4.41M
Категория: ИсторияИстория

История политической мысли в Казахстане

1.

История политической мысли
в Казахстане

2.

План:
1.Развитие политической мысли в
эпоху саков и тюрков
2. Особености политической мысли в
период Кахаского ханства
3.Политико-правовое
устройство
казахского ханства
4. Казахская политическая мысль
XVIII-XIX вв.

3.

1.Развитие политической мысли в эпоху саков и
тюрков.
История политической мысли в Казахстане
берет свое начало от саков и тюрков.
Анахарсис
Скифский
известен
как
мыслитель и философ. Анахарсис говорил,
что абсолютной истины не существует. По
его мнению, когда люди спорят, то одни из
них выступают в роли обвинителей, а
другие – в роли обвиняемых, каждое их
слово одновременно является и истиной, и
ложью, поэтому в любом споре нужен
посредник.
Анахарсис
считал,
что
правитель должен решать государственные
вопросы, советуясь с подданными.

4.

Известный
позднетюркский
Юсуф
Баласагуни (1020-1069
. гг.) Его основной труд
«Кудатгу-билиг» («Благодатное знание») –
этикоморалистический трактат, в котором
определены правила поведения людей в
идеальном обществе.. Баласагуни пишет о
том, какими должны быть правитель
государства, его визирь, служитель дворца.
Наследие Ходжа Ахмета Яссауи также прочно вошло
в национальную культуру духовной мысли, став
одной из основ ее формирования. Его хикметы
представляют собой мировоззренческую систему.
«Хикмет» означает мудрую мысль. «Аллах одарил
человека свободой, и именно она стала врагом его», говорит он, то есть Аллах, создавая человека, дал
ему волю, свободу выбора. Человек волен в этой
жизни, свободен в выборе.

5.

2. Особенности политической мысли в период Казахского ханства
Асан Сабитулы – первый жырау,
общественный деятель, создатель
нового
учения
о
земле
обетованной, ставшего основой
государственной
концепции
построения нового ханства.
Земля

это
главное,
основополагающее понятие в
истории
становления
национального
самосознания,
мировосприятия народа. Асан
Кайгы- является первым, кто
заложил основы государственного
обустройства казахского ханства.

6.

Мухаммед Хайдар Дулати,
в
книге «Тарих-и-Рашиди» ярко и
убедительно показывает духовное
единство тюрков и прослеживает
их связь с мировой цивилизацией.
М. Дулати выделяет десять
принципов
государственного
управления,
подробно
характеризует
обязанности
правителя и рекомендует довести
их
до
сознания
каждого
гражданина.

7.

3. Политико-правовое устройство казахского ханства
В начале XVI века при правлении
Касыма был разработан и принят кодекс
законов – «Касым ханнын каска жолы»
(«светлый путь Касым хана»)
Свод законов «Есим ханнын ески жолы»
(«Древний путь Есим хана»). Суть
заключалась в том главенство закрытой
элиты – торе заменялось на главенство
биев и старшин. Полномочия ханов были
существенно урезаны. Хан был лишен
права выносить смертный приговор

8.

При правлении Тауке хана разработан и принят
кодекс законов «Жеты Жаргы» («Семь
установлений»), при участии известных биев XVII
века: Казыбекбия, Толебия, Айтеке бия.

9.

«Жеты Жаргы» — важнейший документ
политико-правовой мысли в Казахском ханстве
К сожалению, как и уложения Касым хана и Есим хана,
уложение «Жеты жаргы» не было записано
«Жеты жаргы» дошло до наших дней в передаче русских
чиновников (Г. Спасский, 1820; А. Левшин, 1832). При
этом у Г. Спасского были записаны 11 пунктов
“Уложения”, а у А., Левшина — 34. На основании
имеющихся отрывочных сведений трудно судить, какие
нормы обычного права относились к нововведениям, а
какие присутствовали в более ранних кодексах.
Свод законов Тауке хана действовал на всем
протяжении XVIII в, дополняясь новыми правовыми
нормами, которых требовало время. Они утратили свое
значение после ликвидации ханской власти и внедрения в
Степи российского законодательства. Однако некоторые
положения обычного права продолжали действовать и
применяться судами биев вплоть до советского времени.

10.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Первый раздел — это Земельный закон (каз. Жер
дауы).
Он регламентировал порядок разрешения споров
из-за пастбищ и водопоев. Такие споры между
родами и кочевыми общинами были обычным
делом в кочевом обществе и безусловно,
требовали регламентации в первую очередь.
Правовое решение таких споров предотвращало
межродовую вражду и междоусобицы. Например,
в уложении говорилось; «Если известный род
вырыл колодец и если на место этого рода,
откочевавшего оттуда, сел другой род, то первый
род явившись обратно, вправе требовать свой
колодец».

11.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Второй, обширный раздел уложения включал в себя
семейно-брачный закон.
Он жестко регламентировал порядок заключения
и расторжения брака, определял права и
обязанности супругов, имущественные права
членов семьи.
Закон, включая норму шариата в кодекс обычного
правд, допускал многоженство (до четырех жен)
при условии равного в материальном отношении
содержания жен. Последнее ограничение делала
многоженство доступным лишь для знати и баев.
Закон запрещал браки между близкими
родственниками до седьмого колена.

12.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Третий раздел представлял собой военный закон и
регламентировал порядок формирования войск.
В Казахском ханстве не было регулярных войск, войска
формировались в случае надобности по принципу народного
ополчения. В условиях частых крупномасштабных казахскоджунгарских военных столкновений интересы боеспособности
государства требовали четкого порядка регламентации
воинской повинности.
Закон определял порядок формирования крупных и мелких
народных ополчений, выборов командиров и полководцев
(любой достойный представитель Степи, проявивший себя в
бою и отличающийся личным мужеством и боевыми
качествами мог стать полководцем).
Закон требовал от каждого могущего носить оружие всегда
иметь его при себе и по призыву являться к месту сбора с
оружием и собственным конем.

13.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Четвертый раздел содержал положения о судебном
процессе, об условиях и порядке судебного
разбирательства.
В законах переплетались нормы шариата и обычного
права, однако в Казахской степи действовал лишь суд
биев, а шариатский суд казиев применялся только в
местах с оседлым населением например, в
присырдарьинских городах и округе.
В особо сложных случаях (например, в тех случаях,
когда подсудимыми были знатные люди или
затрагивались интересы других родов или племен) дела
решались на межродовых собраниях (съездах) биев
(маслихат/ курултай). В съездах биев принимали
участие и султаны или даже сам хан.
При разборе, дела судьи получали вознаграждение.
Важным положением процессуального раздела было
разрешение барымты (угона скота) у ответчика,
если тот не являлся в суд

14.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Пятый раздел “Жеты жаргы" устанавливал наказания
(определенные виды штрафов в виде того или иного
количества скота) за различные виды мелких
преступлений и правонарушений, определявшихся как
"дурные поступки" или "грехи".
Уложение не различало уголовных и гражданских
преступлений.
Хотя суду подлежал непосредственный виновник
преступления, в случае невыплаты им штрафа его
кочевая община должна была уплатить штраф
вместо него.
В казахском обществе не применялась такая мера, как
лишение свобода так как тюрем в степи не было.

15.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Вопросы наказания за убийство и тяжкие преступления
(нанесение увечий, воровство и грабеж) особо
рассматривались в шестом разделе уложения,
который назывался разделом о куне.
Этот раздел отражал сохранявшийся у казахов того
времени обычай кровной мести, предусматривавший
воздаяние равным за равное (“кровь за кровь"), т. е.
убийство за убийство, увечье за увечье и т. п.
От наказания можно было откупиться, уплатив
соответствующий кун. Важно отметить что кун за
убийство человека «белой кости» был выше, чем за
убийство человека «черной кости» и тем более раба.
Возможность выплаты куна позволяла избежать
многолетней кровной вражды между семьями и родами,
которая вела к самоистреблению народа.

16.

Семь разделов «Жеты жаргы»
Седьмой раздел уложения заключал в себе закон о
вдовах и регламентировал имущественные права
вдов и сирот.
Определяя судьбу вдов и сирот (многочисленных в
условиях казахско-джунгарских войн и иных
вооруженных столкновений в степи и на ее
границах), «Жеты жаргы» узаконил существовавший
в традиционном казахском обществе обычай
левират (аменгерство), согласно которому, жена
умершего должна была стать женой его брата, и
дети воспитывались в том же роду.
На родственников умершего возлагалась
обязанность полного содержания вдовы и сирот.

17.

4. Казахская политическая мысль XVIII-XIX вв.
Родоначальником направления «Зар заман»
был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881
гг.) он называет эпохой скорби период
казахской истории присоединения Казахстана
к России. Шортанбай критикует новую
социальную группировку в казахском
обществе – новое байство, возникшее в
результате развития в степи товарноденежных отношений, ростовщичество. Он
считал, что за крушением традиционного
хозяйства наступит кризис и в моральнопсихологическом
состоянии
казахского
общества, призывал людей искать защиту в
религии и соблюдать религиозные обряды.

18.

Дулат Бабатайулы (1802-1874 гг.). В своих нравоучительных стихах
«Осиет-Наме» воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную
эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат
осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на
казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде,
выступает за сохранение традиционного образа жизни. В своих
произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.
Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое
несчастье казахского народа.

19.

Общественно-политические взгляды
первого казахского ученого Чокана Валиханова
Офицер российской армии
член Русского Географического общества.
Потомственный чингизид
(правнук Абылай хана)
Друзья: Ф. М.Достоевский, М. А. Бакунин П. П. СеменовТянь-Шанский
Чокан Валиханов
Чокан - ученый-востоковед, исследовавший закрытые для европейцев области Центральной Азии, включая Восточный Туркестан.
Сторонник либерально-демократических реформ и модернизации казахского общества.
Они радикально отличались от взглядов казахских мыслителей-традиционалистов, мечтавших о возрождении Казахского ханства, возвращении в "Золотой
век" кочевой цивилизации казахов.

20.

Либерально-демократические взгляды Чокана Валиханова.
Чокан Валиханов.
Выступал за эволюционное, ускоренное развитие (модернизацию) Казахской степи с помощью продуманных
реформ.
Он был сторонником практических действий, способных улучшить положение народа
Был противником абсолютизма и, разделял республиканские идеи российских демократов
Он поддерживал реформы Александра II (конец 1850-х -начало 1800-х гг.), но осуждал насильственные реформы в
Степи.

21.

Либерально-демократические взгляды Чокана Валиханова.
"Записка о судебной реформе" (1854).
Он утверждал, что каждой нации" нужны
«саморазвитие»
Под "саморазвитием" подразумевались эволюция и "пробуждение" общества благодаря
просвещению и образованию, росту самосознания этноса,
«самозащищение
»
Под "самозащищением" понимался не только военный, но и политический, правовой,
культурный, языковой барьер против насильственных реформ и ассимиляции,
«самоуправление
»
Под "самоуправлением", вероятно, стоял принцип автономии (а это значит, что Чокан
Валиханов разделял идею федерализма).
«самосуд»
Под "самосудом" имелся в виду суд биев «народный суд»), который Чокан советовал
обязательно сохранить.
Размышлял об оптимальном пути трансформации традиционного общества и пришел к выводу, что этот путь должен быть эволюционным.
Либерально-демократические реформы должны учитывать интересы отдельных этносов (в терминологии Валиханова — "наций"), национальные традиции и
обычаи.

22.

Общественно-политические взгляды Ибрая Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин - просветитель
1864 г. открытие
собственной школы
в Тургае
В
1879
г.
назначен
инспектором
народных
училищ Тургайской области,
что позволило ему открыть
несколько школ, некоторые
из которых были русскоказахскими, а другие —
чисто казахскими.
Был убежден в том, что
казахские
дети
должны
учиться
на
"казахском
народном языке".
Школа стала прообразом
будущих джадидских
(новометодных школ).
Преподавание на казахском языке.
Естественные науки и русский язык — предметы,
необходимые в практической жизни.
Он не считал для себя зазорным
находиться на службе в качестве
чиновника Российской империи,
поскольку не без оснований
полагал, что именно так он
сможет принести максимальную
пользу своему народу
Автор первых учебников на казахском языке.
В этих книгах использовался новый
казахский алфавит, созданный на основе
русской графики.
В
своих
''Записках
о
волостных
школах"
И,
Алтынсарин
высказывает
мысль о том, что школы
нового типа будут способны
не
только
приблизить
казахскую
молодежь
к
европейской культуре.
школа для девочек (1887)
учительская школа (1888)
И. Алтынсарин создал основу учебно-просветительской системы в Казахстану, содействовал появлению плеяды поевропейски образованных казахов конца XIX — начала XX в.в.

23.

Общественно-политические взгляды великого
казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева
Модель развития общества по Абаю.
Необходимо сформулировать общую цель, которая
могла бы повести людей за собой,
Казахское
общество
должно
обрести
идею
счастливого будущего: совершенного общества, в
котором царит справедливость.
Совершенное общество невозможно без совершенного
человека, в которой человек является центром всей
социальной системы.
Человек воспитывает в себе высокие духовные
качества и строит гармоничные взаимоотношения с
другими людьми на их основе.
Он призывал изменить общество, изменив человека,
раскрыв в каждом его "божественный образ".
Человек Нового времени должен быть должен нести индивидуальную ответственность перед обществом. Он
должен быть свободной разумной личностью. Нравственно развиваясь, поступая, как велит совесть, следуя
Божественным заветам, человек участвует, в построении нового общества.
English     Русский Правила