Похожие презентации:
Философия неоплатонизма
1. Философия неоплатонизма
ФИЛОСОФИЯ НЕОПЛАТОНИЗМАВыполнила: Горбачева И.А.
Преподователь: Быданов В.Е.
2. источники
ИСТОЧНИКИ• Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус - М.:
Высшая Школа, 1976 – 328 с.;
• Из истории кембриджского неоплатонизма XVII века:
перевод и научный комментарий к философскому
труду Ральфа Кедворта «Трактат о вечной и
неизменной нравственности»;
• http://psylib.org.ua/books/lose008/index.htm;
• http://pstgu.ru/news/smi/2011/05/02/29577/;
• М. В., Коснырева Основные идеи кембриджского
неоплатонизма XVII в. (2002);
• https://nsu.ru/classics/bibliotheca/ploti01/index.htm;
3. Содержание
СОДЕРЖАНИЕ• ОСНОВАТЕЛЬ НЕОПЛАТОНИЗМА
• КОНЦЕПЦИЯ
• ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
• ТЕРМИНОЛОГИЯ
• СПОР О ДУШЕ И ЕЕ СУТИ
• МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ УМОМ
• ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ БЫТИЯ
• ВЛИЯНИЕ
• КЕМБРИДЖСКИЕ НЕОПЛАТОНИКИ
4. Основатель неоплатонизма
ОСНОВАТЕЛЬНЕОПЛАТОНИЗМА
«Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда
испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и
из-за такого своего настроения всегда избегал
рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о
родине»
Порфирий, "Жизнь Плотина"
Плотин (204/205 -270)
Ликополь, Египет, Римская Империя Минтурны,Кампания
Достижения:
• Систематизировал учение Платона о воплощении
триады в природе и космосе;
• Определил Бога как неизъяснимую первосущность,
стоящую выше всякого постижения и
порождающую собой все многообразие вещей
путём эманации(«излияния»);
• Пытался синтезировать античный политеизм с
идеями Единого;
• Разработал сотериологию неоплатонизма.
5. Концепция
КОНЦЕПЦИЯНеоплатонизм представляет собой синтез:
1. Идей Платона,
Характерные черты:
1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое).
2. Логики и толкований Аристотеля, не
противоречащих Платону;
3. Пифагореизма и орфизма;
2. Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Нус
(Ум) — Мировая душа)
4. Идей халдейских оракулов и египетской религии
(теургия);
3. Признание нашего мира («космоса») «нисхождением
единого» (эманацией).
5. Идей индуистской философии (эманации духа в
материю и его возвращение и слияние с БогомАбсолютом).
4. Недоверие к материи как к «темницам души».
5. Призыв к «восхождению души к своему истоку»
6. Этапы развития
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ1. 2-3 век - научный подход.
Работали Плотин и Порфирий,
логически обосновавшие процесс
общения человека с божеством.
2. В 3-4 веках неоплатонизм
развивается в направлении
объединения всех языческих
богов и древних культов на общей
основе единого эзотерического
учения. В это время развиваются
практическая теургия, прикладная
мистика и мантика (гадания).
Неоплатоники систематизировали
античную мифологию. Именно в
это время развил свое
учение Явмлих.
3. В 4-6 веках идеи неоплатоников
начинают распространять на
все мистические, теологические и
эзотерические учения. В том
числе, их начинают применять в
христианском богословии.
7. Терминология
ТЕРМИНОЛОГИЯЭманация - понятие античной
философии, онтологический вектор
перехода от высшей сферы Универсума к
низшим, менее совершенным сферам; т.е.
распространение избыточной полноты
абсолютного Бытия [за пределы
собственно своего бытия].
8. Терминология
ТЕРМИНОЛОГИЯСотериология (греч. σωτηρία «спасе
ние» + греч. λόγος — учение, слово) —
обратна эманации, заключается в
спасении человеческое души, путем
возврата (поднятия) к Единому.
Достигается путем разъяснения
людям, насколько они выше, чем
чувственные предметы.
Задача души - преодолеть все
низменные порывы и страсти— и
путём добродетелей, аскетизма,
теургии, творчества стремиться к
слиянию с Единым.
9. Спор о душе и ее сути
СПОР О ДУШЕ И ЕЕ СУТИЭпикурейская теория души - Душа состоят из
атомов. Атом не живое. Совокупность атомов живое;
Нематериальное объединяет атомы - атомы оживают;
Теория души стоиков - Душа материальна;
Душа питается не телесными категориями. Изменение
тела, значит потеря памяти. Невозможность мышления, т.к.
это оперирование понятиями, которые нематериальны;
Теория души Аристотеля - Души нет, она
энтелехия тела;
Тело бы полностью определяло поступки;
Теория души пифагорейцев - Душа - гармония
тела;
В теле гармония может появиться только тогда, когда есть
отличающаяся от тела (нематериальная)
сущность, которая обеспечивает ее;
Платоновская теория души - Душа бессмертна,
нематериальна, божественна.
Состоятельная концепция.
10. Можно ли видеть умом
МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ УМОМ«Когда я мыслю, то я вижу
умопостигаемую субстанцию, иначе я
ошибался бы при мышлении»
Плотин
Ничего не может быть нелепее
утверждения, что видимое нашими
глазами существует, а усматриваемое
нашим умом не существует».
Августин Аврелий (Блаженный Августин),
"О бессмертии души"
11. иерархическоЕ строениЕ Бытия
ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕБЫТИЯ
1. Единое, Бог, Благо - первооснова
мира, первоначальная
сила, сверхмировое, сверхра́зумное,
непознаваемое.
ЭМАНАЦИИ
2. Нус, νοῦς, мысль, разум, ум позноваемое, является
одновременно и объектом,
и субъектом своего мышления.
3. Душа -появляется чувственное
начало и образуются иерархии
существ демонических,
человеческих, астральных,
животных.
ЭМАНАЦИИ
12. Влияние
ВЛИЯНИЕ• Неоплатонизм благодаря своей продуманной логике и категориальной диалектике оказал значительное влияние
на христианское богословие. Яркий тому пример — труды Дионисия Ареопагита, которые получили название
Ареопагитики. Дионисий Ареопагит рисует величественную картину небесной иерархии, отсветом которой
является и земной порядок жизни. Идея «лестницы природы», которую мы находим у многих средневековых
авторов, в том числе у Фомы Аквинского также содержалась в философии неоплатонизма и Аристотеля.
• Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.
• Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхчувственном свете . Переосмысление неоплатонических представлений в духе
ортодоксального ислама осуществил ал-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в
сверхумном экстазе.
• Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую
школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции.
• К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв..
Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей
философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичин.
• Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга,
и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории
философии».
13. Кембриджские неоплатоники
КЕМБРИДЖСКИЕНЕОПЛАТОНИКИ
Критика кембриджского неоплатонизма была
направлена против:
• пуританизма с его религиозной
непримиримостью;
• кальвинизма и его идеи божественного
предопределения;
• сенсуализма Гоббса;
• картезианского механицизма.
Принцип
единства религии и разума
«Я не противопоставляю рациональное
духовному, поскольку духовное есть
наиболее рациональное»
Б.Уичкоут
Гравюра Бенджамина Уичкоута,
лидера и вдохновителя
кембриджского платонизма