Похожие презентации:
Немецкая классическая философия. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
1. Немецкая классическая философия. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854)
Доклад выполнил студент 1 курсаФГКОУ ВО «Академия СК РФ»
Калюк Андрей
2.
Фридрих Шеллинг— видныйпредставитель немецкой
классической философии.
Учился в Тюбингенском
Теологическом институте.
Его однокурсниками и
друзьями были в будущем
знаменитый философ
Гегель и поэт Гельдерлин. В
ранний период творчества
находился под влиянием
философии Фихте. В разные
годы являлся профессором
Йенского, Вюрцбургского,
Берлинского университетов;
был президентом Баварской
академии наук.
3. Шеллинг о предмете и задачах философии
Для Шеллинга предметом философии является человек. Ужепервый взгляд на человека учит нас тому, что он является
единством природного и духовного, бессознательного и
сознательного. Он писал: «нам всем присуща таинственная,
чудесная способность возвращаться от изменчивости времени
к нашей сущности, освобожденной от всего того, что пришло
извне, и там в форме неизменности созерцать в себе вечное».
Однако, по мнению Шеллинга, «кто хочет открыть науку о
вечном, должен начать с изучения природы. Придите к
физике и познаете вечное!».
Так, основой философской системы Шеллинга является идея
тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта
и субъекта. «Подлинная сущность вещей — не душа и не тело,
а тождество того и другого». Шеллинг считал, что
устранением дуализма, то есть всякой реальной
противоположности между духом и материей, может быть
положен конец бесчисленным философским спорам об
отношении между духом и материей.
4.
Такимобразом, немецкий философ указывает
на две основных задачи философии —
изучение природы (натурфилософия) и анализ
духовного, идеального (трансцендентальный
идеализм). «Обе они составляют одну науку и
отличаются друг от друга только
направленностью своих задач».
5. Натурфилософия Шеллинга
Природа в философии Шеллинга одухотворяется, т.е.рассматривается как «интеллигенция», или «оцепеневший
дух». «Так называемая мертвая природа — это всего лишь
несозревшая разумность, и вот почему уже в этого рода
явлениях, хоть и в неосознанном виде, имеются проблески
того, что свойственно интеллигенции».
Далее, природа находится в состоянии беспрерывного
развития и становления. В своем развитии природа проходит
путь постепенного возрастания (в терминологии Шеллинга
«потенцирования») духовного начала в ней.
По мнению Шеллинга, источником развития природы является
ее «всеобщая двойственность» («полярность») — наличие
внутренних противоположностей и их взаимодействие.
Наконец, природа, понимается как великий организм, в
котором противоположности гармонично разрешаются в
единство. В природе существует взаимосвязь между
явлениями, в ней нет ничего «отдельного от другого, вне
другого, все абсолютно едино и одно в другом». С этих
позиций Шеллинг критикует механистические представления,
распространенные в естествознании того времени.
6. Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.
Шеллинг считал, что «способность познавать — это необходимое свойствочеловека. Эта способность связана с самой сущностью субъекта». Свое учение о
познании философ излагает в работе «Система трансцендентального
идеализма». «Трансцендентальной философии надлежит объяснить, как вообще
возможно знание...
Для решения вопросов познания Шеллинг обращается к исследованию процесса
получения знания, а точнее к определению того, с «чего начинается всякое
знание и за пределами чего знания нет.Исходным принципом
трансцендентального идеализма является самосознание познающего субъекта.
Поэтому следующий шаг трансцендентальной философии связан с его
изучением.
Шеллинг полагал, что «открыть» этот принцип возможно только с помощью
такой формы мышления как интеллектуальная интуиция. Согласно немецкому
философу, обычное логическое мышление (рассудок) даёт познание низшего
порядка в сравнении с тем, которое доступно разуму. Формы разумного
познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное
усмотрение в вещах единства противоположностей.
Высший же акт познания — самосознание, можно осуществить только с помощью
интеллектуальной интуиции, которую Шеллинг понимает как способность
мысленного восприятия («созерцания») интеллектуального действия в момент
его совершения.
7. Шеллинг Философия искусства
Шеллинг был уверен в том, что системазаканчивается в том случае, если она
возвращается к своему исходному пункту. Так, в
искусстве достигается тождество духовного и
материального, совпадение природы и свободы.
Художественное творчество совершается
бессознательно и необходимо, как и процесс
природы. Шеллинг писал: «Давно понятно, что в
искусстве не все совершается сознательно, что с
сознательной деятельностью должна сочетаться
бессознательная сила и что только полное
единение и взаимопроникновение обеих создают
наивысшее в искусстве». Произведение искусства
конечно, но имеет бесконечный смысл, в нем
преодолеваются противоположность
теоретического и нравственно-практического.
8. Значение философии Шеллинга
состоит, прежде всего, в том,что, природа получила значение самостоятельного объекта,
которому свойственно диалектическое развитие, а человек
понимался как вершина этого развития. Необходимым
условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в
ней реальных динамических противоположностей и
внутренних противоречий, которые являются источником ее
развития.
В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел
принцип историцизма и понимание философии как
возрастающего самосознания человечества. Шеллинг
обосновал значение свободы и основанной на ней
деятельности как важных факторов познания и существования
действительности.
Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и
Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не
только на немецкую философию, но и на философские
взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей
русской культуры XIX века.