Вокально – хоровые упражнения
Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообразующей и
Основные вокально – хоровые навыки
Работа над интонацией Приёмы, помогающие добиться чистоты интонирования
1.20M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Речевая интонация как основополагающая в вокально-хоровой работе над интонационным строем

1.

Задачи: - Определить связь и различие между речевой
интонацией и музыкальной,
- формировать стремление хорового коллектива
петь чище, исполнять музыку лучше.
Автор Вишневская Т.В.

2.

Речевая
Музыкальная

3.

4.

5.

6. Вокально – хоровые упражнения

Овладение техникой дыхания – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его
расходование. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном обучении в репертуар
нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными
паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять
учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для
работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
Для развития навыков интонационного строя необходимо в распевание хора вводить специальные
упражнения. Они должны быть разнообразные, и каждый дирижер может конструировать их в
соответствии с особенностями своего хора и разучиваемой программой.
Дыхательная гимнастика:
- упражнения для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха;
- упражнения для воспитания навыков полного выдоха;
- упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;
- дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями;
- упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с
движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»).
Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с
активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное
соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые и мелодические
отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной
гимнастикой способствуют воспитанию правильного певческого дыхания с удлиненным,
постепенным выдохом, что позволяет воспроизводить различные по длине мелодико-речевые
отрезки

7.

2. Артикуляционно-мимическая гимнастика
(упражнения для мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба,
мимических мышц). Эта гимнастика помогает создать нервно-мышечный фон для
выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания
полноценного голоса, ясной и четкой дикции; снять напряженность артикуляционной и
мимической мускулатуры.
3. Голосовая и интонационная гимнастика:
- упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса;
- интонационные упражнения.
Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций,
интонационно-мелодической речи.
4. Ритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма певческого дыхания,
развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, развитию
темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения
сочетать движения и пение, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают
благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи.
Мягкий тип голосообразования (голосовой атаки) – дыхание и включение в работу
голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность,
и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука. Предлагается
проговаривать фразы и предложения, где гласный в начале предложения необходимо
произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования .

8.

6.Формирование темпоритмической
организации речи и высоты звука
пение пословиц, поговорок, чистоговорок;
(согласование пения текста с плавным движением кисти ведущей руки).
Основные качества, которые тренируются в первых упражнениях
голосо - речевого тренинга:
фонационное дыхание
(различные виды выдыхания, диктуемые характером речи);
навык «переключения» дыхания,
обеспечивающий качественное звучание речи при медленнойбыстрой, громкой-тихой, спокойной-экспрессивной речи;
опора звука; мягкая атака звука;
собранность и звонкость голоса;
нахождение своего «центра» голоса;
укрепление силы голоса; совершенствование природного тембра;
дикционная четкость; голосовая гибкость.

9. Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообразующей и

дикционной). Не забывать о «подлаивании».
Оно поможет сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность голоса, способного
«рисовать» мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить
медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выразительность.
Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи.
— Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно,
разъясняя).
— Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро — уточняя).
— Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА
(медленно —разъясняя).
— ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду
(быстро - уточняя).
— Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ
(медленно — разъясняя).
— На платки ТАНЕ ткет ткач ткани
(быстро — уточняя).
— Купи кипу ПИК
(медленно — прошу).
- Купи КИПУ пик
(быстро — уточняю).
-- Около кола - КОЛОКОЛА
(медленно).
— Около КОЛА — колокола
(быстро).
-- Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ
(медленно — разъясняя),
-- ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка

10.

Осень, осыпается наш сад,
листья жёлтые летят, ввысь они все летят.

11. Основные вокально – хоровые навыки

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из
условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое
осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через
освоение понятий «мажор» и «минор». Включение в распевки различных
звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и
минорных последовательностей, пение capella.
В хоровом пение понятие «ансамбль», единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике;
поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и
согласованность в характере звукообразования, дыхания,
произношения. Необходимо научить поющих прислушиваться к
звучащим рядом голосам.

12. Работа над интонацией Приёмы, помогающие добиться чистоты интонирования

Пение a kapella. Пение без сопровождения помогает
выработать более сосредоточенное поющего к звучанию
своего голоса и пению товарищей в целом.
Пение в сопровождении металлофона или флейты.
Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают
ребёнка петь в высокой позиции звонким звуком.
Пропевание интонационно сложных элементов мелодии
на звук «у». Звук «у» позволяет более точно направить
звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть её.
Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или
группа солистов исполняют партию персонажа.
English     Русский Правила