Южное Подмосковье Серпуховский Высоцкий монастырь
9.77M
Категория: ИсторияИстория

Южное Подмосковье. Серпуховский Высоцкий монастырь

1. Южное Подмосковье Серпуховский Высоцкий монастырь

2.

Основные понятия: Боголюбие.
Преподобный Афанасий Высоцкий.
Послушание. Высоцкий чин.
Деисусный чин. Благотворители.
Благоукрасители. Икона Божией
Матери «Неупиваемая Чаша».

3.

Серпухов – город защитник
Родины
Впервые Серпухов упомянут в духовных
грамотах Великого Князя Московского Ивана
Калиты.
Датой его возникновения принято считать 1339
год, когда Иван Калита завещал город на реке
Серпейке своему младшему сыну Андрею.
Наибольшего расцвета Серпухов достиг при
серпуховском удельном князе Владимире
Андреевиче, внуке Ивана Калиты и правнуке
Александра Невского.
Серпуховский князь Владимир
Андреевич Храбрый

4.

Краткая родословная Серпуховских князей
Иван Калита
Семён
Иван
Андрей
Дмитрий
Владимир + Елена Ольгердовна
Иван
Семён
Андрей
Фёдор
большой
Ярослав-Афанасий
Василий
Андрей
меньшой

5.

Куликовская битва
Дмитрий Донской и Владимир Храбрый
Особенно прославилось имя князя Владимира во
время освобождения Руси от татаро-монгольского
нашествия.
В 1380 году в битве на Куликовом поле засадный
полк под руководством Владимира Андреевича
решил исход знаменитой битвы.
За победу на Куликовом поле народ нарек Великого
князя Московского Дмитрия – Донским, а его
двоюродного
брата,
Серпуховского
князя
Владимира Андреевича – Храбрым.

6.

История русского государства всегда была тесно связана с именами духовных лиц,
деятелей Православной Церкви. Русские люди были боголюбивыми.
Боголюбие
Боголюбие – главное духовное чувство
человека, ставящее любовь к Богу и
исполнение его заповедей превыше всего.
Город Серпухов тесно связан с именами
Сергия
Радонежского
и
Алексия
Московского. Сюда же следует отнести
имена первых настоятелей Высоцкого
монастыря Афанасия Старшего и
Афанасия Младшего. А также первого
игумена
Владычного
монастыря
Варлаама.

7.

По просьбе князя в Серпухов пришел преподобный Сергий
Радонежский с учеником Афанасием. Место для
монастыря было выбрано на берегу реки Нары,
называлось оно «Высокое», что и дало название
монастырю.
Преподобный Сергий обратился с молитвой к Богу и
благословил своего ученика потрудиться для святого дела.
Ученик преподобного проявил послушание своему учителю.
Благословение – одобрение Бога на какое-либо действие.
Послушание – добродетель, добровольное подчинение Божьей воле.
Послушание входит в число трёх основных обетов xристианских монахов наряду с
обетами безбрачия и нестяжательства.
Послушник – первая ступень иночества.

8.

Афанасий Высоцкий Серпуховской «Старший»
(1363-1395), впоследствии прославленный в чине
святых, стал первым настоятелем монастыря. В
мирской жизни его звали Андрей. Он был обучен
родителями письму, чтению и церковному пению.
Юношей он пришел к преподобному Сергию
Радонежскому, который благословил его остаться
в монастыре. Андрей проявил послушание и усердие
и позже был пострижен в монахи с иноческим
именем - Афанасий.
Став игуменом Высоцкого монастыря, Афанасий
приложил много сил для его процветания. Он
переводил книги с греческого языка на русский,
стараясь привить инокам интерес к образованию
и культуре.
Афанасий Высоцкий
Серпуховской
«Старший»

9.

Высоцкий Деисусный чин
Последние годы жизни преподобный Афанасий провел в Царьграде (Константинополе). Он прислал
для строящегося в то время собора 7 икон знаменитого Деисусного чина, получившего название
«Высоцкий чин». Умер Преподобный Афанасий в Царьграде, в глубокой старости, в начале 15 века.
«Деисусный чин» – это ряд икон в иконостасе, включающий иконы Иисуса Христа, Богородицы,
Иоанна Предтечи, и другие

10.

Серпуховский Высоцкий монастырь 1373 г.
Основан в 1373 году сподвижником Дмитрия Донского серпуховским князем Владимиром
Андреевичем по благословению преподобного Сергия Радонежского на левом высоком берегу реки
Нары, недалеко от впадения ее в Оку. Место, на котором был построен монастырь, называлось
Высокое. Высоцкий монастырь служил форпостом на южных рубежах древней Руси.

11.

Это был крупный центр ремесел и искусства, столица
княжества, в которой чеканилась монета. Русские люди
всегда заботились о благолепии монастырей и делали
пожертвования.
Благотворители – люди, которые творят во имя Бога.
Благоукрасители – люди, которые украшают во имя
Бога.
При императрице Екатерине 2 монастырь пришел в
упадок, но в 19 веке вновь благоустраивается и к 20 веку
становится одним из самых благоустроенных.
После революции 1917 года в монастыре разместили
подразделение Красной Армии, затем там была тюрьма
с массовыми расстрелами людей. Шли годы, постройки
ветшали, была утрачена часть крепостных стен. С
возрождением духовной жизни возрождается и Высоцкий
монастырь, здесь возводятся Сергиевская церковь и
Зачатьевский собор.
Сергиевская церковь и
Зачатьевский собор

12.

Стены и башни монастыря построены на вклад царя Алексея Михайловича
Романова в 1664 году.

13.

Всесвятская церковь 1893 г.
Покровская церковь 1381 г.

14.

Надвратная церковь во имя
трех святителей Василия
Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста 1840г.

15.

Согласно преданию, икона эта была обретена 18 мая в 19
веке. Жил в ту пору один горький пьяница, и вот отказали
у него ноги. А ночью приснился сон, в котором Небесная
Покровительница явилась ему и повелела, если хочет
выздороветь, идти в город Серпухов, да помолиться перед
иконой «Неупиваемая Чаша». Ползком отправился в путь
тульский, но ждало его разочарование – никто в обители
не знал такой иконы. Однако Божья Матерь помогла –
над одним их входов в монастыре висела никому не
известная икона. Присмотрелись к ней монахини – и
разглядели Богородицу с Младенцем в большой золотой
чаше. Мужичок начал молиться перед иконой и вдруг
выздоровел.
Какой это иконографический тип?
Какой смысл у этого образа?
Богоматерь возносит жертву – Своего Сына, за спасение
всех людей, вместо губительных пристрастий призывает к
источнику утешения.
Икона Божьей Матери
«Неупиваемая Чаша»

16.

Преподобный Герман Аляскинский
Стр 142. упр 5,6.
Смирение
Скромность
Бескорыстие
Любовь
Самоотверженность
English     Русский Правила