Тема. 9. Нетрадиционные религиозные культы
1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.
Признаки новых религиозных движений:
Причины появления НРД:
Основные особенности новых религиозных вероисповеданий (Л.Н. Митрохин «Религиозные культы в США»):
2. Классификация новых религиозных движений (НРД)
Маргаретт Тэлер Сингер (психолог) предлагает следующую классификацию новых религиозных движений:
Социолог Рональд Энрот классифицирует НРД:
Классификация НРД по Майклу Лангоуну (психолог) выглядит следующим образом:
4. Характеристика основных направления новых религиозных движений.
В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД.
В России в 2010 г. зарегистрировано 23500 религиозных общин…
1.37M
Категория: РелигияРелигия

Нетрадиционные религиозные культы

1. Тема. 9. Нетрадиционные религиозные культы

Основные вопросы:
1.Понятие, характерные особенности
новых религиозных движений (НРД).
2. Классификация новых религиозных
движений (НРД).
3. Характеристика основных направлений
новых религиозных движений.

2. 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.

Новыми называются религиозные движения,
возникшие в XVII-ХХ вв., и те, которые
продолжают появляться уже в XXI веке.
По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый
этап в эволюции религии.
Этот этап характеризуется ослаблением влияния
и авторитета традиционных форм религии и
появлением значительного числа новых
религиозных движений, организаций, культов,
которые в отечественной литературе часто
называются нетрадиционными религиями.

3.

Среди альтернативных терминов,
предлагавшихся в конце 20 века
например: «альтернативные религии»,
«нетрадиционные религии»,
«нетрадиционные культы»,
«маргинальные религиозные группы»,
«новые религии» и т. п.), широкое
распространение получил один
термин — «новое религиозное
движение» (НРД), — популярность
которому обеспечили труды английского
социолога профессора Айлин Баркер.

4.

От других терминов понятие НРД отличается
тем, что определяющую роль в нём играет
не фактический, а хронологический аспект.
В общем смысле «новым религиозным
движением» называется любая религиозная
группа, не признанная (или пока не
признанная) традиционной в отдельно
взятом обществе.
Соответственно, список НРД меняется как в
зависимости от временного критерия,
принятого тем или иным исследователем,
так и в зависимости от конкретного социума,
о котором идёт речь.

5. Признаки новых религиозных движений:

тоталитарный и общественноопасный
характер вероучения и культа
большинства;
неустойчивость вероучения и культа, что
негативно сказывается на
психоэмоциональном состоянии членов;
наличие тайных элементов вероучения,
доступных только посвященным.

6. Причины появления НРД:

снижение общественного авторитета христианской
церкви как православной, так и католической;
развитие науки и техники, значительно расширившей
возможности человека и поставившей перед наукой
новые проблемы;
сохранение неразрешёнными вечных вопросов
человечества, в особенности вопроса о смерти;
расширение связей между разными странами,
народами, взаимопроникновение культур, появление
стремления к объединению между ними;
коммерциализация всех сторон жизни, превращение
религиозной веры и спасения души в товар;
развитие средств массовой информации, увеличение
скорости донесения информации до потребителя, что
оставляет ему значительно меньше времени на её
обдумывание.

7. Основные особенности новых религиозных вероисповеданий (Л.Н. Митрохин «Религиозные культы в США»):

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он
обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и
реальности.
2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его
называют «отцом».
3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила
поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.
4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического
взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего
имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением
обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный,
используется «техника» психологического манипулирования,
психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их
адаптированию к группе.

8. 2. Классификация новых религиозных движений (НРД)

Отечественные исследователи нетрадиционных религий
выделяют следующие их типичные разновидности:
Неохристианские объединения — «Церковь объединения»,
«Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др.
Саентологические (от англ. science — наука) или наукообразные
направления.
Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны»,
«Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия
Божественного света», «Маха рай Джи» и др.
Сатанинские группы — «церковь Сатаны» — провозглашают себя
сознательными носителями зла и антиподом христианства.

9. Маргаретт Тэлер Сингер (психолог) предлагает следующую классификацию новых религиозных движений:

Неохристианские религиозные группы
Индуистские и восточные религиозные группы
Оккультные, колдовские и сатанистские группы
Спиритические группы
Дзен и прочие группы с китайско-японской философскомистической ориентацией
Расовые группы
Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных
феноменов
Психологические или психотерапевтические группы
Политические группы
Системы самоусовершенствования, самореализации или
саморазвития.

10. Социолог Рональд Энрот классифицирует НРД:

Восточные мистические группы
Псевдохристианские группы
Духовно-психологические группы и группы
самоусовершенствования
Эклектичные и синкретические группы
Парапсихологические, оккультные и
астральные группы

11. Классификация НРД по Майклу Лангоуну (психолог) выглядит следующим образом:

Восточная медитация
Движения, основанные на Библии и
христианстве
Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная
магия
Политический терроризм
Психотерапия / самореализация
Группы по избавлению от наркотической
зависимости
Коммерческие

12.

Важнейшим аспектом деятельности современных
НРД учёные считают культивирование различных
психофизических упражнений, применительно к
которым адепты НРД обычно используют
термины «практики», «духовные практики»,
«методы духовной работы», «методики
самосовершенствования».
Эти техники можно разделить на три основные
группы, направленные на работу:
с телом (и «энергиями») –
телесноориентированные и мануальноэнергетические;
с эмоциями – вербальные и эмоциональновербальные;
с сознанием – ментальные
Тип духовной практики НРД позволяет определить её
потенциальных адептов.

13. 4. Характеристика основных направления новых религиозных движений.

1. Движения протестантского толка:
баптизм, движение адвентистов,
пятидесятничество, Церковь Христа.
Эти движения, во-первых, базируются на
протестантском вероучении о Библии как
единственном источнике вероучения, а,
во-вторых, каждый верующий имеет право
самостоятельно толковать «Священное
Писание». Лидеры этих движений в целях
привлечения внимания выделяют какойлибо аспект Библии, который
провозглашают главным.

14.

Исторически первым протестантским
движением был баптизм, который
возник в ХVII в. в Голландии, где стал
идеологической основой национальноосвободительной борьбы против
испанского владычества.
Название течения происходит от
греческого слова “крещение”.
Баптисты требовали от человека,
принимающего аусбургское исповедание
перекрещивания. Крещение, принятое в
детском возрасте, по их мнению,
недействительно, так как человек
принимал его несознательно.

15.

Движение адвентистов (название происходит от латинского
слова adventus – пришествие) выделилось из среды баптистских общин США в
начале 30-х годов ХIХ в. Его основателем был американский фермер Вильям
Миллер, по совместительству исполнявший обязанности проповедника одной
из баптистских общин.
Современное содержание движения адвентистов сводится к следующему:
учение о втором пришествии Христа является основной мыслью Библии;
ожидание установления 1000-летнего царства праведников на небе и
последующего третьего пришествия Христа, в результате которого души
грешников будут уничтожены, а на земле установится вечное царство
праведников «учение о хилиазме» (греч. хилиас – «тысяча»);
при этом почитание субботы как святого дня, являющееся основным
признаком истинной церкви, а почитание воскресения является языческим
заблуждением;
забота о своём теле (адвентистам категорически запрещено курить, пить
вино, чай, кофе, кока-колу и другие напитки, содержащие кофеин и алкоголь,
есть свинину);
материальная поддержка общины - уплата десятой части своих доходов без
учёта налогов в её кассу.
Движение адвентистов делится на несколько толков: адвентисты седьмого
дня (исходный вариант, к нему относится большинство адвентистов),
адвентисты верного остатка (наиболее тоталитарная адвентистская секта,
ожидающая второго пришествия со дня на день и отказавшаяся от любой
мирской деятельности), адвентисты двух начал (признают равноправие и
равенство сил Бога и Сатаны) и др.

16.

Пятидесятничество возникло в начале ХХ в. в
США под руководством баптистского проповедника
Чарльза Парэма. Название этого движения
происходит от дня Пятидесятницы – 50-го дня после
Воскресения Христа, когда, согласно Евангелию, на
апостолов сошёл Святой Дух.
Особенностью учения является вера в возможность
схождения святого духа на верующих христиан в
наши дни.
Пятидесятничество не имеет централизованной
организации, а состоит из ряда самостоятельных
общин, имеющих причудливые названия. К
пятидесятникам примыкает несколько т.н. церквей
малых групп, каждая община которых является
федерацией групп верующих (численностью до 12
чел.), живущих по соседству.

17.

«Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта
протестантского толка. Она основана в Бостоне в 1979 г. пастором Кип
Мак Кингом и провозглашает, что Библия даёт ответ на все жизненные
вопросы.
Целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и
возвращение к нормам церковной жизни I века христианской эры.
«Церковь Христа» имеет жёсткую организацию. Центром её является
Бостонская церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые»
церкви, а им, в свою очередь, подчиняются местные «дочерние» церкви,
делящиеся на округа, регионы, «беседы» и «семейные группы».
Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и
учеником вышестоящих руководителей.
Сектант обязан беспрекословно подчиняться своему наставнику,
отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему запрещается
сомневаться в правильности слов и действий начальника.
Сектанты должны бросить семью и работу. Они живут в «семейных
группах» из 5-10 человек под руководством лидера. Секта имеет жёсткую
дисциплину.
День сектанта проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед
лидером, бесплатной работе на секту – сборе милостыни или публичной
агитации.
«Церковь Христа» отличается назойливостью пропаганды, обладает чётко
отработанной технологией «промывания мозгов», в короткий срок
превращающих новичка в убеждённого сектанта.

18.

2. Псевдохристианские НРД, сущность
которых состоит в отрицании основных
догматов христианства – о троичности
Бога и о божестве Иисуса Христа.
Однако для привлечения к себе людей
они называют себя христианами.

19.

«Свидетели Иеговы», как НРД возникло в 70-х гг.
ХIХ в. в США, выделившись из адвентистского
движения. Её основатель – Чарльз Тейт Рассел.
Суть учения заключается в следующем: Бог один,
его имя – Иегова, учение о троичности Бога
является дьявольским измышлением, а Христос
является не Богом, а просто высоконравственным
человеком, получившим от Бога способность не
грешить и задание искупить человечество
смертью на кресте; хилиазм особого вида – вера
во второе пришествие Христа, после которого на
земле установится 1000-летнее царство
праведников, устроенное по образцу общества
потребления, по окончании которого произойдёт
третье пришествие Христа и все люди
(независимо от праведности) воскреснут и будут
наслаждаться райской жизнью.

20.

НРД Мормоны имеет официальное название
«Церковь Иисуса Христа святых последних дней».
А название мормоны происходит от «Книги Мормона»,
признаваемой сектантами «дополнительным
священным писанием», порой стоящим выше Библии.
Секта возникла в 30-х годах ХIХ в. в США под
руководством фермера Иосифа Смита Младшего.
Мормоны придерживаются следующих направлений: -политеизм – вера во многих богов-покровителей планет
(в частности, бог планеты Земля – Михаил, он же Адам,
он же Иегова, он же Христос, главный бог Вселенной
живёт в центре мира на планете Колоб);
- материализм – боги обладают материальным телом,
могут одновременно находиться только в одном месте;
- возможность для каждого человека стать богом, для
этого надо принять крещение у мормонов, жениться,
завести побольше детей и вести праведную жизнь;
- вера в особую роль Америки.

21.

3. Харизматические культы, которые так
называются вследствие того, что они
возглавляются харизматическими лидерами
(греч. харизма – «благодать»).
Эти лидеры утверждают, что обладают
некой особой благодатью от Бога и посланы
принести её на Землю.
Наиболее часто встречающейся «харизмой»
является выдача себя за Мессию – спасителя
человечества, а общими для этих сект
являются проповеди скорого конца света и
требование бросить семью, работу, учёбу и
начать служить основателю секты –
«истинному Мессии».

22.

«Белое братство» было основано в
1990 г. на Украине бывшим
комсомольским работником Мариной
Цвигун, принявшей «духовное» имя
Мария Дэви Христос и провозгласившей
себя матерью мира, воплощением
Христа. Учение секты внедряется в
сознание её членов путём
насильственного воздействия на психику
(гипноз и наркотики).

23.

«Церковь единой веры» была основана в мае 1990 г. в
Тюмени бывшим сержантом милиции Сергеем Торопом.
Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп,
в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявил
о том, что он является новым мессией, сыном Божьим,
проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе
минусинского общества уфологов - кружка местной
интеллигенции, увлекающейся различными восточными
культами и возникла харизматическая культовая община.
Виссарион проповедует своё необычное рождение (от
слияния энергий Земли и Космоса), свою необычную роль на
Земле и, что после его рождения Земля вступила в новую
эпоху царства любви, к которой все мировые религии
подготавливали человечество. Теперь, согласно учению
Виссариона, они выполнили свою задачу, и должны уступить
место «единой вере последнего завета», а последователи
традиционных религий должны отказаться от приверженности
им и принять новую веру.

24.

«Церковь объединения» основана в 1954
г. в Южной Корее Сан Мён Муном. В
учении Муна смешиваются христианские,
буддистские и языческие корейские
представления. Бог, согласно учению
Муна, является двуполым существом, и,
как все существа в мире, подчиняется
половому инстинкту. В секте царит
жёсткая дисциплина, действует система
подавления личности и «промывания
мозгов».

25.

4. НРД восточной ориентации, среди которых особо
выделяется «Международное общество сознания
Кришны», которое основано в 1955 г. индуистским
проповедником Абхеем Прабхупадой и представляет
собой религиозную организацию типа деноминации.
Мораль этого учения - преданное служение Кришне. Под
этим подразумевается беспрекословное исполнение
воли духовного наставника – гуру.
Основными ячейками религиозной жизни являются
храмы. При храмах, как правило, создают
проповеднические (миссионерские) центры - гур-кулы,
где получают систематическое религиозное образование
и воспитание пришедшие в общину «преданные». После
прохождения обучения они получают посвящение в
вайшнавы. Все храмы в административном отношении
самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня
взаимодействия и координации их деятельности:
региональный, зональный и национальный.

26.

5. Актуальны сегодня также и другие
нетрадиционные религиозные движения,
среди которых особо выделяются
псевдонаучные культы, оккультные и
духовно-экологические секты.
«Церковь сайентологии» основана
в 60-х гг. ХХ в. в США малоизвестным
писателем-фантастом Лафайетом Роном
Хаббардом. По собственному признанию
Хаббарда, он придумал сайентологию с
целью личного обогащения. В связи с этим
учение секты представляет собой смесь
магии, оккультизма, восточных религий и
научных сведений из области психологии,
медицины и кибернетики.

27.

Сатанинские секты, поклоняющиеся злу, дьяволу.
Причинами появления сатанинских сект явились: кризис
христианства, падение морали, социальная неустроенность
молодёжи. Часть сатанистов поклоняется злу как таковому, другая
(большая) считает дьявола богом (перевёрнутая система
ценностей).
Их вероучение и культ представляет собой диаметральную
противоположность христианству, а секты делятся на несколько
типов в зависимости от контингента и степени вовлечения в культ.
На низшем уровне находятся молодёжные группы, сатанизм для
которых является лишь средством внешнего самовыражения,
противопоставления себя окружающему миру (члены этих групп
носят сатанинскую символику, читают «чёрную» литературу, но
участия в культовых мероприятиях не принимают, однако
значительная их часть впоследствии переходит в группы более
высокого уровня).
Более высокий уровень представляют собой группы молодёжи,
занимающейся «практическим сатанизмом» – групповым
употреблением наркотиков и сексом, сочетающимися с
культовыми действиями.
Высший уровень представляют собой секты сознательных
поклонников сатаны, которые исповедуют сатанизм в полном
объёме, культ их представляют «чёрные мессы»,
сопровождающиеся человеческими жертвоприношениями.

28. В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД.

29.

30. В России в 2010 г. зарегистрировано 23500 религиозных общин…

English     Русский Правила