Русская живопись XIX века
Русская живопись первой половины XIX века
Карл Павлович Брюллов(1799-1852)
Итальянский полдень
Турчанка
«Последний день Помпеи»
Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
Читатели газет в Неаполе. 1831г.
Портрет князя H.П.Трубецкого
«Портрет А. К. Швальбе» (1804)
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
Гитарист
Девушка с горшком роз
«Кружевница»
Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
«Явление Христа народу»
Голова апостола Андрея
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Оливы у кладбища в Альбано
Вдовушка
«Сватовство майора»(1848г.)
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга
Портрет В.Б.Кочубея
«Захарка»
Русская живопись второй половины XIX века.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
Плач Ярославны
«Чаепитие в Мытищах»
Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Букет цветов. Флоксы
«Неизвестная»
Портрет Веры Николаевны Третьяковой
Илья Ефимович Репин
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
«Запорожцы пишут письмо письмо турецкому султану»
Бурлаки на Волге
Василий Иванович Суриков(1848-1916)
«Боярыня Морозова»
Покорение Сибири Ермаком
Колизей
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Алёнушка
«Богатыри»
Бродячие музыканты
Иван Иванович Шишкин(1832-1898)
«Утро в сосновом лесу»
На севере диком
Лесная глушь
Алексей Кондратьевич Саврасов
«Грачи прилетели»
Зимний пейзаж. Оттепель.
Рожь.
Архип Иванович Куинджи
«Ночь на Днепре»
Кипарисы на берегу моря.
Берёзовая роща
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
На севере
Над вечным покоем
«У омута»
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
«Пушкин на Чёрном море»
Караван в оазисе. Египет
Гора Арарат
13.82M
Категория: ИскусствоИскусство

Русская живопись XIX века

1. Русская живопись XIX века

2. Русская живопись первой половины XIX века

3. Карл Павлович Брюллов(1799-1852)

Крупнейшей фигурой
классицизма в русской
живописи стал Карл
Павлович Брюллов(17991852). В одной из самых
известных и масштабных
своих работ – «Последний
день Помпеи» (1830-1833 гг.)
– он впервые в качестве
героя представил народ,
передав достоинство,
героизм и величие простого
человека в условиях
природной катастрофы.

4. Итальянский полдень

5. Турчанка

6. «Последний день Помпеи»

7. Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Орест Кипренский — первый по
времени русский портретист XIX
века. Его кисти принадлежит
«Портрет А. К. Швальбе» (1804),
которым он дебютировал как
портретист. В 1809 году
Кипренский создает «Портрет Е.
В. Давыдова». Наиболее
известные произведения —
портрет мальчика А. А. Челищева
(1810—1811), портреты супругов
Ростопчиных (1809) и Хвостовых
(1814), хранящиеся
в Третьяковской галерее. В 1827
году О. А. Кипренским по
заказу А.А. Дельвига был
выполнен портрет А.С. Пушкина.

8. Читатели газет в Неаполе. 1831г.

9. Портрет князя H.П.Трубецкого

10. «Портрет А. К. Швальбе» (1804)

11. Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Отличительной чертой
творчества Тропинина
был показ человека в
окружающей его
обстановке, за
любимым делом.
Таковы его жанровые
портреты
«Кружевница»,
«Гитарист»,
«Золотошвейка» и др.

12. Гитарист

13. Девушка с горшком роз

14. «Кружевница»

15. Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

Одним из крупнейших
мастеров русской живописи
стал Александр Андреевич
Иванов. Основным
произведением его жизни
стала картина «Явление
Христа народу», над
созданием которой мастер
трудился20 лет (18371858гг.). Основная идея
картины – уверенность в
необходимости
нравственного обновления
людей.

16. «Явление Христа народу»

17. Голова апостола Андрея

18. Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Основоположником
критического реализма в
русской живописи стал
Павел Андреевич Федотов.
В своих жанровых картинах
он сумел выразить крупные
социальные проблемы.
Такими стали, например,
его работы «Свежий
кавалер» (1846г.) и
«Сватовство майора»
(1848г.), в которых мы
видим драматизм ситуаций,
критическую позицию
автора по отношению к
действительности.

19. Оливы у кладбища в Альбано

20. Вдовушка

21. «Сватовство майора»(1848г.)

22. Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

Рождение популярного в XIX в.
Бытового жанра связано с
творчеством Алексея
Гавриловича Венецианова. Его
картины стали настоящим
открытием в русской
живописи. Они были
посвящены повседневному
труду и быту крестьян. В
работах 20-х гг. «На пашне.
Весна», «На жатве. Лето»,
«Захарка», в поэтических
красках, тонко чувствую и
передавая красоту родной
природы. Это направление
живописи принято называть
«венециановской школой».

23. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

24. Портрет В.Б.Кочубея

25. «Захарка»

26. Русская живопись второй половины XIX века.

Русская живопись
второй половины XIX в.
решала те же
общественные
вопросы, что и
литература. В ней
ведущим стало
направление
критического
реализма.

27. Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Одним из крупнейших художников
этого направления является Василий
Григорьевич Перов. Он сумел с
обличительным пафосом показать
многие неприглядные стороны
современной ему жизни. В 1861 г.
Перов пишет картину «Сельский
крестный ход на Пасхе». На ней
изображён пьяный поп с
помутившимся взглядом, рухнувший
на крыльцо в смертельном опьянении
дьячок с кадилом в руках, старичок,
несущий перевёрнутую вниз головой
икону, хозяйка избы, отливающая
мертвецки пьяного и т.д. Картины
Перова – это развёрнутый рассказ о
положении российских сословий
(«Чаепитие в Мытищах», «Приезд
гувернантки в купеческий дом»,
«Последний кабак у заставы»).

28. Плач Ярославны

29. «Чаепитие в Мытищах»

30.

В 1863 г. в художественной жизни России
произошло из ряда вон выходящее событие. 14
выпускников Академии художеств отказались
писать обязательные для получения дипломов
картины на сюжет скандинавской мифологии. Не
получив разрешение на свободный выбор, бунтари
покинули Академию и основали Петербургскую
артель художников, которая в 1870г. была
преобразована в Товарищество передвижных
художественных выставок. Передвижными эти
выставки назывались потому, что их устраивали не
только в Петербурге и Москве, но и по всей России.

31. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Руководителем и теоретиком
передвижников был Иван
Николаевич Крамской.
Крамской вошёл в историю
русской живописи прежде
всего как выдающийся
портретист. Он создал целую
серию образов крупнейших
деятелей русской культуры –
портреты М.Е. СалтыковаЩедрина, Н.А. Некрасова,
Л.Н. Толстого. Многие
произведения Крамского стоят
на грани портрета и
тематической
картины(«Неизвестная»,
«Неутешное горе»).

32. Букет цветов. Флоксы

33. «Неизвестная»

34. Портрет Веры Николаевны Третьяковой

35.

Среди художников, подписавших первый устав
Товарищества передвижников, были также Н.Н. Ге,
А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, братья К.Е. и В.Е.
Маковские, В.Г. Перов. Несколько позднее к ним
присоединились И.Е. Репин, В.А. Суриков, братья
В.М. и А.М. Васнецовы, Н.А. Ярошенко, К.А.
Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в
выставках принимают В.А. Серов, И.И. Левитан,
В.Д. Поленов.

36.

Вершиной реализма в русской живописи второй
половины XIX в. Справедливо считается
творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия
Ивановича Сурикова, полотна которых создали
собирательный образ русского народа.

37. Илья Ефимович Репин

Наиболее громкое
общественное звучание имели
работы Репина «Бурлаки на
Волге», «Не ждали», «Отказ от
исповеди», «Арест
пропагандиста». В 70–80-х гг.
художник увлёкся
историческими темами –
«Царевна Софья», «Иван
Грозный и его сын Иван 16
ноября 1581 года», «Запорожцы
пишут письмо турецкому
султану». И.Е. Репин обладал и
несомненным даром
портретиста. Он также
оставил нам образы
писателей, композиторов,
актёров.

38. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

39. «Запорожцы пишут письмо письмо турецкому султану»

40. Бурлаки на Волге

41. Василий Иванович Суриков(1848-1916)

Полотна Василия
Ивановича Сурикова –
это художественно
воссозданная история,
главным героем
которой является
русский народ.

42. «Боярыня Морозова»

43. Покорение Сибири Ермаком

44. Колизей

45. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

К жанру русских
народных сказаний
обратился Виктор
Михайлович Васнецов
(«Алёнушка», «Витязь на
распутье», «Богатыри»,
«После побоища Игоря
Святославовича с
половцами»). Его
картины проникнуты
духом народных сказок,
религиозными
исканиями и
размышлениями о судьбе
народа-богатыря.

46. Алёнушка

47. «Богатыри»

48. Бродячие музыканты

49. Иван Иванович Шишкин(1832-1898)

Главным объектом
внимания многих
художников стал
среднерусский пейзаж,
суровая природа русского
севера. Картины Ивана
Ивановича Шишкина
создают впечатление
могущества, силы, величия
русской природы, которая и
должна быть присуща
богатырскому народу
(«Рожь», «Рубка леса»,
«Сосновый бор. Мачтовый
лес в Вятской губернии»).

50. «Утро в сосновом лесу»

51. На севере диком

52. Лесная глушь

53. Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексею
Кондратьевичу
Саврасову ближе
пейзаж лирический,
пронизанный
щемящей любовью к
родной земле («Грачи
прилетели»).

54. «Грачи прилетели»

55. Зимний пейзаж. Оттепель.

56. Рожь.

57. Архип Иванович Куинджи

Особое место в
пейзаже второй
половины XIX в.
Занимает Архип
Иванович Куинджи,
который был мастером
поразительных
световых эффектов
(«Украинская ночь»,
«Берёзовая роща»,
«Ночь на Днепре»).

58. «Ночь на Днепре»

59. Кипарисы на берегу моря.

60. Берёзовая роща

61. Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Изумительные по
красоте русские
пейзажи изображены
на картинах Исаака
Ильича Левитана.

62. На севере

63. Над вечным покоем

64. «У омута»

65. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Большое популярностью
пользовались полотна
Ивана Константиновича
Айвазовского, который
больше всего любил
изображать
море.Всемирно
известный российский
художник-маринист,
баталист, коллекционер,
меценат. Наиболее
выдающийся художник
армянского
происхождения XIX века
English     Русский Правила