Похожие презентации:
Философия Нового времени (XVII век)
1. Философия Нового времени (XVII в.)
Философы Нового времени – эпоха самостоятельности разума,его освобождение от авторитетов прошлого. Во многом это
освобождение было обусловлено расколом западноевропейского
христианства XVI в., создавшем «нейтральную» территорию для
чистой рациональности. Стремление к самостоятельности было
присуще и эпохе Ренессанса, однако философы того времени все
еще оглядывались на античные источники. Новоевропейские же
мыслители уповают на собственное мышление, опираясь на
эмпирическое познание природы
2. Философия Нового времени (XVII в.)
Философы Нового времени продолжили поискиответов на вопросы, оставленные им мыслителями
Возрождения и поставленные XVII в.
Откликаясь на запросы теории и практики,
потребности естественных наук, они активно
разрабатывали методы научного познания
3. Философия Нового времени (XVII в.)
• Френсис Бэкон (1561-1626) - английский философматериалист, родоначальник методологии опытной науки,разработал доктрину “естественной” философии, обосновал
эмпирические методы познания (индукция, эксперимент),
предложил подробную классификацию наук (позже эта
классификация была принята французскими
энциклопедистами)
• Основные труды: "О началах и истоках”, “О мудрости древних”,
“О достоинстве и преумножении наук”, “Новый Органон, или
Истинные указания для толкования природы”, “История
ветров”, “История жизни и смерти”, “Опыты или Наставления
нравственные и политические”, “Новая Атлантида”
4. Философия Нового времени (XVII в.)
• Рене Декарт (1596-1650, латинизированное имяКартезий) - французский философ и математик,
представитель классического реализма. Декарт дуалист, первоначальными признает две субстанции телесную и мыслящую; автор теории “врожденных
идей” (считал, что некоторое знание есть в
человеческом разуме изначально, до опыта); занимался
проблемами систематизации науки и разработки
универсального научного метода
• Труды: “Рассуждение о методе”, “Метафизические
размышления”, “Начала философии”
5. Философия Нового времени (XVII в.)
• Томас Гоббс (1588-1679) - английский материалист,создал законченную систему механистического
материализма, выдвинул задачу научного
понимания общества и управления им, в связи с
этим выдвинул теорию общественного договора и
естественного права
• Основные сочинения: “Элементы законов,
естественных и политических”; философская
трилогия “Основы философии”, “О теле”, “О
человеке”, “О гражданине”; “Левиафан”
6. Философия Нового времени (XVII в.)
• Джон Локк (1632-1704) - английскийматериалист, просветитель и политический
мыслитель, разработал эмпирическую теорию
познания и идейно-политическую доктрину
либерализма; критиковал теорию врожденных
идей Декарта
• Сочинения: “Опыт о человеческом разуме”,
“Разумность христианства”, “Два трактата о
государственном правлении”
7. Философия Нового времени (XVII в.)
• Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландскийматериалист, пантеист, обосновывая принцип единства мира,
выдвигает идею о единой, вечной и бесконечной субстанции
(протяжение и мышление, в отличие от Декарта, считает не
самостоятельными субстанциями, а двумя основными
атрибутами единого); как последователь механистического
детерминизма, считал математику единым методом познания,
даже этику философ излагает с помощью “геометрического,
аксиоматического метода
• Сочинения: “Богословско-политический трактат”, “Этика”
8. Философия Нового времени (XVII в.)
• Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - немецкийфилософ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист
историк, языковед. В объяснении сущности мира Лейбниц
исходит из плюрализма - реальный мир, по Лейбницу состоит
из бесчисленных деятельных субстанций, неделимых
первоэлементов бытия - монад, которые находятся между собой
в отношении предустановленной гармонии. В теории познания
обосновывал диалектику чувственного опыта и рационального
знания
• Сочинения: “Рассуждения о метафизике”, “Новая система
природы”, “Новые опыты о человеческом разуме”, “Теодицея”,
“Монадология”
9. Философия Нового времени (XVII в.)
• Джордж Беркли (1685-1753) - английский философ,представитель субъективного идеализма, епископ,
стремился опровергнуть материализм и дать
обоснование религии. Отвергнув бытие материи, Беркли
признавал существование только духовного бытия,
которое он делил на “идеи” и “души”
• Сочинения: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о
началах человеческого зрения”, “Три разговора между
Гиласом и Филонусом”, “Алсифрон, или “Мелкий
философ””, “Сейрис, или Цепь философских
размышлений и исследований...”
10. Философия Нового времени (XVII в.)
• Дэйвид Юм (1711-1776) - английский философ, историк,экономист и публицист, сформулировал основные принципы
новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма.
Настаивая на опытном происхождении суждений о
существовании, Юм сам опыт понимает идеалистически. По
Юму, действительность - это поток “впечатлений”. Причины,
порождающие в нас эти впечатления, принципиально
непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли
внешний мир
• Сочинения: “Трактат о человеческой природе”, “Опыты
нравственные и политические”
11. Философия Нового времени (XVII в.)
• Жульен-Офре Ламетри (1709-1751) - признавалсуществование единой материальной субстанции; дух,
сознание - не что иное как проявление этой
субстанции, человек - природное существо, ничем от
остальной природы не отличающееся
• Сочинения: “Трактат о душе”, “Человек - машина”,
“Человек - растение”, “Система Эпикура”
12. Философия Нового времени (XVII в.)
• Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) материалист, идеолог французской буржуазии.Главный его труд “Об уме” был запрещен и
сожжен
• Гельвеций подверг резкой критике идеи
существования Бога, сотворения мира, бессмертия
души
13. Философия Нового времени (XVII в.)
• Поль Анри Гольбах (1723-1789) в своемосновном труде “Система природы” обосновал
основные положения и принципы
механистической научной картины мира,
используя при этом разносторонние естественнонаучные знания.
14. Философия Нового времени (XVII в.)
• Дени Дидро (1713-1784) - философ-материалист, писатель,теоретик искусства, организатор и редактор французской
“Энциклопедии”. Дидро ближе других материалистов подошел
к диалектической идее самодвижения материи, высказывал
некоторые идеи эволюционной теории (человек, как и все
другое, имеет историю своего становления)
• Сочинения: “Философские мысли”, “Аллеи, или Прогулка
скептика”, “Письмо о слепых в назидание зрячим”, “Мысли об
объяснении природы”, “Разговор Д’Аламберо с Дидро”,
“Монахиня”, “Памятник Рамо”, “Жак Фаталист и его хозяин”
15. Философия Нового времени (XVII в.)
• В целом, в европейской философии XVII в.преобладают материалистические
концепции. Изучая проблемы теории
познания и методологии, философы внесли
существенный вклад в развитие науки
своего времени