Похожие презентации:
Быт России в XVII веке
1. Быт России в XVII веке
ВыполнилаУченица 10 класса
Наумова Екатерина
2.
• Характерной чертой быта является его консервативность:человек с трудом расставался с передаваемыми из
поколения в поколение привычками, веками
складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а
также представлениями о моральных ценностях. Именно
поэтому в XVII в. в основном продолжали жить по
Домострою.
3. Домашний быт русских царей
В 17 в. изменился царский быт.Царский двор стал необычно
многолюдным. Все бытовые
обязанности выполняли
тысяча людей. Охрана царя
доходила до 2000
человек.Специальные слугиспальники, конюшие,
сокольничьи, каретные
помогали ему в течение
дня..
Главным развлечение царя
были псовая и соколиная
охота. Новым развлечением
венценосных особ стал
первый придворный театр
царя Алексея Михайловича
В.Шварц.
Сцена из жизни
русских царей.
4. Домашний быт русских царей
• Царские дворцы в 17 в.отличались большим великолепием.Появляются
постоянные летние
резиденции-Коломенское и
Измайловское.
В помещениях появляются
картины, гравюры
голландских и немецких
мастеров, напольные часы,
венецианские зеркала. Для
приема гостей используются
парадные залы. На пирах
зачастую накрывались столы
на несколько тысяч гостей.
Стол поражал воображение
иноземных гостей своим
изобилием и разнообразием.
Престольная палата
в Теремном дворце
московского Кремля.
5. Быт дворян
Хоромы дворян были копией
царских покоев в миниатюре.
Подражая царю, бояре и дворяне
проводили время в пирах и охоте,
развлекались зрелищем кулачных
боёв.
Они состояли из комплекса
деревянных и каменных
сооружений.В центре находилась
печь, богато украшенная
изразцами росписями. В окна
вставляли слюду,или рыбьи
пузыри.
Мебель делалась из резного
дерева.Полы делали деревянные,
часто покрывали их коврами,
которые привозили из Персии,
Турции русские купцы. Посуда
была золотой и
серебряной.Стеклянная посуда
была редкостью. К поступавшим с
Востока парче и тафте добавились
практичные и добротные суконные
европейские ткани.
6. Быт горожан
• Быт горожан был болеескромным.Подворье
включало жилой дом и
хозяйственные
постройки.Основой
мебели были
столы,лавки,сундуки.Ос
новным украшением
считался красный угол с
иконами в серебряных
окладов.
• В 17 в. посадские
жители стали возводить
кирпичные дома,но
такое жильё могли
позволить себе лишь
зажиточные горожане.
7. Быт и обычаи крестьян
• Крестьянский двор включализбу,хлев,сарай.Избы топились по черному,печи
были редкостью.Для
освещения применялась
лучина.Из мебели были
столы и лавки.Спали на печи
и лежанках около нее.
• Посуда была деревянной и
глиняной.Основой питания
были зерновые культурырожь,просо,овес,пшеница,горох.Мясо готовили на
большие праздники.На
севере и в Центре собирали
грибы и ягоды.
Крестьянская изба.
Музей деревянного
зодчества в Суздале.
8. Быт и обычаи крестьян
• Семья состояла не более чемиз 10 человек. В брак
вступали юноши с 15,а
девушки с 12 лет.Браки
могли заключаться до 3 раз.
Но при этом даже второй
брак считался большим
грехом, за который
налагалось церковное
епитимья. С 17 в. венчание в
церкви стало обязательным.
Свадьбы справлялись, как
правило, осенью и зимойкогда не было
сельскохозяйственных работ.
• Одежда шилась из
домотканого холста и шкур
животных. Обувью служили
лапти из лыка, или моршни
из кожи.
А.Корзухин.
Девичник.
9.
• Особенностью феодального быта являлась замкнутость жизнилюдей. В первую очередь она определялась замкнутостью их
хозяйственной деятельности: каждый крестьянский двор
представлял нечто изолированное, способно существовать
независимо от других дворов. Натуральный характер хозяйства
позволял и барину обходиться плодами крестьянского труда и не
прибегать к услугам рынка: к месту жительства помещика
тянулись обозы со всякой снедью и изделиями крестьянских
промыслов.
10.
Главным местом общения в сельской местности была церковь: на паперти велись деловыеразговоры, обсуждались вопросы частной и общественной жизни, такие, например, как
раскладка повинностей, разбирались и примирялись споры жителей и т. д.
Церковь являлась также местом, где молодые люди могли увидеть друг друга, чтобы
потом связать свои судьбы брачными узами. Нередко деловые разговоры велись и в
самой церкви. Еще Домострой предписывал стоять в церкви молча, не переступая с ноги
на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. В XVII в. рекомендованные Домостроем
нормы поведения были возведены в закон.
11.
Мест общения в городе было значительно больше, чем на селе. Помимо церквей,горожане для контактов друг с другом пользовались торговыми банями, рынками, а также
Приказной избой, у которой население извещалось о таких событиях, как объявление
войны, заключение мира, о моровом поветрии и т. д.
12.
В семье продолжало существовать издавна сложившееся разделение труда между еемужской и женской половинами. На долю мужчин выпадали самые тяжелые
сельскохозяйственные работы (пахота, боронование, посев и др.), а также уход за рабочим
скотом, заготовка дров, охота и рыболовство. Женщины участвовали в жатве, сенокосе,
обрабатывали огород, ухаживали за домашним скотом, готовили пищу, шили одежду,
пряли и ткали. На попечении женщин находились дети.