механизм товарооборота внутри страны.
40.
Что такое анархия проще понять на примере. Страна «Безвластия» решилаустановить анархический строй управления. В таком случае она будет разбита на
отдельные регионы – коммуны. Каждая из них будет управлять собственным
районом при помощи собрания, на котором и будет решаться любой вопрос.
Взаимоотношения между коммунами будут производиться в порядке натурального
расчета друг с другом. Например, одна область может производить определенный
вид товара, который востребован в другой, между ними тогда будут осуществляться
бартерные взаимоотношения. Деньги в стране «Безвластии» невозможны, так как
для их производства уже потребуется средство для подавления некоторых типов
свободы. Кроме того, деньги способны вызвать искушение, которое при отсутствии
контролирующих органов постепенно приведет к разгулу террора. Анархический
строй потому и считается утопией, что каждый житель страны должен поддерживать
этот тип управления. Каждый житель страны должен быть либо обеспечен
полностью всем необходимым, либо быть настолько сознательным, чтобы трудиться
лишь на благосостояние своей страны. На примере достаточно явно показано, что
такое анархия. Это утопичный строй, исключающий такие основные функции
государства, как социальные службы, армия, полиция. Соответственно, такая страна
не сможет вести никакой внешней политики, а внутреннее управление будет также
невозможно, так как для принятия любого решения, важного для страны в целом,
необходим будет сбор всего населения. Анархия по своей сути возможна лишь в
небольшом обществе, живущем отдельно от всего остального мира.