История политической мысли Казахстана
План:
“Жеті Жарѓы” - важнейший документ политико – правовой мысли в Казахском ханстве, история принятия, основные идеи
Политологические идеи казахских просветителей  
И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)
  Абай (1845 – 1904 гг.)
205.50K
Категория: ИсторияИстория

История политической мысли Казахстана

1. История политической мысли Казахстана

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

2. План:

• «Жеті Жарѓы» - важнейший документ
политико – правовой мысли в Казахском
ханстве, история
принятия, основные идеи
• Политологические идеи казахских
просветителей
• Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)
• И. Алтынсарин (1841 – 1889 )
• К.Абай(1845-1904)
• Н.Назарбаев
• Страна сегодня

3. “Жеті Жарѓы” - важнейший документ политико – правовой мысли в Казахском ханстве, история принятия, основные идеи


В истории казахского права ханского периода (XX – XIX вв.)
известен только один законодательный памятник – “Жеті
Жарѓы” (“Семь Установлений”). Со ссылкой на кахахские
предания творцом “Жеті Жарѓы” принято называть хана Тауке.
Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза,
Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и,
обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры,
составил и утвердил некоторые законоположения.

4.

• Судя по тому, что в составлении (или принятии)
“Жеті Жарѓы” участвовали представители трех
казахских жузов, можно заключить, что
зафиксированная в нем совокупность правовых
норм территориально действовала не только в
отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского
ханства.

5. Политологические идеи казахских просветителей  

Политологические идеи казахских
просветителей
• Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)
Его общественно – политические взгляды
отражены в работах “Очерки Джунгарии”,
“Записки о судебной реформе”, “О
мусульманстве в степи”.
Заботясь о судьбе своего народа, Ч.
Валиханов отвечает на вопрос “Что делать?”,
поставленный в то время демократической
общественностью. Он считает, что путь
казахского народа - это путь просвещения на
основе приобщения к русской культуре и науке.
Он пишет, что не принадлежит к
последователям той узкой теории народности,
которые думают, что народность должна
развиваться сама из себя. Однако, в “Записке о
судебной реформе” Ч. Валиханов отмечал, что
обычное право казахов имеет более гуманных
сторон, чем законодательство мусульманоское,
китайское и русское. Он отстаивал светскую
форму обучения и образования.

6. И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)

Как учитель и затем инспектор казахских
школ, И. Алтынсарин осуществлял
просвещение казахского народа на
казахском языке. Он писал, что в
интересах развития казахской
народности и в целях развития
казахского народа следует обращаться к
опыту русских педагогов.
Ибрай Алтынсарин известен также своей
общественной деятельностью, которая
была направлена на борьбу с родовыми
распрями, взяточничеством.

7.   Абай (1845 – 1904 гг.)

Абай (1845 – 1904 гг.)
• Общественно – политические взгляды Абая
отразились в его поэзии, в “Назиданиях” и своде
законоположений под названием (Бий ережелері).
Основным содержанием поэзии Абая является
жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он
осуждает и бичует пороки в жизни феодально –
родовой и чиновничьей знати, призывает
казахский народ к просвещению преодолению
нищеты, невежества, рабской покорности,
межродовой вражды и разобщенности. Люди,
пораженные завистью, алчностью, порождают зло,
несправедливость, к расцвету порока и
безнравственности, к вражде между родами. В
самом государстве царит преступность, оно не
является отныне гарантом права, власть сама
становится преступником. Размышляя над
негативными сторонами общественной жизни, о
проблеме управления, о статусе государства,
права, Абай говорит о необходимости
восстановления и определения модификации
нравственно – правовых принципов Тауке-хана,
Есима и Касым-хана.

8.

• Поиск путей государственного развития республики
вызвал интерес к идеям национально – государственного
строительства, которые нашли отражение во взглядах
деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А.
Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова,
историка М. Тынышпаева. Они выступали за автомное
государственное образование; за установление
парламентско – президентской республики, гражданского
равноправия всех народов, проживающих в Казахстане;
за закрепление основ всеобщего избирательного права.
Их идеи отражены в программе Алаш-Орды, где
записано: “Россия должна стать демократической
федеративной республикой (демократия – народная
власть, федерация – союз мелких государств). Каждое
отдельное государство в федеративной республике
автомное и управляется само собой на одинаковых
правах и интересах... автономия киргиз слагается из
областей и входит в Российскую федерацию наравне с
другими народностями”.

9.

• Ныне, в свете глобального кризиса,
евразийская инициатива обретает новое поле
для приложения. Нурсултан Назарбаев
предлагает мировому сообществу план
радикального обновления. Глубинные
противоречия мировой валютно-финансовой
системы ясно указывают нам и путь
реформирования ее архитектуры. Базовые
предложения президента в этом направлении
поддерживают видные экономисты и
финансисты как в нашей стране, так и в мире.
В пользу единой мировой валюты
высказывались принимавшие участие в
форуме лауреаты Нобелевской премии по
экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.

10.

• В стране развиваются политические институты, проводятся
свободные и открытые выборы, обеспечены политический
плюрализм и многопартийность. Применительно к
нынешнему этапу становления новых демократических
институтов в Казахстане можно говорить о завершении
строительства основ либерально-правового государства и
переходе страны к этапу консолидации сложившейся
политической системы. Осуществились коренные перемены в
структуре государственного управления и законодательного
обеспечения деятельности новых политических институтов,
изменилось гражданское самосознание населения Казахстана,
реально участвующего в процессах политической
модернизации. Социологические исследования показывают,
что в настоящее время большинство казахстанцев достаточно
высоко оценивают уровень демократичности политической
системы своей страны.

11.

• Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
давно уже сломал всe привычные
представления и стереотипы об уровне
политической мысли и политического
руководства в Средней Азии. Он известен как
инициатор и активный участник
миротворческих процессов, воплотившихся
уже в Совещание по взаимодействию и мерам
доверия в Азии (СВМДА), Договор о
коллективной безопасности, Таможенный
союз, Шанхайский форум. В определенной
степени он заслужил и международное
доверие как возможный участник
переговорных процессов в качестве
посредника или гаранта. Так было, к примеру,
во время процесса мирного урегулирования в
Афганистане и других событий, которые, в
частности, касались и федеральных проблем
России. И, разумеется, то обстоятельство, что
Казахстан, бывшая «лаборатория дружбы
народов», уже много лет живет в полном мире
и согласии, говорит само за себя и только
подтверждает политическую продуктивность
миротворческих усилий Нурсултана
Назарбаева. политический идентичность
социум казахстан

12.

Сегодня страна стоит на рубеже нового этапа
политической модернизации. Основная цель
проводимых в Казахстане политических реформ
изначально была направлена на строительство
демократического государства с развитым
гражданским обществом, что, в свою очередь,
возможно лишь на основе эффективно
функционирующей рыночной экономики. И можно
смело утверждать, что цель эта для нашей страны
вполне достижима, особенно если учесть
существующую общественную поддержку курса
политических реформ.
English     Русский Правила