Русское искусство конца XIX в.
Василий Григорьевич Перов (1834–1882)
«Тройка». («Ученики мастеровые везут воду»)
«Портрет Ф. М. Достоевского»
Иван Николаевич Крамской (1837–1887)
«Христос в пустыне»
«Неизвестная»
«Портрет Л. Н. Толстого»
Илья Ефимович Репин (1844–1930)
«Бурлаки на Волге»
«Портрет М. П. Му́соргского»
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Историческая живопись кон. XIX в.
Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)
«Петр I допрашивает Алексея Петровича в Петергофе»
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)
«Богатыри»
«Алёнушка»
Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904)
«Представляют трофеи»
«Апофеоз войны»
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
«Автопортрет»
«Утро стрелецкой казни»
«Взятие снежного городка»
«Переход А. В. Суворова через Альпы»
«Боярыня Морозова»
«Покорение Сибири Ермаком»
«Степан Разин»
«Меншиков в Березове»
«Посещение царевной женского монастыря»
Пейзажная живопись кон. XIX в.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
«Грачи прилетели»
Федор Александрович Васильев (1850-1873)
«Мокрый луг»
Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
«Рожь»
«Утро в сосновом лесу»
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
«Девятый вал»
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)
«Московский дворик»
Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
«Лунная ночь на Днепре»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
«У омута»
«Над вечным покоем»
«Золотая осень»
Михаил Осипович Микешин (1835 – 1896)
«Тысячелетие России», Великий Новгород
Ангел поддерживает крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённая женщина (олицетворение России). Установлена
Призвание варягов на Русь: князь Рюрик и языческий бог Велес.
Крещение Руси: князь Владимир с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом; славянка, протягивающая ему ребёнка для
Начало изгнания татар – Куликовская битва, 1380 г. - Дмитрий Донской
Избрание на царство (1613 г.): Михаил Фёдорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского
 Основание Российской империи (1721 г.): Пётр I и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего
Христианские проповедники – Кирилл и Мефодий
Княгиня Ольга
Владимир Мономах
Екатерина II и Григорий Потёмкин
Александр I и Николай I
А.В. Суворов и М.И. Кутузов
М.В. Ломоносов, Ф.Г. Волков (актёр, основатель русского драматического театра), К.П. Брюллов
Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург
Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург
Александр Михайлович Опекушин (1838 – 1923)
«Памятник А. С. Пушкину», Москва
Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902)
«Иван Грозный»
Альфред Александрович Парланд (1842-1919)
Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови), Санкт-Петербург
Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса на Крови), Санкт-Петербург
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала,
Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург
Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург
Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург
Владимир Осипович Шервуд (1832-1897)
Исторический музей, Москва
Александр Никонорович Померанцев (1849-1918)
Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), Москва
Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), Москва
17.76M
Категория: ИскусствоИскусство

Русское искусство конца XIX века. Живопись

1. Русское искусство конца XIX в.

Живопись

2.

Новое художественное видение –
критическое видение действительности,
нравственная и гражданская позиции.
Развиваются революционнодемократические идеи. Художников
поддерживали критики В. В. Стасов и И.
Н. Крамской, собиратели-меценаты.
Модны были частные коллекции. Один из
самых популярных был П. М. Третьяков.

3.

Зарождается общество «Товарищество передвижных
художественных выставок» (1870-1923). «Бунт 14» в
Академии художеств (отказ от дипломной работы на
тему скандинавского эпоса) и тогда уходят из
Академии во главе с И. Н. Крамским и организуется
артель петербуржцев-художников. Собираются на
квартире коммуной И. Н. Крамского по принципу
произведения «Что делать?» Чернышевского.
Пропагандировали и перевозили свои полотна в
разные города.

4.

Входили: Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. Н.
Крамской, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин,
Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М.
Васнецов, Н. А. Ярошенко, К. А.
Савицкий, Касаткин, В. А. Серов, И. И.
Левитан, В. Д. Поленов.

5. Василий Григорьевич Перов (1834–1882)

Страстный обличитель, утверждал новые
идеалы. Продолжил тему П. А. Федотова –
социальную сатиру, которая переходит в
сарказм, иногда переходит в драму.
Художник переходит от литературного
повествования к образу. Один из первых
изображал угнетенное крестьянство.
Работал в бытовом и портретном жанрах.

6. «Тройка». («Ученики мастеровые везут воду»)

7. «Портрет Ф. М. Достоевского»

8. Иван Николаевич Крамской (1837–1887)

Руководитель передвижников. Теоретик в
искусстве – написал критические заметки
об искусстве. Обращался к евангельским
сюжетам. Его портреты подразделятся на
2 вида: портрет-картина – это поэтические
женские образы и портрет,
изображающий передовую
интеллигенцию.

9.

«Христос в пустыне» (драма
человека, одиночество, выбор в
жизни, принести себя в жертву во
имя человечества, влияние А. А.
Иванова, Христос очеловечен)

10. «Христос в пустыне»

11. «Неизвестная»

12. «Портрет Л. Н. Толстого»

13. Илья Ефимович Репин (1844–1930)

Вершина русского реализма кон. XIX в., как бы
завершил передвижников. Его искусство
жизненно, революционно, современно. Работал
почти во всех жанрах. Обращался к
драматическим сюжетам – присутствовала
глубокая психология образов, режиссерское
мастерство. Портреты неповторимо
индивидуальные, разные по технике и
колориту, выделяет передовых людей.

14. «Бурлаки на Волге»

15. «Портрет М. П. Му́соргского»

16. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»

17. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

18. Историческая живопись кон. XIX в.

В Академии художеств главным и престижным был исторический
жанр. В кон. XIX в. В исторический жанр входили библейский,
мифологический, этнический и исторический. В 60–80-е гг. XIX в.
Расцветает отечественная историческая наука, печатаются
учебники, издаются художественные произведения на тему Руси.
Много художников писали этнографические темы с типичными
деталями (костюмами, антуражем), но не было идеи, характеров,
человеческих и исторических образов, исторического мышления.

19. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)

«Петр I допрашивает
Алексея Петровича в Петергофе» (впервые
создаются 2 исторических образа, оценка того
периода, той обстановки; в композиции
использован раскол 2-х противоречий; впервые
создаются сильные характеры и разные
темпераменты: используется прием:
мировоззрение и конфликт, добро и зло, свет и
тень)

20. «Петр I допрашивает Алексея Петровича в Петергофе»

21. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

Создатель лирических монументально-эпических
полотен на тему русской истории, народных
былин и сказок. Исторический жанр связан с
легендами и преданиями. Отображал истинные
русские национальные образы, тяготел больше к
фольклорно-поэтическим образам. Главное не
подробности, а образ, величие подвига, русская
удаль, сила, мужество. Создает сказочные
картины.

22. «Богатыри»

23. «Алёнушка»

24. Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904)

Художник-документалист (скульптурный и точный
во всех деталях), просветитель (вел
познавательно-воспитательную работу в
искусстве), этнограф (изображал обычаи
Востока), баталист (впервые изобразил ужас
войны, насилие захватчиков, религиозный
фанатизм, уважение к солдату).

25.

Серия «Варвары»:
- «Представляют трофеи»
- «Апофеоз войны»

26. «Представляют трофеи»

27. «Апофеоз войны»

28. Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Вершина реализма в исторической живописи
русского и мирового искусства.

29. «Автопортрет»

30. «Утро стрелецкой казни»

31. «Взятие снежного городка»

32. «Переход А. В. Суворова через Альпы»

33. «Боярыня Морозова»

34. «Покорение Сибири Ермаком»

35. «Степан Разин»

36. «Меншиков в Березове»

37. «Посещение царевной женского монастыря»

38. Пейзажная живопись кон. XIX в.

Класс пейзажа в Академии художеств в основном повторял традиции
западного искусства. Спокойные, уравновешенные, классические
(зачастую кулисные) композиции. Виды итальянские. Если это
Петербург, то очень похож на западный город. Пейзажи
идеализированные, придуманные, декорационные. Живопись
суховатая, монохромная. Называли такие пейзажи – видописи.
Новаторства: прославляли российскую землю (поля, леса, деревни,
проселочные дороги). Живопись более цветная, пленэрная.
Появилось настроение: романтическое, драматическое, философское.

39. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Родоначальник русского реалистического
пейзажа. Характерно: обыденность сельских
мотивов и поэтическая красота, но
академическая школа присутствовала
(монохром, сухость).

40. «Грачи прилетели»

41. Федор Александрович Васильев (1850-1873)

Ученик И. И. Шишкина и И. Н. Крамского.
Характерно: эмоциональность, драматичность.

42. «Мокрый луг»

43. Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Работал в живописи и графике (литографии).
Новаторства: пейзажи эпические, по
композиции широкомасштабные,
исследовательские. Убогую и бедную Россию
он идеализировал, показывал ее плодородной и
богатой.

44. «Рожь»

45. «Утро в сосновом лесу»

46. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Художник романтического направления. Впервые
изображает море в движении, в бурю, морские
бои.
«Девятый вал» (по древним морским поверьям, в
идущих одна за другой во время шторма волнах самой
мощной и страшной становится каждая девятая)

47. «Девятый вал»

48. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)

Новаторства: пейзаж объединил с бытовым жанром
(люди, животные, мельницы, дворики), пленэрность
(солнце, синие тени, рефлексы зелени и неба).

49. «Московский дворик»

50. Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

Особенности: романтические, панорамные композиции,
эффекты освещения.

51. «Лунная ночь на Днепре»

52. Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Вершина русского пейзажа кон. XIX в. Особенности:
пейзажи настроения (присущи различные эмоции,
есть философские), пленэрные. Близок
импрессионистическим течениям.

53.

«У омута» (мир русалок и леших; контраст
бурлящей воды и мертво застывшей – жизнь
противостоит смерти)
«Над вечным покоем» (вечное безмолвие
бесконечных пространств)

54. «У омута»

55. «Над вечным покоем»

56. «Золотая осень»

57.

Скульптура
Скульпторы обратились к сюжетности,
историческому и бытовому правдоподобию,
даже к иллюстративности. Их работы
обладали большим количеством
подробностями.

58. Михаил Осипович Микешин (1835 – 1896)

Автор ряда выдающихся памятников в
крупных городах Российской империи
(памятники Екатерине II в Краснодаре, М. Ю.
Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве,
Ермаку в Новочеркасске).

59. «Тысячелетие России», Великий Новгород

60. Ангел поддерживает крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённая женщина (олицетворение России). Установлена

группа на державе (символ
государственной власти монарха).

61. Призвание варягов на Русь: князь Рюрик и языческий бог Велес.

62. Крещение Руси: князь Владимир с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом; славянка, протягивающая ему ребёнка для

крещения, и славянин,
низвергающий языческого идола Перуна.

63. Начало изгнания татар – Куликовская битва, 1380 г. - Дмитрий Донской

Начало изгнания татар – Куликовская битва, 1380 г. Дмитрий Донской

64. Избрание на царство (1613 г.): Михаил Фёдорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского

Избрание на царство (1613 г.): Михаил Фёдорович —
родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в
одежде древнерусского воина с непокрытой головой и
коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку
Мономаха и скипетр.

65.  Основание Российской империи (1721 г.): Пётр I и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего

Основание Российской империи (1721 г.): Пётр I и Генийкрылатый ангел, указывающий путь на север, к месту
будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на
колени швед, защищающий своё разорванное знамя.

66. Христианские проповедники – Кирилл и Мефодий

67. Княгиня Ольга

68. Владимир Мономах

69. Екатерина II и Григорий Потёмкин

70. Александр I и Николай I

71. А.В. Суворов и М.И. Кутузов

72. М.В. Ломоносов, Ф.Г. Волков (актёр, основатель русского драматического театра), К.П. Брюллов

73. Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург

74. Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург

75.

76. Александр Михайлович Опекушин (1838 – 1923)

77. «Памятник А. С. Пушкину», Москва

78. Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902)

Мордух Матысович Антокольский.
Скульптор-реалист.

79. «Иван Грозный»

80.

Архитектура
Здания содержат черты, восходящие к
древнерусской архитектуре, орнаменты,
заимствованные из народной вышивки или
воспроизводящие в камне резьбу по дереву.
Стиль получает название н е о р у с с к и й.

81. Альфред Александрович Парланд (1842-1919)

82. Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови), Санкт-Петербург

83. Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса на Крови), Санкт-Петербург

84. Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала,

обагренные кровью царя.

85.

86. Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург

87. Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург

88. Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург

89. Владимир Осипович Шервуд (1832-1897)

Представитель эклектизма. Использовал
элементы русского зодчества XVI‒XVII вв.

90. Исторический музей, Москва

91. Александр Никонорович Померанцев (1849-1918)

Мастер последнего этапа эклектики в
московской архитектуре, просветитель,
новатор в использовании современных
строительных материалов и технологий.

92. Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), Москва

93. Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), Москва

English     Русский Правила